СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Леса России"»

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»


Тема. Леса России.

Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Задачи:

  1. Обеспечить восприятие и осмысление новой информации о географическом положении, растительном и животном мире зоны лесов через групповую работу исследовательской деятельности;

  2. создать условия для формирования познавательного интереса к новому учебному материалу;

  3. содействовать формированию навыков сотрудничества;

  4. способствовать развитию умения планировать учебную деятельность, умения осуществлять наблюдение, умения сравнивать и делать выводы;

  5. использовать естественно-научные тексты, различные справочные издания (словари, иллюстрации растений и животных с описанием, контурные карты) с целью поиска и извлечения познавательной информации.


Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная,

Методы обучения: проблемный, исследовательский методы.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карта природных зон России, раздаточный материал (карточки с заданиями, контурные карты), словари.











Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- познавательный интерес к новому учебному материалу,

- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат, 

- готовность открыто выражать свою позицию на уроках,

- осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-умение формулировать тему и цели урока,

-умение оценивать процесс и результат деятельности,

- умение составлять алгоритм и последовательность действий;

- умение осуществлять контроль своей деятельности способом сравнения с образцом,

- умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

- умение строить устные высказывания;

- умение формулировать проблему и её решение;

- умение выбирать основания и критерии для сравнения;

- умение классифицировать объекты;

- умение осуществлять поиск необходимой информации,

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение учитывать в сотрудничестве, отличные от собственной позиции, мнения других людей;

Предметные результаты :

- умение показывать лесную зону на карте природных зон;

-иметь представление о природе тайги, смешанных и широколиственных лесов;

-иметь представление о растительном и животном мире лесной зоны.



Технологическая карта урока.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

регулятивная

познавательная

коммуникативная


Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством анализа языкового материала.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу

Метапредметные: Познавательные: умение строить устные высказывания,

Коммуникативные: умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока


Предметные:

умение различать изученные объекты живой природы



Отгадайте загадку:

-Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес.)

- Попробуйте определить тему урока.

(Лес)

- А какие чудеса можно встретить в лесу?

(Примерные ответы детей – растения, деревья, птицы, насекомые, животные, водоемы…)

Сформулируйте цель и задачи урока.

(примерные ответы детей: узнаем, какие бывают леса; узнаем о роли леса в природе и жизни людей; научимся показывать на карте лесные зоны; узнаем, какие животные обитают в лесах; узнаем, какие растения растут в лесных зонах)

(Цель и задачи учитель записывает на доске)









Формулируют тему урока







Формулируют учебные задачи.







Отгадывают загадку




Отвечают на вопросы





Высказывания и предположения.



















Обсуждают, формулируют общее мнение.




Этап 2: Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: актуализация знаний и изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

Метапредметные: Познавательные: умение строить устные высказывания Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулирование проблемы и её решение

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

Предметные: умение приводить примеры растений и животных леса,

умение объяснять практическое и эмоциональное значение леса

- Я предлагаю вам по группам обсудить и составить рассказ о лесе, дописав предложения, тем самым вы увидите, какими знаниями о лесе уже владеете.


Принимают и сохраняют учебную задачу. Контролируют свою деятельность


Анализируют, делают вывод











Обсуждают и делают вывод.


Представляют результаты совместной деятельности

Текст с пропусками (Приложение № 1).










Этап 3: Выявление места и причин затруднения. Цель: создание условий для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организация выявления и фиксации учащимися места и причины затруднения.

Этап 4: Построение места и причины затруднения. Цель: формулирование конкретной цели, составление плана будущих учебных действий.

Метапредметные:

Регулятивные

Умение определить общую цель и пути ее достижения,

умение

Познавательные: умение строить устные высказывания, умение формулировать проблему и её решение,

умение использовать различные справочные издания (словари)


Коммуникативные: умение вступать в диалог

Предметные:

Овладение понятиями «географ», «ботаник», «зоолог».

- Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы :

- Что общего, и какие отличия вы увидели?

- Как вы думаете, можно ли придя в лес и рассмотрев его обитателей и растения, узнать в каком лесу вы находитесь?

- Предположите, отчего зависит растительный и животный мир леса.

Гипотеза:

Предположим, что от смены природной зоны меняется растительность и животный мир леса.

(Гипотезу учитель записывает на доске)

- Теперь это предстоит вам доказать, работая в группах.

- первая группа будет называться «Географы».

-вторая группа «Ботаники»

-третья группа «Зоологи»

- Посмотрите в словарях лексическое значение название группы и по значению слова сформулируйте задачу группы.

(примерные ответы: «Географы» - узнаем, где на карте расположены зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, а также климатические условия каждой зоны.

«Ботаники» - узнаем, какие растения растут в зоне тайги , смешанном и широколиственном лесах.

«Зоологи» - узнаем о животном мире в лесных зонах)

Определяют общую цель и пути ее достижения,

прогнозируют


Выдвигают предположения.


Работают с информацией, анализируют, исследуют.


Включаются в обсуждение


Строят речевые высказывания.



Приложение № 2 (иллюстрации деревьев зоны лесов)

Карточки с названием групп




Толковые словари

Этап 5: Реализация построенного проекта. Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.

Личностные: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Познавательные: умение структурировать знания, умение выбирать основания и критерии для сравнения, умение классифицировать объекты

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Предметные: умение находить и показывать на карте природные зоны;

умение объяснять, почему происходит смены природных зон, умение рассказывать о зоне леса с точки зрения географа, ботаника, зоолога.

- Какие источники информации у вас есть для исследования лесной зоны??

(учебник, листы с иллюстрациями и информацией о растениях и животных) - Каждая группа получает карточки с заданиями.

- «Географы»

- «Биологи»

- «Зоологи»

(Смотри Приложение № 3)


- Представление результатов совместной деятельности.


Принимают учебную задачу и следуют инструкции

учителя


Действуют по плану.

Классифицируют группы растений, животных

Сравнивают . Обобщают особенности зоны лесов


Делают выводы


Устанавливают причинно-следственные связи.



Предлагают варианты, обсуждают, формулируют общее решение.








Карточки с заданиями (Приложение № 3)


Карта природных зон России


Этап 6: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений


Личностные: готовность открыто выражать свою позицию

Метапредметные Познавательные: умение строить устное высказывание, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Предметные:

умение определять особенности лесной зоны,

умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе

«Вопросительные слова»

- Пользуясь таблицей, задайте вопросы по теме «Лес».

Как?

Смешанный лес

Что?

Хвойный лес

Где?

Лиственный лес

Почему?

Тайга

Сколько?

Осина

Откуда?

Лиственница

Какой?

Сосна

Зачем?

Ель

Каким образом?

Береза

Какая взаимосвязь?

Дуб

Из чего состоит?

Липа

Каково значение?

Осадки

Когда?

Свет


Белка


Медведь


Барсук


Еж


- А сейчас на эту тему составим кластер



(Дети составляют кластер по теме «Леса России», учитель фиксирует на доске).


Формулируют вопросы по опорным словам




Обобщают полученное знание.











Включаются в обсуждение








Слайд

Этап 7: Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений


Метапредметные

Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности способом сравнения с образцом.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков


Предметные умение определять особенности лесной зоны



Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?

Ответьте на вопросы для самопроверки. Тест.


Самопроверка по слайду

- Давайте вернемся к вопросу, который мы ставили в начале урока - отчего зависит растительный и животный мир леса?

(Примерные ответы детей - от климата:в тайге климат более суровый, там растут хвойные деревья. В смешанных и широколиственных преобладают лиственные деревья)

- Значит, наше предположение было верным?


Самопроверка.

Обобщают полученное знание.




Тест (Приложение № 4)

Этап 8: Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация самооценки учениками учебной деятельности; фиксация затруднения и способы их преодоления.

Личностные: Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Метапредметные

Регулятивные: умение оценивать процесс и результат деятельности

Познавательные: умение строить устные высказывания

Коммуникативные: умение вступать в диалог

Предметные: умение различать и классифицировать объекты живой и неживой природы зоны лесов


- Над чем сегодня работали?

- Как мы работали?

- Каким образом вы получили результаты?

- С какими трудностями вы столкнулись?





Домашнее задание – рабочая тетрадь с.48 № 5, с. 49 № 6.



Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Обобщают полученные знания.










Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Включаются в обсуждение.






Приложение № 1

Допишите предложения, используя свои знания о лесе.

Лес – это растительное сообщество, где __________________________________________________________________. Лес для человека – это красота, _________________________________________________________________________. Деревья леса помогают сохранять _______________________________________________________________________. Лес снабжает людей __________________________________________________________________________________. Лес помогает животным _______________________________________________________________________________. Растения леса разнообразны – это _______________________________________________________________________ .





























Приложение № 2







Приложение № 3

Географы


  1. Найдите на карте в учебнике (стр.72-73) природную зону лесов.

  2. Где находится зона лесов относительно тундры (южнее или севернее)

_____________________________________________________________

  1. Какие части лесной зоны вы увидели?

_____________________________________________________________

  1. Научитесь показывать части лесной зоны на карте в учебнике и на доске

  1. Особенности климата.

Прочитайте в учебнике на с. 95, 97, с.101 и дополните предложения.

В лесной зоне _________________, чем в тундре. Выпадает довольно много _________________.

В тайге зима __________________________ . Здесь есть многолетняя мерзлота. Летом поверхность земли _________________ на бóльшую глубину, чем в тундре. Это очень важно для ________________________

______________ деревьев.


Южнее тайги зима гораздо ________________. Многолетней мерзлоты ___________. Выделяются четыре _________________________________, одинаковые по продолжительности.

Почвы в лесных зонах богаче ________________________________, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее



Ботаники

  1. Прочитайте в учебнике на с. 97, с.101 и дополните предложения.

В северной части лесной зоны растут хвойные деревья: ______________________________________________________________________________________________ .

Они образуют хвойные леса – _________________.

Тайга занимает (большую или меньшую) _____________________ часть лесной зоны.

Хвойные деревья нетребовательны к _____________________, у них мощные ____________________. Поверхность земли покрыта растениями, не требующими яркого __________________, это черника, брусника, голубика. Также много мхов.

2. Южнее тайги как бы смешались __________________ и _____________ деревья. Эти леса называются ________________________. Здесь можно увидеть мелколиственные деревья, такие как _____________________, ______________________ .

Еще южнее раскинулись ___________________________ леса.

Здесь растут __________________________________________________________________

Эти деревья с ________________________ листьями. Также много кустарников: черёмуха, лещина, боярышник.

Много и трав: копытень, осока, кислица.

Мхов гораздо меньше – слой опавших листьев мешает им расти.




Зоологи


  1. Прочитайте в учебнике на с. 97-100 и дополните предложения.

Насекомые – самое многочисленное население леса.

В лесу много разнообразных птиц, так как лесу они просто необходимы. Это санитары леса. В лесу живут растительноядные птицы как: ________________________________________________________________________________________________________

Они питаются семенами хвойных растений, ___________________________

Птицы-хищники – это _________________________________________

В лесу птицы строят свои ____________________, откладывают ___________, выводят____________________

2. В лесу много разнообразных зверей, так как им достаточно легко построить ________________________ и найти ________________________ .

В лесной зоне живут растительноядные звери: ________________________________________________________________________________________________________

Они питаются семенами хвойных растений, ___________________________. Также обитают звери-хищники: ____________________________________







Приложение № 4

Тест.

Выберите букву с верным высказыванием ( вопросы на слайде)

1.Какие леса образуют тайгу?


1) лиственные 2) смешанные 3) хвойные


2.Какое дерево не является хвойным?


  1. кедр 2) каштан 3) пихта


3. Какая птица не водится в лесной зоне?


  1. глухарь 2) белая куропатка 3) кедровка


4.Какое дерево не является широколиственным?


1) осина 2) клён 3) вяз


5. Какой зверь не водится в лесной зоне?


  1. лемминг 2) рысь 3) бурундук



6. Зона лесов относительно зоны тундры находится


1) южнее 2) севернее