СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Колосья добрых зёрен"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку урока доброты  могут  использовать

учителя русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Колосья добрых зёрен"»

Тема урока « Колосья добрых зерен»


Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с произведением М. Горького «В людях» и связать с темой урока.

Воспитательная цель урока: воспитывать у них чувства чуткости к окружающим людям.

Развивающая цель урока: формировать у детей убеждения, что человечность делает личность счастливой.

Оборудование, оформление урока: рисунки учащихся, диски с готовым материалом, плакаты с высказываниями: 1. «Человек должен жить в сфере добра…» Д. С. Лихачев.

2. «Основной защитой планеты от катастроф является доброе отношение к самому совершенному созданию на земле – человеку». И. Раченко.

3. «… Человек – богово зерно, он должен дать колос зерен добрых!» А. Горький.


Ход урока:


I. Организационная часть


Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о человеке, который должен дать людям «колосья добрых зерен», о проблемах, которые волновали двенадцатилетнего Алешу из произведения А. М. Горького. Свяжем их с сегодняшними проблемами, которые остались нерешенными.

Ребята, обратите внимание на следующие строчки известного писателя А. М. Горького: «… Сквозь этот жирный пласт земли все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человеческое…» Как вы понимаете значение этих слов?

Учащиеся отвечают. Несмотря на зло, на всяческие злодеяния людей, все-таки на земле живет доброе человеческое начало.

Учитель. Почему так происходит?

Учащиеся отвечают. Потому что каждый человек, как Алеша, пытается разобраться в людях, узнать, какие они на самом деле – злые или добрые, и, сделав вывод, старается избавиться от своих плохих черт характера.

Учитель. Почему в жизни встречаются люди жестокие и добрые?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Где же кроется она, настоящая красота добрых начинаний?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Кто же самый добрый друг, среди близких Алёше людей?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Что же делать, чтобы люди жили мирно, спокойно?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Хорошо, ребята. Вы неплохо разобрались с основными проблемами, волнующими Алешу из произведения А. М. Горького, и убедились, что эти же проблемы волнуют нас и сегодня. Рассмотрим каждую проблему отдельно и свяжем с творчеством Р. Абакаровой.


II. Обсуждение проблем


Учитель. 1. Первая проблема. Каких людей больше на Земле: добрых или злых?

Учащиеся отвечают. 1. Алеша в своей жизни увидел много плохого, жестокого. Ему казалось, что на Земле больше злых людей, так как он с болью переносил издевательства, негодовал из-за воровства и т. д. Но его не интересовали злые поступки людей: он их видел с детства. Его удивляло добро, которое торжествовало даже в сфере зла, и он начинает собирать это добро по крупицам. Сделать это ему не так просто. Крупицы доброты он начинает находить в обычных людях, с которыми сталкивала его жизнь. Позже Алеша стал понимать, что на Земле добрых людей больше.

2. Его новый друг – повар Смурый. Он научил его чтению литературы. Этот неблизкий ему человек не просто помогает ему, а углубляет его любовь к чтению. Повар Смурый – хороший человек.

Учитель. Кто же мешал Алёше читать книги? Кого можно отнести к злым людям?

Учащиеся отвечают. 1. Ему мешала хозяйка. Она прятала от него свечки, мерила их меркой; даже рвала его книги, зная, что он брал их читать в долг у лавочника. Её, конечно, никак не назовёшь добрым человеком.

2. Хотя хозяйка рвала его книги, прятала свечки, чтобы мальчик не мог прочитать их, Алёша не переставал читать. Здесь он смог противостоять злу, поэтому жизнь наградила его знаниями и встречами с хорошими людьми.

3. Лавочник, который без конца требовал отдать долг, зная, что Алёша не сможет вернуть, – тоже злой человек.

Учитель. Да, вы способны отличать злых героев от хороших. А теперь давайте разберём стихотворения Р. Абакаровой из книги «В добрый путь», где тоже затрагиваются проблемы, подобные проблемам, беспокоившим Алёшу.


III. Чтение стихотворений Р. Абакаровой из книги «В добрый путь».


Гору добра зла крупица

Может затенить собою.

Честному на путь неправды

Тяжело ступить ногою.


Учитель. Как вы понимаете, ребята, смысл этих строчек?

Учащиеся отвечают. В жизни доброты больше, чем зла, хотя и малое зло способно затенить большое добро.

Учитель. Тогда скажите, что помогло Алёше не очерстветь?

Учащиеся отвечают. Хотя на своем трудном пути мальчик встречал много жестоких людей, как лавочник, который издевался над ним, протягивая ему свою красную руку, приказывал: «На, целуй, пока оставлю твой долг», Алёша знал, что он вырастет и будет независимым от лавочника, эта вера придавало ему много сил. 2. Мальчик чувствовал себя счастливым, когда читал интересные книги простым людям, радовался, когда они прислушивались к его чтению. А это убеждало его в том, что он делает нужное и полезное дело. А это помогало Алёше не очерстветь. 3. И Цыганок, по прозвищу «Хорошее дело», помогал Алёше не очерстветь, как понимающий друг.

Учитель. Хорошо, ребята. Теперь прочитаем отрывок из другого стихотворения Р. Абакаровой.

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Слабый человек иль сильный,

От него зависит мало.

Он не Бог и над другими,

Возвышаться не пристало.

Учитель. Какая связь этих строк со второй проблемой, рассматриваемой нами?

Учащиеся отвечают. 1. Человек может быть сильным и смелым, жестоким и неблагодарным, богатым и бедным, он не вправе издеваться над слабыми, бедными, если хочет оставаться Человеком. Он не Бог и не судья. Возвышаться над другими – бессердечно!

Учитель. Теперь рассмотрим третью проблему: где же настоящая красота добрых начинаний?

Учащиеся отвечают. 1. Алёша увидел настоящую красоту в окружающей природе. Он ловил певчих птиц для продажи, но много времени проводил в лесу, почти целый день оставался там, вечером возвращался усталый, но зато очень довольный, оттого что убеждался: в природе всё гармонично. Красота добрых начинаний в способности замечать гармонию в природе. 2. Он любовался картинами природы. Рано утром наблюдал за восходом солнца, чувствовал свежесть прозрачного воздуха и т. д. Ему хотелось такой же красоты в человеческом обществе. Красота добрых начинаний в желании гармонии в человеческом обществе. 3. Иногда ему было жалко ловить маленьких птиц, сажать их в клетки, ему хотелось смотреть на них, любоваться ими, слушать их пение. Слушая пение птиц, на какое-то время он забывал то плохое, грустное в жизни, необходимость зарабатывать деньги. Алёша считал, что настоящая красота добрых начинаний должна жить в людских сердцах, чтобы каждый чувствовал себя свободно.

Учитель. Теперь прочитаем ещё один отрывок из стихотворения Р. Абакаровой.

Ученица читает.

А светлая любовь – отрада

Для сердца юного – награда.

Она вам путь укажет к Богу

Откроет к счастью вам дорогу.

Учитель. Что хотела автор передать нам через эти строчки?

Учащиеся отвечают. 1. Р. Абакарова была уверена, что путь к красоте и доброте укажет Бог. Но есть такая пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Поэтому А. М. Горький писал: «Велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему». Человеку и самому нужно постараться, чтобы создавать вокруг себя красоту, а созданное природой, не уничтожать. Думать нужно и о будущем подрастающего поколения.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Любой человек должен стремиться к улучшению не только своей жизни, но и жизни окружающих людей.


IV. Музыкальная пауза


Учитель. Теперь послушаем песню «Этот мир». (Учащиеся исполняют).

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

За то, что только раз в году бывает май,

За блеклую зарю ненастного дня.

Кого угодно ты на свете обвиняй,

Но только не меня, прошу, не меня.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Придумано не мной, что мчится день за днем,

То радость, то печаль кому-то неся,

А мир устроен так, что все возможно в нем,

Но после ничего исправить нельзя.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Один лишь способ есть, нам справиться с судьбой,

Один лишь только путь в мелькании дней —

Пусть тучи разогнать нам трудно над землей,

Но можем мы любить друг друга сильней.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Придуман не мной.

Придуман не мной.

Придуман не мной.


Учитель. Вот и отдохнули. А теперь поговорим о четвертой проблеме. Кто же самый добрый и настоящий друг Алёши?

Учащиеся отвечают. 1. Это его бабушка – Акулина Ивановна. Она – мудрый человек. Алеша на всю жизнь запомнил ее наставления: «Ты всегда хорошее крепко помни, а что плохо – просто забывай». 2. Бабушка его была доброй женщиной, отзывчивой к чужому горю. Она всегда могла найти подход к внуку, когда другие не могли и не пытались этого делать. Именно она своими удивительными рассказами, интересными сказками прививает в Алеше любовь к народу, настоящим друзьям.

Учитель. Его бабушка была человеком удивительной и бесконечной доброты, она понимала всех, помогала тем, кто нуждался в помощи. Поддерживала и деда, который иногда вел себя, как ребенок. Поддерживала и внука, когда он страдал от людского непонимания.

Люди, у кого благородное сердце, стараются помочь нуждающимся, облегчить их судьбу. Именно люди щедрой души искореняют зло.

Учитель. Итак, нам надо решить последнюю проблему: что же нужно делать, чтобы люди жили мирно и хорошо?

Учащиеся отвечают. 1. Чтобы люди жили в мире и согласии, нужно человеку, прежде всего, стать человеком – Человеком с большой буквы, то есть, надо любить не только себя, но и окружающих его людей. 2. Надо сделать так, чтобы и тебя любили, уважали, чтобы и ты мог полюбить и уважать людей. 3. Как говорил дедушка Алеши: «Избери-ка ты себе место, и расти на нем свой разум. Человек не для пустяков живет, он – богово зерно, он должен дать колос зерен добрых…!».

Учитель. А как вы понимаете наставления деда?

Учащиеся отвечают. 1. Человек должен в жизни найти свое место, и на этом месте проявить себя, как воспитанный человек. Нужно научиться, справедливо жить. 2. Человек для того живет, чтобы сеять добро. Из этих зерен должны появиться на свет колосья доброты.

Учитель. Вот стихотворение Петруся Бровки, созвучное сказанному выше:

Будь щедрым! Время не забудет.

Хорошим словом помянуть

Того, кто сердце отдал людям,

Запомни это, щедрым будь!


Вот отрывок из стихотворения и Р. Гамзатова, подтверждающее сказанное выше:

Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был!


Учитель. Сравните эти отрывки стихотворений и скажите, к чему они призывают.

Учащиеся отвечают.

V. Игра «Заполним ассоциограмму»


Учитель. Давайте перечислим те качества, которые были присущи Алеше. В середине круга находится наш главный герой – Алеша. Какими качествами обладал герой из произведения А. М. Горького «В людях»?

Учащиеся перечисляют следующие качества: доброта, смелость, чуткость, уважение к людям, тяга к знаниям, любовь к природе.

Доброта

Чуткость

Смелость


Алеша

Любовь к природе

Уважение к людям

Тяга к знаниям










Получилась вот такая схема.


Учитель. Молодцы, ребята. Вы перечислили основные положительные качества Алеши. Думаю, этими качествами должен обладать каждый из вас.


VI. Итог урока


Учитель. Наш урок подходит к концу. Что мы узнали, ребята, на этом уроке?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Что полезного для себя вы запомнили?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Да, ребята, человек должен оставаться Человеком в любом обществе, так как он родился на свет человеком.

Спасибо вам, за активное участие! Вы были очень активны на уроке.


VII. Домашнее задание. Дома напишите сочинение на тему «Я – Человек», попробуйте отразить в нем все ваши взгляды о положительных качествах, необходимых для воспитанного человека.