ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Открытый урок
по граждановедению
на тему:
«СОБСТВЕННОСТЬ.
ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ»
Учитель граждановедения
СШ № 33
Прокушкин А.В.
20 октября 2006 г.
Тема: Собственность. Государственная собственность.
Время урока: 30 минут.
Цели урока:
Объяснить учащимся, что такое собственность.
Виды собственности в КР.
Отношение к собственности.
Защита собственности.
Дидактический материал: отрывок из сказки «Лиса и заяц»; Конституция КР статья 4.
Методы урока: «мозговой штурм», решение казусов, обсуждение отрывков из произведений, работа с таблицей.
Результаты урока:
Учащиеся поймут, что такое собственность, определят ее компоненты.
Смогут отличить государственную собственность от частной.
Ход урока:
Мысленная прогулка – 3 мин.
Обсуждение отрывков из произведений – 5 мин.
Мини-лекция – 5 мин.
Работа с таблицей – 5 мин.
Решение казусов – 10 мин.
Подведение итогов – 2 мин.
Стадия вызова.
Урок можно начать с мысленной прогулки. Представьте, что ваш класс не знает, что такое собственность. Все, что находится в классе, принадлежит одновременно всем. Вам понравился «крутой» рюкзак Анвара, а Эркину – «сотка» Вадима. Наташа одела новую куртку Светы, а Гульнара – «вандамку» Сауле. Кайрат взял новый пенал Эльмиры, а Лена – тетради Жени.
Начался урок. У многих нет тетрадей, у некогторых ручек, учебников. И сидеть-то не на чем, потому что Миша и Азат сломали несколько стульев…
- Хотели бы вы учиться в такой обстановке?
- Почему такой хаос в классе?
Вывод:
каждая вещь должна иметь своего хозяина (собственника).
Что такое собственность?
Определение собственности записать в тетрадь.
Собственность – это отношение человека к материальным благам или отношение между людьми с точки зрения присвоения вещей.
Открытые вопросы
Какие вещи принадлежат только тебе?
Какие вещи ты можешь обменять, отдать, поджарить?
Мини-лекция
Дать понятие права собственности.
Раскрыть содержание понятий: владеть, пользоваться, распоряжаться.
Дать определение государственной и частной собственности.
- Кто может быть собственником?
- Что может делать собственник с принадлежащей ему вещью?
Право собственности – это охраняемое законом право человека по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Права собственника



Право владеть
Право пользоваться
Право распоряжаться
Владеть – это значит быть хозяином вещи.
Пользоваться – значит извлекать из вещи полезные свойства.
Распоряжаться – значит решать судьбу вещи.
Вещи, находящиеся в нашей собственности, очень полезны. От собственности зависит наше благополучие, удобства повседневной жизни.
Есть собственность, принадлежащая всем. Еще с детства вы может быть помните стихи С. Михалкова:
Ты посмотри по сторонам,
Все это наше, это – нам,
И горы, и луга!...
По Конституции КР (ст. 4 п.2) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.
Формы собственности в КР


Государственная
Частная
Государственная собственность – это собственность, которой владеют и пользуются все граждане Кыргызстана.
Государственная собственность предназначена для удовлетворения интересов больших групп людей – всего населения Кыргызстана.
- Что ты встречаешь в нашем городе, относящееся к государственной собственности? (Ребята отвечают)
Частная собственность – это собственность граждан, негосударственных объединений, общественных и религиозных организаций. Все, что не относится к государственной собственности, относится к частной собственности.
Обсуждение казусов.
У Анары день рождения. Ей исполнилось 12 лет. Она пригласила одноклассников. Собрались на Новой площади, недалеко от ее дома и тут же вспомнили, что не купили цветы. Решили сорвать цветы с клумбы, они там были такие красивые. В оправдание сказали, что они ничьи, они растут для всех…
Арман в классе разрисовал парту. Наташа возмутилась: «Ты что делаешь?» Я ведь сижу на этом месте». Вступил в спор Игорь: «Наташа! – говорит он, - что ты из мухи слона делаешь?»
Идет урок истории. Вдруг на весь класс раздаются громкие, сигналы сотового телефона. Этот телефон принадлежит соседу Болота Косте. Болот выхватил телефон и выбросил его в окно.
Вывод: к собственности, будь она государственная или частная, нужно относиться бережно, уважительно.
Чтение и обсуждение отрывка из сказки «Лиса и заяц»
- Как человек должен относиться к чужой собственности?
- Как поступила лиса, забрав домик у зайца?
Вывод: независимо от того, кто является собственником – государство или человек, права всех собственников признаются равными. Все они имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, а остальные должны уважительно относиться к чужой собственности.
Проверка знаний по контрольным вопросам в тексте для ученика и работа по заполнению таблицы.
Государственная собственность | Частная собственность |
1,2,5,6,8,11,13,14 | 3,4,7,9,10,12,15-20 |
Задание «Соотнеси»
Школа
Земля
Зубная щетка
Майка
Нацбанк
Железная дорога
Тапочки
Поликлиника
Квартира
Посуда
Река
Магазин
Библиотека
Лес
Церковь
Мечеть
Карандаш
Машина
Часы
Казино
Подведение итогов урока.