СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИЗО на тему «Жар-птица. Сказочные птицы в произведениях художников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные: познакомить с образом сказочной птицы в произведениях художников. Закрепить знания о жанре анималистики, о холодных и теплых цветах.

 

Развивающие: развивать фантазию и умение стилизовать формы животного мира в декоративные.

Развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения коллективного  творческого задания.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ИЗО на тему «Жар-птица. Сказочные птицы в произведениях художников»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ С. М. КИРОВА»










Разработка урока

по ИЗО в 4 классе

«Жар-птица. Сказочные птицы в произведениях художников»







Учителя начальных классов

Багандовой Сабият Магомедгаджиевны










Учебно-методический комплекс

Ломова С. П. и др. Изобразительное искусство.

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.


Раздел: Рисование по памяти и представлению. Иллюстрирование.

Тема : «Жар-птица. Сказочные птицы в произведениях художников» 

Вид урока: рисование по памяти и представлению.

Тип урока: урок фантазия.


Цели урока:

Образовательные: познакомить с образом сказочной птицы в произведениях художников. Закрепить знания о жанре анималистики, о холодных и теплых цветах.


Развивающие: развивать фантазию и умение стилизовать формы животного мира в декоративные.

Развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения коллективного творческого задания.


Воспитывающие: воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам.

воспитание эстетического вкуса .



УУД

Личностные: 

освоить художественную культуру как сферу материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

воспитать художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы балхарской росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных предметах быта из элементов балхарской росписи.



Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: Репродукции картины М. Врубеля «Царевна Лебедь» , изображения сказочных птиц, «Образы сказочных птиц», детские рисунки из методического ученического фонда, незаконченное изображение сказочной Жар-птицы .

Литературный ряд: Цвет в живописи — Н.Н. Волков,- Искусство1965г.

Дмитриева, Н.А. -  Михаил Врубель. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1988. – 143с.

Музыкальный ряд: 

Петр Чайковский вальс «Лебединое озеро», аудиозаписи «Голоса птиц».

Оборудование


Для учителя: ИКТ, презентация, слайды «Птицы в искусстве».


Материалы: для учащихся – альбомы, гуашь, карандаши, кисти, ластик, палитра, тряпочка для вытира­ния кистей.


Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.



Учебные понятия (на доске): анималистика

Задание: нарисовать в соответствующем порядке изображение Жар-птицы.

План урока

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Введение в тему. Беседа.

4. Практическая работа.

5. Физминутка.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7.Рефлексия.

Ход урока


  1. Организация учащихся к уроку.


Сегодня нам предстоит интересная работа.


II. Сообщение темы и цели урока.

Музыка- голоса птиц

-Мы слышим как поют птицы. А почему раньше их не было слышно?

(д. Они улетали зимовать в жаркие страны)

-А каких птиц вы знаете?

(Дикие и домашние .Снегири, синицы, и т.д.)

-Хорошо. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?

(У них есть клюв, лапки, крылья,, туловище, головка, перья.)

-А чем отличаются они друг от друга?

(Цветом, размером , формами, оперением.)

-Вспомните, попугаев, которых вы видели на выставке в музее. Опишите их . какие они? (Яркие . красивые. )

-Какую пользу приносят птицы людям?

(Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред

урожаю на огородах и в саду.)

-Как человек должен относиться к птицам?

(Бережно, любить их, заботиться о них)


Отгадайте, что это за птица:

Не сидит она на месте

На хвосте разносит вести. (Сорока)


Зимой на - ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.. (Снегири)


По ночам летает

На охоту.

Днём не видит

Да и спать охота. (Сова)


Молодцы!. Не только отгадки знаете , но и рисовать птиц умеете.

(Показ рисунков птиц. Гуси-Лебеди из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» )


-А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)



-Итак, тема нашего урока «Сказочная птица»


В народе говорят: “Птицы – вестники весны”. “Птицы весну на крыльях принесли”. Сегодня я пришла не одна – я принесла волшебную птичку. Она поможет нам нарисовать сказочную птицу.


III. Введение в тему урока.


1. Вступительная беседа. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и у других народов мира.

Слайд 2

– Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло принесла. Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы- гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.

В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи

Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые.


-Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей.


-Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ сказочной птицы.


(-Царевна- Лебедь «Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин,

-Жар птица «Конёк-Горбунок» П.П. Ершов

-«Финист- ясный сокол»

-птица Феникс в восточных сказках

-Сказка о золотом петушке

-Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» и др.


-Какая из сказочных птиц вам больше нравится и почему?


Беседа по картине: «Царевна-Лебедь»Врубель М.А.

Перед вами , ребята, картина Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь», написанная маслеными красками.

Врубель- русский художник, в творчестве которого большое место занимала сказка, фантазия, народное творчество. Художник любил фантазировать, умел реальное превратить в фантастическое.

. Царевна-лебедь — один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В этом образе воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.

Бледное лицо царевны с большими печальными глазами полно грусти..

Последние лучи заходящего солнца скользят по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно-розовые блики на бледное серо-лиловое оперение сказочной птицы, мерцают в драгоценных камнях на пальцах и в кокошнике прекрасной грустной девы.

-Скажите, а в каких тонах (холодных или тёплых) выполнена картина? (Холодных)

Эта картина овеяна сказочностью и выполнена в холодных тонах.

-Понравилась вам она?


- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.


Демонстрация слайдов: «Птицы в искусстве»


В искусстве образ птицы счастья можно встретить:

- в вышивке, ()

-в резьбе по дереву,

- в народных промыслах гжели- посуда, хохломы, городецкой росписи- разделочная доска, пермогорской росписи и.т.д.

- А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке:

вот индюк в дымковской игрушке,

а вот птицы — свистульки балхарской игрушки.

Вывод: Мы, ребята, сейчас посмотрели как народные мастера, художники в разных видах искусства сказочной птицей украшали полезные вещи в быту ( одежду, посуду, игрушки, шкатулки прялки и т д)


-А это образ птицы с девичьим лицом — птица Феникс.


-Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).


2. - Ребята, сегодня я обращаюсь к вам за помощью. Я уверена, что вы сможете мне помочь. Но сначала, отгадайте мою загадку.


Птица чудная она.

Вся из пламени-огня.

Крылья плавно поднимает,

Хвост как веер распускает,

Глазки яхонтом горят –

Удивительный наряд.

Побеждает темень, мрак.

Туче черной – первый враг.

А перо той дивной птицы

Вмиг желание исполнит,

Людям счастье принесет.


- Правильно, Жар-птица.

(Открываются створки оформленной доски)


- Ребята, я уже говорила вам, что тема нашего сегодняшнего урока: «Сказочная птица». И Жар-птица у нас в гостях неспроста: вы ей поможете, а она покажет вам все волшебство цвета.


-. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?

(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).


Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.


Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.


Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.


Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.


3. Вот и мне захотелось нарисовать Жар-птицу.


Сначала рисую образ птицы, а потом она исчезает, стирается с доски.


Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим каждый свою волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.

Ваша задача нарисовать каждый свою Жар-птицу


- На какую птицу похожа Жар-птица?

(на павлина)

Какие цвета нужно использовать , чтобы раскрасить огненную птицу?

-Теплые.


4. Практическая работа

- Молодцы. Сегодня с помощью этих теплых цветов мы раскрасим нашу птицу. Краски мы будем смешивать. А как я вам сейчас покажу.

Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными, другие – механическими.

Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный). Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.


- Теперь скажите, какие цвета у вас получились при смешивании?


- Вот эти цвета, ребята, называются дополнительными.

- Сколько всего цветов у нас получилось? 6


- А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?

(красный, желтый, оранжевый)


- Почему?


-Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.


-Какого цвета язычок пламени?

(ответ учащихся)


- Да, красного, желтого, оранжевого, но можно заметить и синие искорки. Поэтому для основного фона мы будем использовать красный, желтый, оранжевый цвета, а синеватые блики будем дополнять декоративными блестками.


- Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.


5. Физминутка:


Птицы летят

Крыльями шумят

Прогнулись над землей,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.





6. Самостоятельная работа учащихся.


- А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.


7. Рефлексия.

Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.

--Всем за урок -5


– Чем, ребята, вы помогли Жар-птице?


- А что нового вы узнали с ее помощью?


- Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?


- За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!


Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:


Добрее сердцем и теплее душой.


Молодцы! Наш урок окончен, можно убирать рабочие места.