СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИКБ "Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  будет полезна учителям ИКБ , классным руководителям, учителям башкирского языка.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ИКБ "Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре"»

Урок истории и культуры Башкортостана

Тема: ОБРАЗ САЛАВАТА ЮЛАЕВА В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ.

Цель:1. Совершенствовать знания обучающихся о культуре и искусстве Башкортостана на примере образа Салавата Юлаева; познакомить с творчеством художников, раскрывающих образ С.Юлаева, 2 Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь; развивать навыки самостоятельной и поисковой работы; 3.Воспитывать любовь к родному краю, к духовному и культурному наследию края.


ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, выставка книг, эскизы работ Х.Хабибрахманова, презентация, компьютер.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе,

Пусть в классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем время терять

Здравствуйте!” Доброе утро, гости, ребята!

2. Актуализация знаний учащихся.

Вначале вспомним материал предыдущих уроков, и узнаем, о ком пойдет речь на уроке.

Но для этого должны решить кроссворд. В добрый путь.(слайд4)

КРОССВОРД

1.









2.





3.






4.










5.












6.










7.
























По горизонтали:

1. Башкирский народный праздник в честь окончания посева. (Сабантуй).

2. Башкирское селение.(Аул)

3.Боевое и охотничье оружие башкир в древности.(Лук)

4.Старый мудрый человек. (Аксакал)

5.Народный башкирский праздник в честь начала весны. ( Воронья каша)

6. Название крупной реки Башкортостана и города в Краснокамском районе.(Агидель)

7.Башкирская шуточная песня (частушка).(Такмак)

По вертикали: Какое слово получилось? (Салават).

- Молодцы, справились с заданием.

3. Целепологание.

-Значит, о ком мы будем говорить на уроке?

- О С.Юлаеве.

- Кто он такой? Что вы знаете о нем? (ответы учеников).

-Легендарный герой башкирского народа.

-Поэт-импровизатор

-Какие стихи он писал? ( «Мой Урал», «Соловей», «Стрела», «Мой кош»).

-Борец за свободу.

Символ, изображен на гербе РБ.

- Создано много преданий и песен, написано картин, созданы памятники.

-Хорошо.

4. Определение темы и цели урока.

- У нас почему –то буквы разбежались и надо привести их в порядок, чтобы мы узнали тему урока.

-Кто поможет мне ?

( Слаавта О базрЮ алаев а в вижопсии и кульпстуре) (слайд5)

(Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре). ( слайд6)

-Правильно, молодец.

Чтобы не запутаться и не потеряться в мире искусства запишите число и тему урока в тетрадях. (запись на доске).

На уроке сегодня мы продолжим разговор о Салавате Юлаеве, познакомимся с художниками, которые воспели образ героя в своих работах, и тем самым выразили любовь, уважение к духовному и культурному наследию башкирского народа через разные жанры искусства.

5.Новый материал урока.

А помогут в этом нам наши экскурсоводы.

Теперь я вам раздам карту с таблицей, которую вы должны будете заполнить.


Образ Салавата Юлаева в живописи и искусстве.

п.п.

Автор

Название произведения

Год создания

Жанр

1.




2.





3




4.




5.






Вначале посетим Художественный музей имени М.Нестерова.(слайд7).

В лучших традициях русской классической живописи написано мужественное и трагическое полотно «Поимка Лежнева». Картина написана в 1930 году. События как известно происходили близ д.Миндяшево, Шайтан-Кудейской волости. (слайд 8).

- Теперь мы немного поработаем над содержанием картины. (слайд9)

- Какое время года изображено на картине?

-Кто изображен в центре полотна?

-Каким изображен здесь герой картины?

- На заднем плане картины, что вы видите?

- Что хотел сказать художник своим произведением? Каким показал здесь С.Юлаева?


-Далее мы направляемся в Национальный музей Республики Башкортостан. (слайд 8)

Поведет туда нас Петрова Екатерина


Посмотрите внимательно на картину, которая есть у вас в учебнике, и ответьте на вопросы:

- Кого изобразил Алексей Александрович на переднем плане картины?

- В центре картины мы видим С. Юлаева, каким изобразил его художник?

- Как вы думаете, где происходят события? Где допрашивают Салавата?

-А что вы видите на заднем плане полотна?

-А что еще можно сказать о Салавате Юлаеве? Какой он?

Теперь заполним нашу карту –таблицу.


Вероятно, устали все и пора нам немного отдохнуть. (физминутка)

Упражнения выполняются сидя.(релаксация) .

(под спокойную башкирскую музыку).(слайд 14)

1. Закроем глаза и представим, что попали в Салаватский район, горы, тишина, чистый воздух.

Как змея извивается дорога и с высоты обрывов открывается беспредельная даль долин Сима, Юрюзани с панорамой, смытой мглой покрытых лесом вечнозеленых гор Урала. Мы прибываем в Салаватский район, с.Малояз. Открываем глаза. Продолжим работу.

- Куда мы прибыли?

-В с.Малояз, Салаватского района. (слайд15)

- Что же здесь ждет нас интересного для нас есть ?

- Кто мне подскажет? (слайд15)

-Музей Салавата Юлаева.(слайд 15)

Совершенно верно.

В этот музей нас поведет Сапаева Ольга.

В музее представлены живописные картины известных башкирских художников, запечатлевших уголки природы, связанные с именем Салавата, а также варианты образа Салавата, эпизоды из его жизни. Привлекают внимание шесть бронзовых фигур, обрамляющих здание и имеющих символические названия: «Борьба», «Призыв», «Свобода», «Прощание», «Песня», «Память».(слайды15,16).

-Кто же является автором данных скульптур?

- Что же мы о нем знаем? (слайд17,18)

-Ребята, нас интересует еще одна работа. Мы возвращаемся обратно в г.Уфу.(слайд 19).

- Что мы видим?

- В каком году он установлен?

Памятник установлен к 10-летию суверенитета Башкортостана. Выполнен он из кованой меди. Автор предлагает в нём свое видение образа, в пластике фигуры, лица, спокойной уверенности позы которого – ощущение волевой и физической собранности. Скульптор одновременно привносит в его трактовку романтические ноты, показывая Салавата, как вдумчивого поэта. 

Конечный пункт нашей экскурсии конный памятник С.Юлаеву .(слайд 20)

-Кто является скульптором памятника?

-Что вы знаете о нем, расскажите.

-Теперь заполняем таблицу.

Мы завершаем свою экскурсию в мир искусства, которая рассказала и показала нам об образе

С. Юлаева в живописи и скульптуре

- Каким мы увидели С.Юлаева?

4. Закрепление.

Давайте проверим как вы усвоили материал урока и проведем тест со взаимопроверкой.

1.Как называется одна из лучших картин А.А. Кузнецова о народном герое?

   А) «Допрос Салавата»

   Б) «Поимка Салавата»

   В) «Непокоренная воля»

2. Где находится музей С.Юлаева?

   А) С.Малояз, Салавтский район,

Б) с Миндяшево, Салаватский район.

В)г.Уфа

3. Автор картины "Поимка Салавата":

А) А. Кузнецов;

Б) А. Лежнев;

В) Г. Мустафин.

4. В каком году написана картина А.А.Кузнецова «Допрос Салавата»:

А) в 1950 году;

Б) в 1955 году;

В) в 1960 году.


5. Автор памятника Салавату Юлаеву, установленного около здания Курултая:


А) А.Кузнецов;

Б) С.Тавасиев;

В) Х.Хабибрахманов.


Теперь внимание на экран и проверяем и оцениваем.(слайд 20).

5. Рефлексия.

– Ребята, оценим свою работу на уроке.

– У каждого на парте лежат три карточки разного цвета:

Красный - работал в полную силу.

Зеленый – работал хорошо.

Желтый - мог бы работать получше.

Учащиеся показывают карточки, высказываются.


6.Итог урока. Оценивание.


7. Теперь запишите домашнее задание.

Домашнее задание:

1. С.62-63, прочит., отв. на вопрос 2, с.62.

2. собрать материал о памятнике Нечаевой Т.П. и дополнить таблицу.

3. Изучить образ С. Юлаева в музыке, театре и кино, используя Интернет.