СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии в 5 классе по теме: "Открытие Южного материка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает в себя презентацию и разработку урока географии в 5 классе  по учебнику Е.М. Домогацких согласно требованиям ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока №17»

Ф.И.О

Ластовка Алексей Евгеньевич

Место работы

МБОУ СОШ №25 ст. Анастасиевская, Славянский район

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Открытие Южного материка (в разделе 3 «Земля и её изображение» урок № 9)

Базовый учебник

Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, География. Введение в географию 5 класс, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский/ М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.


8. Цель урока: Формирование представлений об открытии Австралии.


9. Задачи:

- обучающие: рассмотреть причины и следствия экспедиций, направлен­ных на открытие Австралии; рассмотреть причины путешествий голландских и англий­ских мореплавателей; познакомить учащихся с ходом экспедиций Абеля Тасмана и Джеймса Кука; раскрыть практическое значение экспедиций.

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой; сформировать представление об общечеловеческом значе­нии результатов экспедиций, направленных на освоение Австралии.

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в классе.


10. Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником. Умение работать с измерительными приборами.

Предметные: объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Высказывать предположение, что такое Неизвестная Южная Земля. Выявлять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй. Рассказывать, кто открыл Австралию, почему кенгуру так назвали.

11.Универсальные учебные действия:

Личностные: анализировать, воспринимать, интерпретировать и обоб­щать географическую информацию, представленную в тек­стовом, иллюстративном и картографическом виде в параг­рафе.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: формирование представлений об открытии Австралии.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

12.Тип урока: урок формирования умений и навыков.

13. Форма работы учащихся: коллективная.

14. Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, карта полушарий.


15. Структура и ход урока.


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

2

Повторение изученного материала

Предлагает заполнить тестовые задания на стр. 50-51 в рабочей тетради.

Задаёт вопросы по изученному ранее материалу (стр.74 учебника).


Выполняют задания в рабочей тетради.



Демонстрируют знания по пройденному материалу (Р,П).



10 мин

3

Актуализация

темы

Предлагает вспомнить, что такое эпоха Великих географических открытий?

Имена, каких путешественников эпохи Великих географических открытий Вам известны?

Какие материки были известны европейцам после плавания Фернана Магеллана?



Вспоминают известные им факты (П).

Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (Л).

Формулируют название темы урока (Р)

3 мин

4

Создание проблемной ситуации

1 . Учитель задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых зе­мель?






Вступая в диалог с учителем и одноклассниками выявляют противоречия - проговаривают и осознают их (К),

анализируют предстоящую деятельность (Р)


Решают проблему, демонстрируя знания (П)





3 мин




























5

Изучение нового материала

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника, презентации и видеофильма «Победа капитана Кука».

Даёт представление о путешественниках открывших и исследовавших берега Австралии.

Предлагает провести сравнительный анализ карт различных эпох.


Работают с текстом учебника, запоминают новые понятия (П),





Решают проблему, демонстрируя знания (К).



Анализируют карты и делают выводы (Р).


15 мин

6

Практикум

- Выполните задания картографического практикума в рабочей тетради на стр. 57-58.



Выполняют практикум, демонстрируя знания (П).




7 мин










6

Итог урока (рефлексия)

Предлагает вспомнить тему и цель урока.

Задаёт вопросы на репродукцию, анализ, синтез и систематизацию знаний. Комментирует и выставляет оценки за урок.


Называют тему и определяют результаты (П), отвечают на вопросы, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы (Л).


5 мин

7

Домашнее

задание

§15 стр. 75-79

Рабочая тетрадь (стр. 54-58)



1 мин.






Просмотр содержимого презентации
«Открытие Южного материка»

Вспомните:

Вспомните:

  • 1. Что такое эпоха Великих географических открытий?
  • 2. Имена каких путешественников эпохи Великих географических открытий вам известны?
  • 3. Какие материки были известны европейцам после плавания Фернана Магеллана?
Открытие Южного материка Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель?

Открытие Южного материка

Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель?

Вы узнаете:

Вы узнаете:

  • 1. Что такое Неизвестная Южная Земля.
  • 2. О причинах путешествий испанских, голландских и английских мореплавателей направленных на открытие Австралии.
  • 3. Об экспедиции Абеля Тасмана.
  • 4. Об экспедиции Джеймса Кука.
Неизвестная Южная Земля

Неизвестная Южная Земля

  • Всеми античными географами признавалось, что значительную или даже наибольшую часть южного полушария занимает гипотетическая суша. Позднее за этим Южным континентом утвердилось название «Terra Australis». Эта гипотеза, возникшая по крайней мере во II веке до н. э., держалась около 2 тысяч лет, до последней четверти XVI века.
Португальские открытия

Португальские открытия

  • После открытия португальским мореплавателем Васко да Гама в 1498 году морского пути вокруг Африки в Индию, португальцы убедились в том, что торговля только с Индией не удовлетворит их. В 1512 году португальцы добрались до Молуккских островов. Одновременно с укреплением своих позиций на Молукках португальцы предприняли плавания в поисках мифических «Островов золота». Одно из них в 1522 г. завершилось первым посещением северо-западного побережья Австралии. Лавры первооткрывателя отдают Криштовану де Мендонсе . Никаких подробностей плавания не сохранилось.
  • Португальцы нанесли открытые ими участки побережья на свои засекреченные карты. Очевидно, португальские суда до 1540 г. иногда подходили к северному и северо-восточному берегам Австралии.
Испанские открытия  Луис Торрес

Испанские открытия Луис Торрес

  • В декабре 1605 г. с западного побережья Южной Америки из Кальяо (Перу) двинулась на запад через Тихий океан к Филиппинам испанская экспедиция, с надеждой найти мифический южный материк.
  • Командиром одного из трёх кораблей был Луис Ваэс Торрес.
  • В своём отчёте Торрес сообщает, что он шёл вдоль южного берега Новой Гвинеи 300 лиг (около 1800 км), затем «из-за мелей и сильных течений отошел от берега и повернул на юго-запад.
  • Испанское правительство держало это великое открытие, как и многие другие, под строжайшим секретом.
Голландские открытия  Виллем Янсзон

Голландские открытия Виллем Янсзон

  • Первые известия об открытии голландцами Австралии относятся к попытке обследовать южное побережье Новой Гвинеи.
  • С этой целью в конце 1605 г. из Бантама (Западная Ява) на небольшом корабле (пинассе) «Дейфкен» («Голубок») Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчеством Янц. Когда «Голубок» пересек центральную часть Арафурского моря в юго-восточном направлении, моряки неожиданно наткнулись на какую-то землю. Это был западный берег полуострова Кейп-Йорк.
Голландские открытия  Виллем Янсзон

Голландские открытия Виллем Янсзон

  • Немного севернее современного города Уэйпа, голландцы произвели первую документально доказанную высадку европейцев на Австралийском континенте.
  • Затем «Голубок» направился на юг вдоль плоского пустынного берега, но 6 июня 1606 г. от мыса Кервер «Поворот», у 13°50' ю.ш. почему-то развернулся на север, хотя, как убедился Янц, берег тянулся и далее к югу. В заливе Альбатрос голландцы впервые столкнулись с австралийскими аборигенами — с обеих сторон погибло несколько человек. Продолжая движение к северу, моряки проследили около 350 км побережья полуострова Кейп-Йорк, названный Янцем Новой Гвинеей.
Голландские открытия  Виллем Янсзон

Голландские открытия Виллем Янсзон

  • Участник экспедиции Ян Лодевейк Россенгин нанёс обнаруженную землю на точную карту, дошедшую до наших дней. Далее к северу, уже в Торресовом проливе, о существовании которого голландцы, вероятно, и не подозревали, они открыли ряд островков и миновали рифы, отмеченные на карте как «страшные».
Голландские открытия

Голландские открытия

  • Западный берег Австралии был открыт 25 октября 1616 капитаном Дирком Хартогом (судно «Согласие», 800 т), приставшим к нему у 25°30' ю.ш. и проследившим его на протяжении около 300 км. В 1619 Фредерик де Хаутман подошёл к побережью южнее современного Перта под 32°30' и прошёл вдоль него на север, правда, не следуя постоянно вдоль изрезанного бухтами побережья.
  • Экспедиция Яна Карстенса и Вилля ван Колстера в 1623 на кораблях «Пера» и «Арнем», идя от Новой Гвинеи к югу, зашла в большой залив, берег которого был ими осмотрен при отыскивании годной для питья воды. По имени одного из этих кораблей получил своё название полуостров Арнем-Ленд, залив получил название Карпентария.
Голландские открытия  Абель Тасман

Голландские открытия Абель Тасман

  • В 1642 генерал-штатгальтер Ван-Димен отправил небольшую экспедицию (110 человек) на двух судах «Хескерк» (120 т) и «Зехан», поставив во главе её наиболее предприимчивого мореплавателя того времени, Абеля Тасмана. Тасман должен был попытаться обнаружить на возможно высоких широтах для исследования Южный материк, обогнув с юга Новую Голландию, как были названы открытые голландцами берега.
Голландские открытия  Абель Тасман

Голландские открытия Абель Тасман

  • 24 ноября 1642 г. Тасман открыл высокий западный берег земли названной им Землей Ван-Димена (теперь Тасмания). Тасман двинулся вдоль южного выступа и нашёл большой залив (Сторм). Высадившиеся для пополнения запасов продовольствия и воды моряки были поражены высотой и мощью деревьев — европейцы впервые познакомились с эвкалиптами. Проследив 700 км береговой линии новооткрытой земли и увидев, что она протягивается на северо-восток, Тасман решил продолжить плавание на восток, воспользовавшись тем, что ветер постоянно дул с запада, так и не узнав, остров он открыл или полуостров.
Вопросы на репродукцию знаний:

Вопросы на репродукцию знаний:

  • 1. В чем состоит заслуга испанских моряков в поисках Южного материка?
  • 2. Как голландцы назвали новый материк?
  • 3. Почему длительное время открытие нового материка оставалось тайной?
  • 4. Какие цели ставились перед кругосветным плаванием под руководством Джеймса Кука?
  • 5. Каких необычных животных увидел Джеймс Кук на новом материке?
  • 6. Откуда происходит название «кенгуру»?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний:

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний:

  • 1. Что означает в названиях географических объектов слово «земля»?
  • 2. Какие выгоды хотели получить голландцы от тайного владения новым материком?
  • 3. Почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Джеймс Кук?
  • 4. Почему англичане назвали новый материк Австралией?
  • 5. Почему первооткрывателем Австралии считают Джеймса Кука?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • §15 (стр. 75-79)
  • Рабочая тетрадь стр. 54-58