СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Внутренняя политика Александра Iпосле Отечественной войны 1812 года. Выступление декабристов"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года»

Урок

Внутренняя политика Александра I

после Отечественной войны 1812 года

Выступление декабристов


Цель:

- проанализировать особенности внутренней политики Александра 1, дать оценку последнего периода его царствования, вызвавшего восстание декабристов;

- развивать умение анализировать, сравнивать исторические документы, высказывания современников и историков

- воспитывать уважение к общественной деятельности, самопожертвованию во имя интересов общества


План

  1. Вопросы об отмене крепостного права и конституции.

  2. Итоги царствования Александра I

  3. Тайные организации.

  4. 1825 год.Междуцарствие. Выступление декабристов

  5. Историческое значение восстания декабристов


Проблемное задание урока

Почему «дней Александровых прекрасное начало» не нашло своего продолжения после Отечественной войны 1812 года? (слайд №3)


Актуализация

Почему начало царствования Александра 1 характеризовалось

А.С. Пушкиным и его современниками как дней Александровых прекрасное начало»

Изучение новой темы

Учитель

Учащиеся

Обсуждение вопросов

Влияние заграничных походов русской армии на сознание русского дворянства и солдат (слайд 4)

Гражданский кодекс Наполеона. «Торг. Сцена из крестьянского быта»

Выводы учащихся

  1. Российский солдат имел возможность сравнить уровень жизни европейского и русского крестьянин, надеялся на освобождение в знак благодарности за победу после войны

  2. Русские офицеры (дворянство ) знакомилось Гражданским кодексом Наполеона, буржуазными правами Европы. Осознавали назревшую необходимость отмены крепостного права

Обсуждение причин принятия Конституции в Польше.

Анализ речи Александра I в польском сейме в 1818 году: (слайд №5)


Работа с документом.

Выводы учащихся

Александр 1 даровал Польше Конституцию с целью избежать революции. Вызвал надежды российского общества на принятие конституции в самой России

  • 1811 год прибалтийские помещики обратились с предложением освободить крестьян, но земли им не давать.

  • В 1816 году Александр I утвердил проект о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земли у помещиков

  • В 1818 -19 году отменено крепостное право в Курляндии и Лифляндии (слайд 6)

Почему выбран именно этот регион для пробы отмены крепостного права? Чего ожидала Россия?




Анализ фактов

Вывод

Отмена крепостного права в Прибалтике вызвала надежду на отмену крепостного права в России

Проект конституции Новосильцева (слайд 7) 1820 год. Уставная грамота Российской империи.

- суверенитет императорской власти (?)

- создание двухпалатного парламента без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона

-гражданам (свободные сословия)предоставляется свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом

-право на частную собственность


Анализ документа

Выводы

Проект умеренный, не затрагивал основ самодержавия

Не отменял крепостного права

Прогрессивность только в том, что вводились гражданские права для свободного населения России

Указы 1822-25 гг

  • Указы, разрешающие помещикам ссылать крестьян в Сибирь

  • Крепостным запрещено подавать жалобы на своих господ

  • Дополнительная цензура всех печатных изданий (запрещено издавать без дозволения начальства любые произведения, касавшиеся внутренних и внешних отношений) (слайд 8)


Анализ указов

Выводы

указы реакционные сводили на «нет» все прогрессивные начинания

Характеристика Аракчеева

Аграрная политика, военные поселения (слайд 9)

Выводы

Проект не затрагивал основ крепостничества

Военные поселения фактически закрепостили государственных крестьян

Характеристика Александра 1 в конце его жизни. Потери детей, сестры, религиозность, мистицизм (слайд 10)

Отказ от реформ породил возникновение тайных обществ

Письменно сформулировать ответ на проблемное задание

Сравнить с выводами на доске (слайд 11)

Ответ на 1 проблемное задание (сравнение с выводами на слайде 11)

Боязнь Александра I разделить участь погибшего отца, решившего игнорировать интересы большинства дворян.

2. Консерватизм общества, нет «опоры» для проведения реформ

3. Противоречивость замысла преобразований - соединить реформы с сохранением основ существующего строя (конституцию с самодержавием, освобождение крестьян - с интересами большинства дворянства)

4. Неустойчивость настроения, двуличие, развившийся с годами мистицизм


Характеристика первых тайных обществ и Северного и Южного (слай 12 -13)

Выводы

Первые тайные общества создавались в поддержку реформ царя и распустились в связи со сворачиванием реформ Северное и Южное сформулировали проеты будущего России не надеясь на реформы царя

Программа Пестеля и Н.Муравьева (слай 14)

Выводы о революционной сущности «Русской правды Пестеля»

2 Проблемное задание

На приеме иностранных послов новый император Николай II в Петербурге объявил декабристов ничтожной кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны.

Прав ли император?

Имело ли смысл выступление декабристов?


Характеристика периода Междуцарствия (слайд 16)

Характеристика Восстания на Сенатской площади и Украине (слайд 17 с-19)

Анализ причин провала восстания

Выводы

  • Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай I провел присягу Сената, Синода и Госсовета ночью, значит объявить о Манифесте Сенат был уже не вправе.

  • 2. Каховский, которому было поручено в критической обстановке убить Николая I, отказался это сделать, но смертельно ранил графа Милорадовича, героя Отечественной войны пытавшегося убедить солдат прекратить бунт.

  • 3. Диктатор восстания С.П. Трубецкой не прибыл к войскам, они оказались без руководства.

  • 4. На Сенатскую площадь прибыли только: Московский полк и 110 моряков Гвардейского экипажа, 6 рот Лейб-гренадерского полка. Остальные присягнули Николаю I и открыли по приказу огонь по восставшим

  • 5 .Солдаты, народ не были посвящены в причины выступления.

  • 6. Народ не был опорой декабристов. Тактика заговора


Итоги восстания (слайд 21 -22)

Осуждения проблемного задания (в какой части можно согласиться и не согласиться с Николаем 1)

Выводы

  • Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века.

  • Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием.

Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, считали себя продолжателями их дела.


Д/з


Раскройте смысл высказывания изложите свою точку зрения на выдвинутое положение. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. В.О.Ключевский «Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины II, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра I и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь…он не заметил бы царствования Александра I»

2. Н.М.Карамзин «Смелые действия злодеев могли бы иметь успех самый блистательный»