Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «22»
Конспект урока по геометрии
в 7 классе
«СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА».
Учитель математики Леденева Н.В.
ст.Новотроицкая 2016г.
Цель урока: доказать теорему о сумме углов треугольника, ввести понятия внешнего угла треугольника, остроугольного, прямоугольного, тупоугольного треугольника; рассмотреть задачи на применение этих теорем; воспитывать познавательную активность, логическое мышление, уважение к предмету; показывать простоту и гениальность доказательства теорем и чувство прекрасного на конкретных примерах.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока:
1. Повторение пройденного материала:
Вопросы:
а) смежные углы, теорема о смежных углах;
б) вертикальные углы, теорема о вертикальных углах;
в) признаки параллельности прямых;
г) аксиома параллельных прямых;
2. Практическое задание:
а) построить произвольный треугольник;
б) с помощью транспортира измерить углы этого треугольника;
в) сложить полученные градусные меры углов;
Что получилось?
3. Объяснение нового материала:
а) Сумма углов треугольника.
б) Теорема: сумма углов треугольника равна 180˚.
в) Закрепление. № 223 а), г), № 226.
г) Внешний угол треугольника.
Определение: Внешним углом треугольника называется угол смежный с каким-нибудь углом этого треугольника.
Теорема: Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
Следовательно,
д) еще один способ доказательства теоремы о внешнем угле треугольника:
АВ||CD,
(при изучении нового материала используется презентация. )
1. Теорема: Сумма углов треугольника равна 1800. (слайд 2)
Один ученик выходит к доске и составляет план доказательства при помощи всего класса. (опорный рисунок слайд 3)
На применение теоремы устно разбирается задача (слайд 4)
2. Определение: Внешним углом треугольника называется угол, смежный с внутренним углом треугольника. (слайд 5)
∟4 – смежный с ∟3 треугольника, значит, ∟4 – внешний угол этого треугольника.
Задание классу (дать на обдумывание 2 – 3 минуты, а затем заслушать варианты ответов):
- Докажите, что ∟4 = ∟2 + ∟1 и сформулируйте свойство внешнего угла треугольника.
Доказательство: ∟4 = 1800 - ∟3. Но так как ∟1 + ∟2 + ∟3 = 1800, то ∟1 + ∟2 = 1800 - ∟3, отсюда следует, что 1800 - ∟3 = ∟4 = ∟1 + ∟2, что и требовалось доказать.
Свойство внешнего угла треугольника: Внешний угол треугольника равен сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним.
Решение задачи на применение свойства внешнего угла треугольника. (слайд
Е) решение задачи №229.
4. классификация треугольников по углам.
Вопросы;
Может ли треугольник 2 прямых угла?
Может ли треугольник 2 тупых угла?
Может ли треугольникпрямые и тупые углы?
Вывод:в треугольнике либо 3 угла острые или 2 – острые,
а третий угол прямой или тупой.
Остроугольный Тупоугольный Прямоугольный
В) решениезадач №228 а,№231,
4. Закрепление изученного материала.
1. Устно решить задачи № 223 (б, в, г), 225, 226.
Ответы и указания к задачам:
Задача № 223
б) 260; в) 1800 - 3α; г) 600.
Задача № 225
∟А = ∟В = ∟С, ∟А + ∟В + ∟С = 1800, значит, ∟А = 600, ∟В = 600, ∟С = 600.
Задача № 226
Если бы углы при основании равнобедренного треугольника были прямыми или тупыми, то сумма этих углов была бы равна или больше 1800, что противоречит теореме о сумме углов треугольника.
2. Письменно решить задачи № 228 (в), 227 (б) (один ученик работает у доски, а остальные – в тетрадях).
Задача № 228 (в)
Используя задачу № 226, имеем, что 1000 – это градусная мера угла, противолежащего основанию равнобедренного треугольника. Значит, сумма углов при основании равна 800. С учетом того, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, имеем, что каждый угол равен 400.
Ответ: 400, 400, 1000.
При решении задачи можно использовать наводящие вопросы:
1) Может ли угол при основании равнобедренного треугольника быть равным 1000?
2) Чему равна сумма углов при основании равнобедренного треугольника? А каждый из них?
Задача № 227 (б)
Пусть ∟С = х, тогда ∟BCD = 3x. Но ∟C + ∟BCD = 1800, тогда х + 3х = 1800, х = 450, тогда ∟A = ∟C = 450, ∟B = 900.
Ответ: 450, 450, 900.
При решении задачи можно использовать наводящие вопросы:
1) Чему равен угол при основании равнобедренного треугольника, если он в три раза меньше внешнего угла, смежного с ним?
2) Чему равны другие углы данного треугольника?
5. Подведение итогов урока.
Устный фронтальный опрос учащихся об изученном материале.
6. Постановка домашнего задания.
57 Подведение итогов.
Домашняя работа: пункты 30 ,31
№223 б, 228 б.
6. Тесты
Вариант 1: вариант2:
1. Найдите С,если А=43, В=37 А=56, В=44
1)110; 2) 101; 3)100. 1)100; 2)80; 3) 79.
2. найдите углы при вершине равнобедренного треугольника,
А=50 С=70
1)50; 2)80; 3) 65. 1)60; 2) 50; 3) 40.
3. Найдите угол при основании равнобедренного треугольника,
В=40 . В=80.
1)71; 2) 70; 3)100. 1)20; 2)49; 3) 50.
4. Найдите острый угол прямоугольного треугольника,
А=30. В=60
1)30; 2) 90; 3)60. 1)30; 2) 90; 3)60.
5. Найдите внешний угол равностороннего треугольника,
1)60; 2) 120; 3)100. 1)100; 2) 60; 3)120.