Конспект урока ИЗО 6 класс
тема: «Пейзаж- настроение. Природа и художник»
Выполнила учитель ИЗО МАОУ СОШ №5:
Подборнова Е.М.
Пояснительная записка к уроку ИЗО
Направление: средняя школа
Тема урока: Пейзаж- настроение. Природа и художник.
Класс: 6
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» 2016г.
Авторы программы: Б.М. Неменский; Н.А. Горяева; Л.А. Неменская; А.С. Питерских
Учебник: Под редаецией Л.А. Неменской. Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека».
Раздел программы: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 35 часа
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Этапы урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2.Целеполагание (3 мин.)
3.Введение в тему урока (5 мин.)
4.Демонстрация последовательности работы над рисунком (5 мин)
5.Физминутка (1 мин)
6.Самостоятельная работа учащихся (20мин.)
7.Закрепление учебного материала (5 мин)
8.Рефлексия(4 мин)
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование урока:
а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; бумага, гуашь, кисти, стакан с водой;
б) для учащихся: бумага формата А3, кисти, стакан с водой, гуашь, тряпочка. Зрительный ряд: пейзажи художников импрессионистов в виде презентации Microsoft PowerPoint,
Репродукции: К.Моне: «Впечатление. Восход солнца.»,«Здание Парламента в Лондоне», «Сирень, пасмурная погода», «Поле маков у Аржантёя»; Ван Гога «Каштан в цвету», «Красные виноградники», «Звёздная ночь с кипарисом»;
Таблица: цветовое изменение пейзажа в зависимости от освещения.
Музыкальный ряд: Григ «Утро», Моцарт «Весна», шум моря и гитара (для фона)
Технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка); информационно – коммуникативной технологии (компьютерная презентации); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.
Цель урока: научить использованию художественных приемов, свойственных импрессионизму как стилю живописи
Задачи урока:
- образовательные: ознакомить с особенностями импрессионизма как стиля живописи; научить видеть эти особенности в произведениях живописи; научить отличать произведения, выполненные в стиле импрессионизма, от произведений, выполненных в классическом стиле.
- развивающие: развивать творческую активность; художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
УУД: Личностные: развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к природе; ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей; в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней; работа по образцу.
Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной; переводить информацию, принятую в изобразительной форме в словесную; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; задавать существенные вопросы.
Понимать роль колорита в пейзаже-настроении.
Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, ) в творческой работе по памяти и по представлению
Ход урока:
Этапы урока | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Организационный момент (2 мин.) | Создание эмоциональ ного настроя Самооценка готовности к уроку | Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь. Проверка готовности класса к уроку Перед началом работы прошу проверить готовность: Лист формата А3, краски, кисти, вода, тряпочка. | Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку. | Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей) |
II. Целеполагание (3 мин.) | Определение цели урока | Ребята посмотрите пожалуйста на репродукции картин . Выберете из них лишнюю. Верно, на репродукциях представлен жанр изобразительного искусства- пейзаж. Вспомним с какими видами пейзажа мы познакомились? | Отвечают на вопрос Перечисляют пейзажи. | Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста) Регулятивные ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи |
III. Введение в тему урока (5мин.) | Проявление интереса к теме | Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката- зыбкие и тонкие изменения в природе- приходят в искусство пейзажной живописи. В спорах о творчестве, и новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм. Сегодня на уроке мы познакомимся с этим направлением и попробуем создать свою композицию в этом стиле. ХIХ век. Импрессионизм от французского «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне, он первым стал писать пейзажи на открытом воздухе- на пленере . 1 слайд 2 слайд Он создал целые живописные циклы- серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток «Здание Парламента в Лондоне» . 3 слайд Посмотрите на репродукции картин. Какое средство выражения использовал художник для передачи состояния и настроения природы? Правильно– цвет, главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным. 4 слайд Анализируем изменение цвета в зависимости от времени суток. - Как вы думаете, чем же отличаются работы этих художников от работ других живописцев? Например, Шишкина? - Эти художники берут открытые, яркие цвета. Мазки смелые, энергичные. -Давайте рассмотрим виды мазков. 5 слайд. Обсуждение репродукций К.Моне и Винсента Ван Гога. «Поле маков у Аржантёя», «Сирень пасмурная погода», 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд «Каштан в цвету», «Красные виноградники», «Звёздная ночь с кипарисом»; Сегодня на уроке мы поработаем как художники импрессионисты. И так как за окном весна .Природа просыпается. Мы нарисуем с вами цветущие деревья на фоне неба. Но главное в композиции передать настроение в природе с помощью цвета. | Рассуждают о пейзажах. Рассуждают о многообразии мазков. | Познавательные (ознакомление с многообразием пейзажей) Личностные (развитие эстетических чувств) Познавательные (ознакомление с перспективой) Личностные (развитие эстетических чувств) Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к природе) |
IV. Демонстрация последовательности работы над рисунком (5 мин.) | Правильность выполнения задания | Показ и объяснение выполнения работы. Выбрать какое цветущее дерево или куст вы хотели бы изобразить. В какое время суток. Показ выполнения композиции в технике пуантилизм. Пуант – точка. Мазки рисуем точками, сначала показывая соцветия, потом листья и в последнюю очередь фон. | Задают вопросы. | Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию ,планируя свои действия в соответствии с ней) Коммуникативные (задавать существенные вопросы) |
V. Физ.минутка (1 мин.) | | Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет. Раз- наклон, Два- наклон, Зашумел листвою клён. | Выполняют упражнения, изображают дерево. | |
VI. Самостоятельная работа учащихся (20 мин.) | Применение новых знаний | Лист расположить вертикально или горизонтально приступить к работе. Во время самостоятельной работы учащихся, делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и качества выполненной работы; оказание помощи учащимся. | Учащиеся рисуют ветки цветущих деревьев.. | Регулятивные (работа по образцу). Используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению |
VII. Закрепление учебного материала (5 мин.) | Закрепление новых знаний | - С каким направлением в искусстве мы сегодня познакомились? -Кто являлся основоположником этого направления? - Какие бывают виды пейзажей? - Как называется цветовой строй в картине? -Как называется техника выполненная мазком- точкой? | Ответы учащихся. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). |
VII. Рефлексия (итог урока). (4 мин.) | Оценка. Готовность к следующему уроку. | - А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске. - Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи? - Почему? Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок. - Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились. -Что было трудным при выполнении самостоятельной работы? -Что было интересным на уроке? - А теперь домашнее задание: наблюдение за природой | Учащиеся выставляют свои рисунки. Ответы учащихся. Запись домашнего задания в дневник. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы). |