СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Искусства в 8 классе на тему: "Знаково-символический характер искусства"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект и презентацию для урока искусства в 8 классе на тему: "Знаково-символический характер искусства". Разработка составлена по учебнику «Искусство. 8-9 классы» (Сергеева Г.П. и др.)

Просмотр содержимого документа
«Знаково-символический_характер_искусства_8_КЛАСС»

ГАПОУ МО «Губернский колледж»

















Конспект

урока по искусству на тему:

«Знаково-символический характер искусства»

в 8 классе


Будниковой Елены Юрьевны.






























г. Серпухов

2017

Класс: 8

Тема урока: «Знаково-символический характер искусства»

Форма проведения: беседа

Цель: Раскрыть знаково-символический характер искусства. Выявить разницу между символом и знаком.

Задачи:

Образовательные:

— Дать понятия словам «символ», «знак»;

— Объяснить разницу между символом и знаком:

— Рассмотреть натюрморт «ванитас», символические портреты, выявить их основные символы, их значение.

Развивающие:

— Развивать умение выявлять и объяснять смысл различных предметов и явлений, изображаемых на картинах;

— Развивать умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

— Воспитывать уважение и интерес к искусству различных стран, эпох;

— Воспитывать усидчивость, внимательность, уважение к своим одноклассникам.

Оборудование:

Для учителя: презентация по теме занятия; учебник «Искусство. 8-9 классы» (Сергеева Г.П. и др.)

Для учащихся: тетрадь по искусству, учебник «Искусство. 8-9 классы» (Сергеева Г.П. и др.).


Литература: infourok.ru; nsportal.ru, учебник «Искусство. 8-9 классы» (Сергеева Г.П. и др.).























ХОД УРОКА

1. Организационный момент (15 секунд)

(1 слайд)

2. Актуализация знаний учащихся (1 мин)

— Какую тему вы проходили на прошлом уроке? О чем вы говорили на прошлом уроке?

3. Беседа. Сообщение темы и целей урока. Объяснение нового материала.

(2 слайд) — Тема нашего сегодняшнего урока — «Знаково-символический характер искусства». На уроке мы выясним, чем отличаются понятия «символ» и «знак», рассмотрим символику различных картин, а также вы выполните небольшое задание.

— Символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

— Как вы понимаете слово «знак»? Запишите в тетрадь определение.

(3 слайд) Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

— Как вы считаете, чем знак отличается от символа? Как вы понимаете слово «символ»?

(4 слайд)Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. Запишите определение в тетрадь.

(5 слайд) — Отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. (спросить, что обозначают знаки на слайде) Например, палец у сомкнутых губ выражает просьбу сохранять молчание. Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание.

Что может являться символом? Символизировать что-то могут цвета, фигуры, изображения животных.

Что проще истолковать — знак или символ? Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в отличие от знака, может толковаться в нескольких вариантах.

(6 слайд) — В истории были времена, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Одним из примеров можно считать средневековое христианское искусство. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса символ Богоматери.

— С течением времени символы в искусстве перестают носить исключительно религиозный характер. Иногда  обычные  предметы,  необычно соединенные  в  одной  композиции,  представляют  собой  сложные  для  разгадывания  образные коды. В 17 веке в Нидерландах получил распространение поджанр живописного искусства эпохи барокко — ванитас (vanitas), также известный как «суета сует». Кто-нибудь знает что-то о жанре ванитас? (Если ничего не знают, прочитать из учебника, стр. 62) Что изображали на этих картинах? (7 слайд) Рассмотрите репродукцию картины «Суета сует» Юриана ван Стрека на странице 60 учебника или на слайде.

(8 слайд)Ва́нитас (лат. vanitas — «суета, тщеславие» — «суета сует») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Запишите определение в тетрадь.

Для чего предназначались такие натюрморты? Подобные картины являлись ранней стадией развития натюрморта и (9 слайд) предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Записать назначение натюрморта ванитас в тетрадь.

(10 слайд) — Рассмотрим две репродукции на слайде. Это два натюрморта разных художников. Какие предметы художники изобразили на данных натюрмортах?

— Как мы уже заметили, главным предметом ванитаса является череп. Что же означает череп? (11 слайд) Запишите в тетради подзаголовок «Символика ванитаса». Мы рассмотрим несколько основных и самых распространенных символов ванитаса. (Спросить про значение каждого предмета)

(12 слайд) Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы.

(13 слайд) Цветы (чаще всего увядающие): роза — символ любви, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — символ покоя, в данном случае символ смертного греха лености (леность - лень). Тюльпанобъект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

(14 слайд) Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.

(15 слайд) Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

(16 слайд) Игральные карты — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.

(17 слайд) Разбитая посуда, стеклянные бокалы. — пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость.

(18 слайд) Песочные и механические часы — быстротечность времени.

(19 слайд) Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. (эфемерность - обманчивость, нереальность, мнимость, непрочность, иллюзорность, мимолетность, недолговечность)

(20 слайд) Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти.

(21 слайд)Что вы можете сказать о колорите ванитаса? В каких тонах выполнены эти натюрморты? В основном художники используют темные, коричневатые, мрачные цвета, что также символизирует увядание, смерть.

— Итак, какой мы можем сделать вывод о символах натюрморта ванитас? Символы любого ванитаса указывают на быстротечность жизни, бессмысленность и греховность земных наслаждений.

(22 слайд) — Символы есть и в портретах кисти нидерландских художников. Рассмотрим репродукцию на слайде. Знаете ли вы, что это за картина? Кто ее автор, как она называется? Кто на ней изображен? (жених и невеста, супруги)

(22 слайд (нажать еще раз)) — Перед нами репродукция картины известного фламандского живописца 15 века Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (чета - супружеская пара) (записать название, автора). Это первый известный в европейской живописи парный портрет. Картина является одним из наиболее трудноинтерпретируемых произведений западной школы живописи Северного Возрождения, а споры о том, кто же изображён на ней, продолжаются и в настоящее время. Что вы можете сказать об этой картине? Какие символические предметы вы видите на портрете?

— Данный портрет наполнен символическими моментами, жестами, спорными моментами. У многих зрителей возникает вопрос — беременна ли невеста? Искусствоведы склоняются к тому, что женщина одета в модное по тем временам платье с подобным эффектом или же просто придерживает подол тяжелого пышного платья.

(23 слайд) Любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой Арнольфини придерживает жену. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. 

Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. (24 слайд) Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. Маленькая собачка – это верность. (25 слайд) В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. (26 слайд) Четки – знак благочестия, щетка – чистота. 

(27 слайд) Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», — сказано в Ветхом Завете. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». 

(28 слайд) Отдельного внимания заслуживает зеркало на стене. Оно отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек. Их лиц не разобрать, но ясно, что это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу. Косвенным подтверждением этой догадки является (29 слайд) надпись над зеркалом: «Johannes van Eyck fuit hic», т. е. «Ян ван Эйк был здесь». 

(30 слайд) — Символика присутствует и в портретах российских художников 18 века. Посмотрите на репродукцию на слайде. Кому-нибудь знакома эта картина? Как вы думаете, кто на ней изображен?

(30 слайд (нажать еще раз)) — Эта картина — «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» кисти известного портретиста рубежа 18-19 веков Дмитрия Григорьевича Левицкого (записать название, автора). Левицкий написал множество заказных портретов Екатерины – все крупные вельможи должны были иметь их у себя дома, что выразить свою любовь императрице. Один из заказов он получил от государственного канцлера А.А. Безбородко, ценителя искусства, обладателя большой коллекции живописи и покровителя Левицкого. И вот здесь художник решил пойти особым путем. Он создает портрет – наказ, то есть представляет образ идеального правителя, такой, какой хотелось бы видеть интеллигентным думающим людям.

Что вы можете сказать об этом портрете? Нравится ли он вам? Какие символы вы видите на картине?

— На картине множество символических предметов — лавровый венец на голове императрицы, горящие маки, книги, орел, статуя богини Правосудия, корабли на заднем плане. (Спросить про каждый предмет, что означает по мнению учащихся)

(31 слайд (нажимать несколько раз))Лавровый венец — символ славы, победы или мира. Горящие маки — чаще всего мак является символом покоя, спокойствия. Соответственно, горящие маки могут означать жертвование собственного спокойствия. Книги символизируют знания и истину, а орел — символ победы, охраняющий истину. Статуя богини Правосудия символизирует государственную деятельность изображенной персоны. Корабли на дальнем плане напоминают о победах России на Черном море.

— Вот как сам художник описывал свое полотно: «Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. В дали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

(Перун - бог-громовержец славян; молния, т.е. оружие Зевса)

4. Практическое задание.

(32 слайд) — Ребята, мы поговорили о многих символах в изобразительном искусстве. Теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. На слайде перед вами репродукция картины. Напишите в тетради мини-эссе о смысле данной картины, объясните, что означают изображенные предметы. Затем некоторые прочтут свои эссе классу.

— Прежде, чем начать, назовите символы, которые вы видите на этой картине.

5. Закрепление материала.

— О чем мы говорили сегодня на уроке? Что вам запомнилось, понравилось?

— Какие картины вы сегодня анализировали? (название, автор)

— Что такое ванитас? Где он появился? Что на нем изображали?

— Назовите основные символы ванитаса. Что они означают?

— Что вы узнали о «Портрете четы Арнольфини»? Какие предметы на картине несут особый смысл?

— Что вы узнали о «Портрете Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»? Какие предметы на картине несут особый смысл?

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

(33 слайд)Домашнее задание: стр. 63 — Художественно-творческое задание: подберите  произведения —  музыкальные,  поэтические  или  изобразительного  искусства,  которые  языком  знаков  и  символов  рассказали  бы  о  каком-либо  событии  вашей  жизни,  о  том,  что оставило  след  в  вашей  памяти,  в  душе.

— Сегодня на уроке мы поговорили о символах и знаках в искусстве, обсудили натюрморт ванитас и изучили его символы, рассмотрели репродукции картин Яна Ван Эйка и Д. Г. Левицкого, а также проанализировали натюрморт. Спасибо за урок, до свидания!



Просмотр содержимого презентации
«Знаково-символический_характер_искусства_8_КЛАСС»

Знаково-символический характер искусства

Знаково-символический характер искусства

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий.

Символ — это предмет, действие, раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Символ — это предмет, действие, раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

«Троица» Андрей Рублев XV в.

«Троица»

Андрей Рублев

XV в.

Юриан ван Стрек «Суета сует»

Юриан ван Стрек

«Суета сует»

В а́ нитас ( лат. vanitas — «суета, тщеславие» — «суета сует» ) — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

В а́ нитас ( лат. vanitas — «суета, тщеславие» — «суета сует» ) — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.

Бартоломеус Брейн Старший,

1-я пол. XVI в.

Назначение ва́нитаса Напоминание о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Назначение ва́нитаса

Напоминание о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Филипп де Шампань,

2-я пол. XVII в.

Якоб Марель Симон Ренар де Сен-Андре

Якоб Марель

Симон Ренар де Сен-Андре

Символика ванитаса

Символика ванитаса

Череп — напоминание о неизбежности смерти.

Череп

напоминание о неизбежности смерти.

Цветы  — символ любви.  Роза — символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием. Тюльпан — символ покоя, символ смертного греха лености. Мак

Цветы

 — символ любви. 

Роза

символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Тюльпан

символ покоя, символ смертного греха лености.

Мак

Морские раковины, улитки Раковина моллюска обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. 

Морские раковины, улитки

Раковина моллюска обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. 

Гаснущая, дымящая свеча Горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

Гаснущая, дымящая свеча

Горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

Игральные карты Знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.

Игральные карты

Знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.

Стеклянные бокалы (разбитые) Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость. 

Стеклянные бокалы (разбитые)

Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость. 

Песочные, механические часы Быстротечность времени.

Песочные, механические

часы

Быстротечность времени.

Музыкальные инструменты, ноты Краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Музыкальные инструменты,

ноты

Краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Мыльные пузыри Краткость жизни и внезапность смерти.

Мыльные пузыри

Краткость жизни и внезапность смерти.

Якоб Марель Симон Ренар де Сен-Андре

Якоб Марель

Симон Ренар де Сен-Андре

«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк

Супруг подает левую руку — символ неравного брака.

Супруг подает левую руку — символ неравного брака.

Апельсины — райское блаженство, богатство. Маленькая собачка — верность.

Апельсины — райское блаженство, богатство.

Маленькая собачка — верность.

Одна горящая свеча — присутствие Святого духа.

Одна горящая свеча — присутствие Святого духа.

Чётки – знак благочестия. Щётка – чистота.

Чётки – знак благочестия. Щётка – чистота.

Для пары пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». 

Для пары пол комнаты во время

бракосочетания был «святой землей». 

Зеркало отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек. Это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу.

Зеркало отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек. Это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу.

Надпись над зеркалом:  «Johannes van Eyck fuit hic», («Ян ван Эйк был здесь») 

Надпись над зеркалом: 

«Johannes van Eyck fuit hic»,

(«Ян ван Эйк был здесь») 

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» Д.Г. Левицкий

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

Д.Г. Левицкий

«Ванитас» Эдвард Кольер

«Ванитас»

Эдвард Кольер

Домашнее задание Художественно-творческое задание: подберите произведения —  музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило  след в вашей памяти, в душе.

Домашнее задание

Художественно-творческое задание: подберите произведения —  музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило  след в вашей памяти, в душе.