МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ С. М. КИРОВА»
Разработка урока
по ИЗО в 4 классе
«Жар-птица. Сказочные птицы в произведениях художников»
Учителя начальных классов
Багандовой Сабият Магомедгаджиевны
Учебно-методический комплекс
Ломова С. П. и др. Изобразительное искусство.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Раздел: Рисование по памяти и представлению. Иллюстрирование.
Тема : «Жар-птица. Сказочные птицы в произведениях художников»
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Тип урока: урок фантазия.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с образом сказочной птицы в произведениях художников. Закрепить знания о жанре анималистики, о холодных и теплых цветах.
Развивающие: развивать фантазию и умение стилизовать формы животного мира в декоративные.
Развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения коллективного творческого задания.
Воспитывающие: воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам.
воспитание эстетического вкуса .
УУД
Личностные:
освоить художественную культуру как сферу материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитать художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы балхарской росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных предметах быта из элементов балхарской росписи.
Наглядный и дидактический материалы:
Общеклассный: Репродукции картины М. Врубеля «Царевна Лебедь» , изображения сказочных птиц, «Образы сказочных птиц», детские рисунки из методического ученического фонда, незаконченное изображение сказочной Жар-птицы .
Литературный ряд: Цвет в живописи — Н.Н. Волков,- Искусство1965г.
Дмитриева, Н.А. - Михаил Врубель. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1988. – 143с.
Музыкальный ряд:
Петр Чайковский вальс «Лебединое озеро», аудиозаписи «Голоса птиц».
Оборудование
Для учителя: ИКТ, презентация, слайды «Птицы в искусстве».
Материалы: для учащихся – альбомы, гуашь, карандаши, кисти, ластик, палитра, тряпочка для вытирания кистей.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Учебные понятия (на доске): анималистика
Задание: нарисовать в соответствующем порядке изображение Жар-птицы.
План урока
1. Проверка организации рабочих мест.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Введение в тему. Беседа.
4. Практическая работа.
5. Физминутка.
6. Самостоятельная работа учащихся.
7.Рефлексия.
Ход урока
Организация учащихся к уроку.
Сегодня нам предстоит интересная работа.
II. Сообщение темы и цели урока.
Музыка- голоса птиц
-Мы слышим как поют птицы. А почему раньше их не было слышно?
(д. Они улетали зимовать в жаркие страны)
-А каких птиц вы знаете?
(Дикие и домашние .Снегири, синицы, и т.д.)
-Хорошо. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?
(У них есть клюв, лапки, крылья,, туловище, головка, перья.)
-А чем отличаются они друг от друга?
(Цветом, размером , формами, оперением.)
-Вспомните, попугаев, которых вы видели на выставке в музее. Опишите их . какие они? (Яркие . красивые. )
-Какую пользу приносят птицы людям?
(Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред
урожаю на огородах и в саду.)
-Как человек должен относиться к птицам?
(Бережно, любить их, заботиться о них)
Отгадайте, что это за птица:
Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)
Зимой на - ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.. (Снегири)
По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота. (Сова)
Молодцы!. Не только отгадки знаете , но и рисовать птиц умеете.
(Показ рисунков птиц. Гуси-Лебеди из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» )
-А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)
-Итак, тема нашего урока «Сказочная птица»
В народе говорят: “Птицы – вестники весны”. “Птицы весну на крыльях принесли”. Сегодня я пришла не одна – я принесла волшебную птичку. Она поможет нам нарисовать сказочную птицу.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и у других народов мира.
Слайд 2
– Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло принесла. Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы- гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.
В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи
Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые.
-Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей.
-Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ сказочной птицы.
(-Царевна- Лебедь «Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин,
-Жар птица «Конёк-Горбунок» П.П. Ершов
-«Финист- ясный сокол»
-птица Феникс в восточных сказках
-Сказка о золотом петушке
-Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» и др.
-Какая из сказочных птиц вам больше нравится и почему?
Беседа по картине: «Царевна-Лебедь»Врубель М.А.
Перед вами , ребята, картина Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь», написанная маслеными красками.
Врубель- русский художник, в творчестве которого большое место занимала сказка, фантазия, народное творчество. Художник любил фантазировать, умел реальное превратить в фантастическое.
. Царевна-лебедь — один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В этом образе воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.
Бледное лицо царевны с большими печальными глазами полно грусти..
Последние лучи заходящего солнца скользят по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно-розовые блики на бледное серо-лиловое оперение сказочной птицы, мерцают в драгоценных камнях на пальцах и в кокошнике прекрасной грустной девы.
-Скажите, а в каких тонах (холодных или тёплых) выполнена картина? (Холодных)
Эта картина овеяна сказочностью и выполнена в холодных тонах.
-Понравилась вам она?
- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.
Демонстрация слайдов: «Птицы в искусстве»
В искусстве образ птицы счастья можно встретить:
- в вышивке, ()
-в резьбе по дереву,
- в народных промыслах гжели- посуда, хохломы, городецкой росписи- разделочная доска, пермогорской росписи и.т.д.
- А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке:
вот индюк в дымковской игрушке,
а вот птицы — свистульки балхарской игрушки.
Вывод: Мы, ребята, сейчас посмотрели как народные мастера, художники в разных видах искусства сказочной птицей украшали полезные вещи в быту ( одежду, посуду, игрушки, шкатулки прялки и т д)
-А это образ птицы с девичьим лицом — птица Феникс.
-Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).
2. - Ребята, сегодня я обращаюсь к вам за помощью. Я уверена, что вы сможете мне помочь. Но сначала, отгадайте мою загадку.
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
- Правильно, Жар-птица.
(Открываются створки оформленной доски)
- Ребята, я уже говорила вам, что тема нашего сегодняшнего урока: «Сказочная птица». И Жар-птица у нас в гостях неспроста: вы ей поможете, а она покажет вам все волшебство цвета.
-. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).
Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.
Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.
Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.
Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.
3. Вот и мне захотелось нарисовать Жар-птицу.
Сначала рисую образ птицы, а потом она исчезает, стирается с доски.
Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим каждый свою волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.
Ваша задача нарисовать каждый свою Жар-птицу
- На какую птицу похожа Жар-птица?
(на павлина)
Какие цвета нужно использовать , чтобы раскрасить огненную птицу?
-Теплые.
4. Практическая работа
- Молодцы. Сегодня с помощью этих теплых цветов мы раскрасим нашу птицу. Краски мы будем смешивать. А как я вам сейчас покажу.
Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными, другие – механическими.
Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный). Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.
- Теперь скажите, какие цвета у вас получились при смешивании?
- Вот эти цвета, ребята, называются дополнительными.
- Сколько всего цветов у нас получилось? 6
- А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?
(красный, желтый, оранжевый)
- Почему?
-Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.
-Какого цвета язычок пламени?
(ответ учащихся)
- Да, красного, желтого, оранжевого, но можно заметить и синие искорки. Поэтому для основного фона мы будем использовать красный, желтый, оранжевый цвета, а синеватые блики будем дополнять декоративными блестками.
- Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.
5. Физминутка:
Птицы летят
Крыльями шумят
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
6. Самостоятельная работа учащихся.
- А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.
7. Рефлексия.
Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.
--Всем за урок -5
– Чем, ребята, вы помогли Жар-птице?
- А что нового вы узнали с ее помощью?
- Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?
- За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем и теплее душой.
Молодцы! Наш урок окончен, можно убирать рабочие места.