5 класс урок географии. УМК Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков
Урок по теме: «Путешествие по Африке».
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
учиться характеризовать ГП материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры «рекордсменов материка», объяснять особенности природы и населения, называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.
Уметь работать с различными источниками информации (карта, текст учебника, дополнительный текст), выделять главное в тексте.
Технология обучения: продуктивное чтение.
Методы: словесные, наглядные, классификация и систематизация, работа с картой и учебником, научным текстом.
Планируемый результат: познавательные УУД (формирование умения работать с информацией – текстом, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи); регулятивные УУД (определять цель, проблему, оценивать степень достижения цели); коммуникативные УУД (формирование речевой компетентности); личностные УУД (понимание специфичности черт природы и населения Африки).
Структура урока
Организационный этап.
Актуализация обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала.
Усвоение темы в процессе диалога, исследования, выполнение заданий при работе с текстом, картой.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Организационный этап.
- Здравствуйте ребята, проверьте готовность к уроку: наличие учебника, тетради атласа.
Актуализация обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала.
Сегодня на уроке мы продолжим свое путешествие по планете Земля.
- Какой материк на Земле крупнейший по площади? (площадь 54 км)
На партах у вас лежат листочки. Я буду зачитывать утверждения. Если вы согласны с утверждением, то поставьте знак +, если нет, то -.
Материк Евразия включает две части света. (да)
Евразия не имеет сухопутной связи с другими материками. (нет)
Самая крупная равнина Евразии – Западно-Сибирская. (нет)
На материке находится самое большое озеро нашей планеты – Каспийское. (да)
В Евразии расположены высочайшие горы Земли – Гималаи. (да)
Давайте проверим ваши ответы.
Я вам загадаю загадку: она связана с нашей сегодняшней темой урока.
Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут? Африка
- Правильно. На сегодняшнем уроке мы совершим воображаемое путешествие по Африке.
-Каковы будут цели и задачи на уроке? Какова цель нашего путешествия?
Познакомиться с особенностями Африки, расширить свои представления о природе данного материка.
Записываем тему урока в тетрадь «Путешествие по Африке».
Итак, сначала рассмотрим особенности Географического положения материка.
Работаем с рисунком учебника 65, стр. 115.
- на западе
- на востоке
- на севере
- на северо-востоке
- на какие особенности природы это повлияло?
(Африка – самый жаркий материк).
Действительно это так, здесь находится величайшая пустыня – Сахара (летом воздух прогревается до + 58 градусов, причем в тени).
При характеристике материка обязательно характеризуют и рельеф.
На материке есть и горы и равнины.
Как называется самая высокая точка материка и какова ее высота? (гора Килиманджаро 5895м. это древний вулкан, который извергался в древности)
Есть еще вулканы на материке? (вулкан Кения 5199м.)
В Африке протекает много рек и расположены крупные озера
Назовите их. (реки - Нил, Конго, Замбези, Нигер, Лимпопо, Оранжевая, озера – Виктория, Танганьика, Чад).
Какая река самая длинная? (Нил)
Для изучения сегодняшней темы мы будем работать с текстом.
- Что такое Нил?
- В какой части она протекает?
- Что вы еще о ней знаете?
- что такое Египет?
- Предположите, о чем будет этот текст?
- Если мы познакомимся более подробно с рекой Нил в Египте, то это расширит наш кругозор о материке Африка?
- На основании той информации, которую мы уже рассмотрели сегодня и наших предположений о том, о чем будет этот текст, давайте определим цели и задачи, которые мы себе поставим для работы с данным текстом.
Узнать, как и когда происходит разлив Нила, и какое значение имеет он для жителей Египта. Т.е мы учимся самостоятельно понимать текст.
V – тот материал, который вы уже знаете.
+ - тот материал, который вы узнали сегодня.
? – то, что вы не знаете, не понимаете, хотели бы узнать.
Затем мы обсуждаем, что вы прочитали. Давайте проверим, подтвердились наши предположения, о чем будет этот текст?
Беседуем и уточняем:
- В какое море впадает Нил?
- Что образуется в месте впадения?
- Где Нил берет начало?
- Кто и когда открыл исток Нила?
- Назовите притоки Нила.
- В какие месяцы разливается Нил?
- В чем причина разлива воды?
- Какое значение для египтян имеет разлив реки Нил?
- Посмотрите иллюстрацию. «Долина Нила в Египте». Как она может дополнить текст?
- А какие дикорастущие растения произрастают в Африке, каких животных мы можем встретить на этом материке?
Ответа на этот вопрос в тексте нет. Как мы решим эту проблему? Обратимся к тексту учебника. Стр. 117-118.
Читаем текст учебника и 1 вариант выписывает представителей природной зоны экваториальных лесов, 2 вариант- зоны саванн.
Проверяем, дополняем.
- В тексте рассказывалось о жителях Египта. Каковы их особенности, по каким внешним признакам можно отличить жителя Африки от жителя Европы?
Ответа на этот вопрос в тексте нет. Как мы решим эту проблему? Обратимся к иллюстрации учебника. Рис 68 Стр. 118.
Какой текст мы сегодня с вами читали (научный, художественный)
Насколько помог этот текст раскрыть сегодняшнюю тему урока?
Мы узнали о реке Нил, одной из рек Африки, по территории какого государства она протекает и как жизнь египтян зависит от этой реки, от климата Африки.
Давайте попробуем проверить как вы сегодня внимательно работали с текстом учебника и картами. Прочитайте текст и найдите в нем ошибки:
Африка занимает второе место по площади после Евразии. На западе ее омывает Индийский океан, на востоке – Атлантический. Самая высокая точка материка – гора Килиманджаро – действующий вулкан. В Африке протекает много рек, среди них – Нил, Конго, Янцзы, Замбези. На материке расположено самое глубокое озеро – Танганьика.
Итак, мы можем подвести итог урока. Чему мы сегодня научились?
Что узнали? Какие приемы работы использовали?
Узнали особенности ГП Африки, рельефа, климата материка. Работали с научным текстом и текстом параграфа, учились анализировать текст, выделять главное, находить ответы на вопросы.
Я не знал, что …
Я удивился, что…
Я узнал, что…
Я научился …
Домашнее задание:
Параграф 22. Отметить на контурной карте географические объекты стр. 119. По желанию составить кроссворд по теме Африка из 10 слов.
Разлив Нила в Египте.
Нил впадает в Средиземное море. При впадении он разделяется на рукава по низменной плоскости; это так называемая дельта Нила. Но откуда берется Нил, где начало ему, люди долго не знали.
Только в 1860г. два английских офицера, Спик и Грант, решили во что бы то ни стало увидеть истоки Нила. Они поехали на корабле в Занзибар и оттуда с великими затруднениями и опасностями пробрались пешком в середину Африки. Там они увидели огромное пресноводное озеро, которое в четыре раза больше нашего Ладожского. Это озеро англичане назвали озером Виктория. Из этого озера Нил и берет свое начало.
Пройдя около двух третей своей дороги до Средиземного моря, Нил принимает с правой стороны большой приток, Голубой Нил, который начинается в горной стране Абиссинии. Соединившись с этой рекой, Нил сразу становится вдвое шире.
Другие реки, чем дальше текут, тем становятся полноводнее, а Нил, напротив, чем ближе к устью, тем делается уже, беднее водою. Это оттого, что после слияния с Голубым Нилом Нил протекает по пустыне, теряя свои воды благодаря просачиванию в землю и сильному испарению.
Отчего же разливается Нил? Наши реки разливаются от таяния снегов. В Африке же не бывает зимы, не бывает и снега. Причина разлития Нила другая. Подъем воды в Ниле зависит от тропических дождей в летний период в Абиссинии. В июле вздувается вода и начинает выступать из берегов; высокий уровень удерживается до октября. Так проходит несколько недель. От этих-то дождей вода в Ниле прибывает и через несколько времени достигает Египта.
Теперь вся земля в Египте напиталась водой, и, кроме того, река оставила после себя темный мягкий ил. Который состоит из глины, мелкого песка и сгнивших растений. Этот ил, сохраняя свою влажность, отличается необыкновенным плодородием. Как только река спадет, египетские крестьяне, поскорее сеют на этой влажной темной земле пшеницу, кукурузу, просо, хлопчатник, и урожаи получаются поразительные.
Прочитай предложения и исправь ошибки.
Африка занимает второе место по площади после Северной Америки.
На западе материк омывает Индийский океан, на востоке – Атлантический.
Самая высокая вершина материка – гора Килиманджаро, это действующий вулкан.
В Африке протекает много крупных рек, среди них Нил, Конго, Янцзы, Замбези.
На материке расположено само глубокое озеро мира Танганьика.