СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Кто стоит на страже закона?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Кто стоит на страже закона?"»

Тема: Кто стоит на страже закона?

7 КЛАСС


Цель: сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.
Задачи: учебная: осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав. Воспитательная:
формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, и к лицам служащим государству, привить чувство патриотизма к своему государству. Развивающая: научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)
Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.
Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ

Тип урока – комбинированный
Технология – педагогика сотрудничества.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Ребята, все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас есть и много общего. Что именно? Что нас всех объединяет? Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности.

На предыдущих уроках, мы с вами разбирали темы о правах и обязанностях граждан, о правилах поведения, о дисциплине, о правонарушениях. Напомните мне пожалуйста.

- Что такое право и обязанность?

Право — это регулятор общественных отношений, система правил поведения гарантированных государством). А обязанность – это то, что мы должны беспрекословно выполнять.

- А где закреплены наши основные права и обязанности?
(зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка). Дата принятия Конституции. Кем принята?

- А что еще необходимо человеку кроме прав и обязанностей? (правило, закон)

Попытайтесь создать свои правила на уроке.

1. Слушать и слышать друг друга;

2. Не перебивать, работать всем активно;

3. Не обижать и не обижаться;

- Для чего нам с вами нужны эти правила?

Вывод: они необходимы, чтобы был порядок!

- Скажите пожалуйста, как звучит золотое правило права? (Права одного человека заканчиваются тамгде начинаются права других людей.) Это принцип римского права. Он актуален и в наше время? Ребята, приведите пример.

Хорошо, ребята, а сейчас проверим знание терминов. Кто начинает?

Молодцы!

Ребята, но бывают в жизни такие ситуации, когда люди нарушают правила и закон, как можно назвать такое поведение? (противозаконное)

Вы правы, с таким поведением очень тяжело справиться простому человеку, для этого государство позаботилось о нас простых людях и выделила место людям специального назначения. Как вы думаете какая у нас будет тема урока?

Ученики выдвигают версии. После чего открывается первая часть доски с темой.

Записываем в тетрадь число и тему урока: «Кто стоит на страже закона?»

- В Конституции РФ (статья 2) говорится, что права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы.

(работа с учебником стр. вывод схемы на доске)

стр. 57 обратите внимание на схему в учебнике. Прочитаем, какие органы относятся к правоохранительным органам. Запишем в тетрадь термин.

Правоохранительные органы – это государственные организации, призванные заботиться о соблюдении законов. Они охраняют людей, общество и государство.

Всего 5 правоохранительных органов. Тема рассчитана на 2 урока. Мы сегодня рассмотрим Суд и полицию. На следующий урок – прокуратура, ФСБ, таможня.

Итак, суд. Прочитайте, что осуществляет суд по схеме?

Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья. Во все времена был вопрос:

Как же судить по праву, по совести?

Работа с текстом учебника (стр. 58 последний абзац), рубрика «Уроки прошлого».

Вопрос: - как вы думаете Афинский суд был устроен правильно? Конечно, да.

- Фемида - символ правосудия. СЛАЙД

- А вы знаете чья статуя изображена слайде?

Фемида - символ правосудия.

- Как вы думаете, почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами и с весами в руках?

Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия (то есть принцип справедливости, согласно которому решения должны основываться справедливости, а не на предпочтении выгоды одного человека), с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни.

Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Запишем в тетради Принципы правосудия

  1. Презумпция невиновности :« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

  2. Законность

  3. Независимость судей

  4. Равенство всех перед законом

  5. Защита

  6. Состязательность.

Физминутка

После чего запись в тетрадь, что такое полиция.

Полиция – это система государственных служб и органов по охране общественного порядка.

1 марта 2011 года закон «О полиции»

Еще со времен Петра 1 (следила и за правопорядком и следила за благоустройством улиц)-------В 19 веке полиция стала службой по охране порядка и борьба с преступностью)-------1917 году вместо полиции была создана милиция (от лат – войско) функции были те же. В РФ полиция входит в систему органов внутренних дней. Руководство деятельностью полиции осуществляет президент РФ.

Рассмотрим принципы деятельности полиции

- Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

- Законность

- Беспристрастность (ко всем одинаково)

- Открытость и публичность

- Общественное доверие и поддержка граждан.

Домашнее задание: Параграф 7, учить термины. Знать принципы судейства и принципы деятельности полиции.