СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный план урока по истории Казахстана "Как жили древние люди"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Узнать стадии развития древних людей, описывать их внешний облик, выявить сходства и различия.

 

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока по истории Казахстана "Как жили древние люди"»

Раздел


ФИО педагога


Дата


Класс

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Как жили древние люди

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


5.1.1.1 описывать антропологию первобытных людей

5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме (рассказ, изображение, постановка, макет)

Цель урока

Узнать стадии развития древних людей, описать их внешний облик, выявить сходства и различия

Критерии успеха

Учащиеся описывают особенности антропологического облика на каждой стадии развития: неандертальца, питекантропа, кроманьонца.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Актуальность изучаемой темы.

Создание коллаборативной среды. Физминутка «гимнастика сидя»

Слушают

Выполняют упражнение

Проверка домашнего задания

«Парад планет» (названия планет Солнечной системы)

Слушают и задают вопросы.

Выполняют задания

Задание для групп: нарисовать план пути в школу.

Что такое история?

(наука о прошлом)

Кого называют археологами?

(ученые, изучающие прошлое по вещественным источникам)

Как работают археологи?

(занимаются раскопками)

Что называют историческим источником?

(все то, что рассказывает нам о прошлом)

О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

(до появления письменности)

Какие виды исторических источников вы знаете?

(они бывают письменами и вещественными)

Что такое периодизация?

(деление всего исторического процесса на определенные промежутки времени)


Формируют группы

Рисуют, объясняют. Находят различия в изображении.

Ставят для себя цели и задачи что хотят узнать на уроке

Показывают свои ответы на вопросы , при возникновении вопросов разбирают с учителем




http://www.lschool4.ru/index.php?catid=324:metodicheskaya-kopilka&id=2523:2013-11-15-16-44-43&Itemid=654&option=com_content&view=article

Стихи на организационный момент














Изучение нового материала

Целеполагание.

На доске изображе­ния первобытных людей: питекантропа, неандер­тальца, кроманьонца. Детям предлагается подумать о том, что они будут изучать на уроке. Определяют тему, цели урока, учитель помогает.

Новая тема

Обращая внимание на доску, учитель дает задание сравнить древних людей, найти, чем они отличаются друг от друга, кто наиболее похож на современного человека.


(прием «Нахождение отличий» - направлена на выявление таких свойств вни­мания, как устойчивость и распределение)


Объясняет понятие «антропология»

Дети записывают термин в словарь

Через прием «Кинометафора» учитель знакомит учащихся с антропологическими особенностями древних людей.

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)

Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян кости которых находят в земле.

Работа с картой где жили древнейшие люди

где следы их жизни не обнаружены

почему  (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным миром)

Работа с иллюстрациями учебника

Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей. чем древние люди отличались от людей нашего времени?

(покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека. 

чем древнейшие люди отличались от обезьян?

(умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило) записать

что называют орудием труда? Орудие труда- это то , чем человек работает – записать

что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

(расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)

Как древнейший человек добывал себе пищу? Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь

Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.- записать

В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших         к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся  происходило страшное.

Подумайте, как люди научились добывать огонь? (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева)


Задание: На ленте времени указать время существования питекантропа, неандертальца, кроманьонца

Заполнение диаграммы Венна:

Каждая пара записывает на стикерах сходств и различий питекан­тропа и неандертальца от кроманьонца, прикрепля­ет на диаграмму. Учащиеся должны написать не менее 3х сходств и различий.

По приему «Большого пальца» учитель оценивает готовность пары.

Взаимопроверка. Обсуждают, делают выводы по теме,

дает обратную связь

Задание №2:

Работа в группах согласно дифференциации:  -  15 минут  

Работая в группах, с помощью текста:

Изучите антропологический облик предков человека

Определите   особенности каждого предка 

Выявите сходства или отличия

Дайте характеристику каждому предку человека

Запишите характеристику на лестнице эволюции

 

Промежуточная рефлексия групповой работы

 

Формативная оценка 2:

Каждая группа, не совершившая ни одной ошибки, получает символ мудрости.


Закрепление.

Учитель дает задание на закрепление

Критерий оценивания:

Описывает эволюционное развитие первобытного человека.



Задание 2.

Используя ключевые слова «труд», «мышление», «речь», «естественный отбор – борьба за существование» дайте развернутый ответ на вопрос «Что движет эволюцией человека?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дескриптор:

- правильно определяет последовательность эволюционного развития человека;

- раскрывает антропологические особенности человека на каждом этапе развития;

-объясняет факторы, повлиявшие на становление человека.




Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие

Работают с ресурсами, делают записи

Обсуждают работают с источниками, готовят таблицу

Учащие отвечают, обощают и делают вывод

Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Проект учебника 5 класса



Видеоролик из ЦОР







Учебник 5 класса











Видеоролик

Рефлексия

После выполнения работы У и К возвращаются к целям урока и подводят итог в виде приема «Расспрашивание и выяснение»

Что мы ставили целью нашего урока?

С какими стадиями развития человечества вы познакомились?

По каким признакам они отличаются друг от друга?

Домашнее задание. Подготовить презента­цию о обнаружении останков древних людей

Работа со словарем (выписать термины)

Рефлексия: путем использования приема «Смайлики» дети оценивают, что они поняли на уроке


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.