СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Класс Земноводные или амфибии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала. Использовала методы:  проблемный, частично-поисковый, рефлексивный

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Класс Земноводные или амфибии»

Тема урока: Класс Земноводные или амфибии

Цели урока: 

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения земноводных;
Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
Изучить характеристику отрядов земноводных.
Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания. Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.
Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.


Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный

Оборудование: мультипроектор, муляжи тритона, жабы, лягушки, учебник, презентация, видеофрагмент, инструктивные карты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

2. Проверка знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Какие особенности внешнего строения позволили рыбам приспособиться к жизни в водной среде?

  2. Назовите биологические особенности двоякодышащих рыб.

  3. Каково значение рыб в природе?

  4. В чем заключается роль рыб в жизни и хозяйственной деятельности человека?

  5. У каких рыб есть усы? (Осетровые, усач, сом, сазан.)

  6. Какую промысловую рыбу считают одомашненной? (зеркального карпа)

  7. Какая рыба разводится и применяется для борьбы с малярией? (гамбузия.)

  8. Какая промысловая рыба самая крупная в России? (белуга.)

  9. Какие рыбы имеют оружие на носу? (меч –рыба, пила- рыба.)

  10. Какая рыба мечет наибольшее количество икринок? (луна- рыба, 300 млн икринок.)

  11. Какие рыбы проявляют инстинкт заботы о потомстве? (колюшка, судак, пинагор, горчак, игла- рыба.)

  12. Какие рыбы носят названия небесных светил? (луна- рыба, рыба- солнце.)

  13. Какие рыбы долго живут? (белуга-100 лет, осетр-50 лет, угорь -25 лет, щука, карп-50 -70 лет.)



Карточка №1

Как по внутреннему строению рыбы определить ее эволюционное положение? ( ответ: признаки примитивности внутреннего строения: артериальный конус в сердце, наличие спирального клапана в кишечнике- имеются у хрящевых рыб. У костистых рыб спиральный клапан отсутствует, а в сердце развиваются луковицы аорты.)

Карточка №2

Для борьбы с малярией в нашу страну были завезены гамбузии. Почему? ( питаются личинками комаров.)

Карточка №3

Какая рыба сбивает насекомых с листьев струей воды? (брызгун)

Карточка №4

Какую рыбу используют для ловли черепах? (рыба – прилипала)

Карточка №5

Каким образом и какой рыбой можно заменить свечу? ( любой жирной рыбой, высушив ее и продев через ее тело фитиль.)

Карточка №6

Каких рыб называют живородящими? (рыб, чьи икринки развиваются в половых путях самки. Это рыбки из группы карпозубых- гуппи, меченосцы, пецилиии (аквариумные), а также скаты и акулы.)

Карточка №7

Всегда ли горбата горбуша? (перед нерестом внешний вид меняется.)



Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятников.

 Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных.

Запись темы на доске и в инструктивных картах.

Создание проблемной ситуации.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот – навыворот, у них есть свои рекорды и памятники. Так ли это?

Это нам с вами и предстоит выяснить

Давайте сформулируем цель нашего урока, над которой мы будем сегодня работать.

Ученики ставят цель.

Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения и многообразия земноводных

3. Изучение нового материала.

Общая характеристика представителей класса земноводных.

Рассказ учителя

Ученики самостоятельно заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника.

Характеристика

Особенности

Отделы тела(сколько отделов, какие)


Дыхание (чем дышат в воде, на суше)


Кровеносная система ( сколько кругов кровообращения, какое сердце)


Температура тела( постоянная, непостоянная, от чего зависит)


Размножение (раздельнополые или однополые, оплодотворение, где развивается икра)


Среда обитания (где обитают)


Проверка результатов.

Проблемные задачи:

  1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3.3.Классификация Земноводных


Класс


Земноводные (Амфибии)


Отряд


Бесхвостые


Хвостатые


Безногие




Запись в инструктивной карте.

3.4.Характеристика отрядов земноводных.

Самостоятельная работа с учебником. Работа по группам.

1 группа. Характеристика отряда Хвостатые.

2 группа. Характеристика отряда Бесхвостые.

3 группа. Характеристика отряда Безногие.

Проверка результатов.

3.5.Физкультминутка. Первичное закрепление.

Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, ученики должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в воде и на суше. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У земноводных один круг кровообращения. (Нет)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. У земноводных насчитывается 2 отряда. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

3.6..Значение земноводных

Сообщение ученика

Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства Амфибии питаются разнообразными организмами. Они не позволяют насекомым размножаться выше определенного уровня, и вред, причиняемый растениям, становится минимальным. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.

3.7..Охрана Земноводных.

Животные, занесенные в Красную книгу Башкортостана: Тритон гребенчатый, жаба серая, лягушка прудовая, лягушка травяная, черепаха болотная, веретеница ломкая,уж водяной, медянка обыкновенная, полоз узорчатый

4.Закрепление.

Выполнение теста.

Интересные факты о земноводных.

Амфибии - это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения: 

1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и делают полёты более безопасными.

2. Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно! Неприхотливая, живучая лягушка служит не одно десятилетие верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. Сотни лекарственных препаратов впервые испытывались на этих существах.
3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

«Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

5. Домашнее задание (по выбору)

Составить синквейн по теме Земноводные

6. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

7. Конец урока.

Спасибо вам за урок. До свидания!