СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории "Крымская война 1853 - 1856 гг"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории "Крымская война 1853 - 1856 гг"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории "Крымская война 1853 - 1856 гг"»

19.01

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

ТЕМА УРОКА: КРЫМСКАЯ ВОЙНА. ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I».

ЦЕЛЬ: показать, что отсталость крепостной России явилось причиной поражения в Крымской войне 1853 – 1856 гг.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: рассмотреть причины, ход и итоги войны; познакомиться с героями войны;

Развивающая: формировать умения работать с текстом учебника, картой, выделять необходимую информацию, преобразовывать ее в схему, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательная: на примере героизма защитников Севастополя воспитание патриотизма.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник, карта «Крымская война», портреты главнокомандующих армий, ИКТ-презентация.

ТИП УРОКА: урок отработки умений и рефлексии.



Актуальность и значимость данного урока определяется историческими событиями, которые произошли два года назад, это вхождение Крыма в состав России в результате народного Референдума, прошедшего в Крыму 18 марта 2014 года. Народы Крыма решили свою историческую судьбу быть с Россией.















Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

  1. Орг.момент.

Приветствие учащихся.


  1. Мотивация.

В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок – символ славы. Он поставлен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В севастопольской бухте на глазах плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам и тем самым спасти город.


На Черном море, где проходили главные сражения крымской войны, господствовал англо-французский флот.


Познавательные:

- С помощью иллюстрации, рассказа учителя добывать информацию.

  1. Постановка проблемы.

Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в этой войне?


  1. Определение темы. Планирование деятельности.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

План.

  1. Причины войны.

  2. Ход военных действий.

  3. Итоги.

  4. Причины поражения.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной форме;


Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

- планировать деятельность.

  1. Актуализация.

Середина XIX В. Капиталистические страны Западной Европы ищут новые колонии, рынки сбыта, сферы влияния. Это приводит к крайнему обострению противоречий между главными капиталистическими державами. Интересы их столкнулись в решении так называемого “восточного вопроса”. Противоречия, связанные с “восточным вопросом” продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн XVIII века до конца XIX века.


1.Вспомните, в результате каких войн к России отошло Черноморское побережье? (Русско-турецкая война 1828-1829 гг., территория от Сухуми до Поти).


2.Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость – Греция).


Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета. Это было прогрессивное явление.

Итак, в середине XIX века происходит обострение “восточного вопроса”, вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока.


3.Каковы внешнеполитические планы Российской империи на Балканском полуострове и Ближнем Востоке? (Укрепление позиций на Балканах, установление контроля над Босфором и Дарданеллами, закрытие этих проливов для иностранных судов, обеспечение выхода российских кораблей в черное и Средиземное моря и т.о, обезопасить южные границы России)



4.В чем состояло преимущество России перед другими европейскими державам и в “восточном вопросе”? (Россию поддерживали народы Балканского полуострова и Закавказья)


В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли “жандарма Европы”.


5.Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)


6.Какие цели преследовали Англия и Франция в процессе решения “восточного вопроса”? (Английская буржуазия сама желала утвердить свое господство на Ближнем Востоке и Балканах. Английское правительство толкало Турцию на войну с Россией, надеясь еще больше ее закабалить и с ее помощь. Ослабить Россию, которую считала своим основным конкурентом в “восточном вопросе”.


Французской буржуазии также было не выгодно усиление позиций России на Ближнем Востоке. Наполеону III нужна была успешная война для упрочения своей власти. Австрийское правительство боялось усиления позиций России на Балканском полуострове, т.к. это могло ослабить власть Австрии над славянскими народами.

Турция стремилась к войне с Россией. Она надеялась при помощи Западноевропейских государств укрепить свое положение на Балканах, отторгнуть у России ряд территорий в Закавказье и на Черноморском побережье.


Таким образом, завязался тугой узел противоречий. Николай I видел в Турции слабое феодальное государство. Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком. Россия оказалась в политической изоляции.


- Каковы же причины Крымской войны?


Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине



Познавательные:

- С помощью иллюстрации, рассказа учителя добывать информацию.


Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли в устной форме.

  1. Открытие нового знания.

Работа в группах.

В ТЕТРАДЬ: кластер – заполнить в ходе урока

Работа в парах


Просмотр видеоролика

Работа над вопросами:

1 пара: Сформулируйте понятия причины и повод, конкретизируйте эти понятия на примере Крымской войны.


2 пара. Определите характер войны (для этого обратите внимание на цели России и Турции). В начавшейся войне Россия оказалась в политической изоляции. Почему это произошло? Могло ли быть иначе? Аргументируйте свой ответ.


3 пара. Работая с видео и текстом учебника, составьте в тетрадях краткую хронологическую запись основных событий Крымской войны. Определите, почему именно эти события Вам представляются основными. Работая в паре, обсудите хронологические рамки периодов Крымской войны.


4 пара: Оборона Севастополя связана с известными Вам соотечественниками, ярко проявившими себя в тех событиях.

Назовите их имена.

Какие их личные и профессиональные качества Вы можете отметить?


5 пара. Почему, по Вашему мнению, Западная Европа выступила единым фронтом против России?

Свяжите свой ответ с итогами участия России в войнах против наполеоновской Франции.


6 пара. Задумайтесь над следующими фактами и прокомментируйте их.

1)В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году было принято решение учредить медаль не «За победу...» или «За взятие...», а — впервые в истории России — «За защиту Севастополя».

2)Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены севастопольские стипендии, открыта панорама «Оборона Севастополя 1854— 1855 гг.».

3)5 октября 1904 г. впервые в истории России была учреждена медаль «В память 50-летия обороны Севастополя».

4)Истолкуйте следующий факт.

Через год после окончания Крымской кампании стали известны потери: 100 тысяч — в сражениях и 400 тысяч — от ран и тифа.


7 пара: В исторической науке существует мнение, что Крымская война может быть названа одной из «предмировых» войн.

Согласны ли Вы с подобным утверждением? Свой ответ аргументируйте.


8 пара: Какие уроки можно было извлечь из Крымской войны?

Какие из этих уроков, на Ваш взгляд, актуальны и сегодня? Почему? (Подорван международный авторитет России; Поражение ускорило преобразования в стране; Началась борьба балканских народов).


Познавательные:

- с помощью текста учебника, карты находить и выделять главную информацию, делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли в устной форме, взаимодействовать в группе.

  1. Применение нового знания.


Возвращение к проблеме.

Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в этой войне?



Регулятивные:

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки.


Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли в устной форме.

  1. Рефлексия.

«В результате урока мне открылись»

В результате урока мне открылись:

  • Три самых важных имени - Нахимов, Корнилов, Тотлебен.

  • Три самых важных события – Крымская война, оборона Севастополя, Парижский мир.

  • Три самых важных качества – смелость, мужество, милосердие, патриотизм, честь и достоинство, ответственность, самообладание.

  • Три самых важных чувства – любовь, гордость, интерес, обида, печаль, восторг.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли в устной форме.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 29 читать, выучить даты, имена


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!