Школа России
Литературное чтение
3 класс
За-за-за наступила зима,
За-за-за наступила зима.
Оз-оз-оз на улице мороз,
Оз-оз-оз на улице мороз.
Жил он давно, около 140 лет назад, в 19 веке.
Детство его прошло в деревне Грешнево, на берегу реки Волги. И хотя отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям и горю.
Став известным русским поэтом, Некрасов писал о Родине, о её лесах, полях, о простых людях. Писал стихи и для детей. Герои его стихотворений – крестьянские ребятишки, друзья далёкого детства.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей...
Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним замечательным стихотворением Н.А. Некрасова.
-Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о Морозе?
-О чём будет стихотворение?
-Это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы?
- Почему?
-Как называется стихотворение?
Подтверждаются ли наши предположения?
Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.
Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.
Гнет – тяжесть, груз.
Дозор – обход для осмотра.
Казна – имущество, денежные и иные средства.
Обоз – несколько повозок с грузом.
Не скудеет – не беднеет.
-Напомните, какой жанр напоминает это стихотворение?
- Назовите сходство со сказкой.
- Какие поступки человеческие совершает?
-Какие звуки мы слышим в его присутствии?
-Что он говорит сам о себе?
-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок?
-Какими эпитетами его можно наградить?
Сказка, потому, что Мороз- воевода рисуется как могучий волшебник: добрый и сердитый одновременно. Как в сказке «Морозко».
-У зверей есть своя нора, у человека свое жилье, а у Мороза – всё.
-А что значит дозором зреть?
-Что же замечает Дед Мороз?
-А почему важно чтобы не была голой земля?
-Как же путешествует дедушка?
-Чему рад Мороз?
-Почему солнце яркое?
-Почему борода у Деда Мороза косматая?
-А как вы понимаете «палицей бьёт»?
-Зачем он это делает?
-Ему понравились, что он увидел в своих владениях?
-Что еще может Дед Мороз?
- Чему рад Дед Мороз?
-О чем же в конце поёт Дед Мороз?
-Что за добро у Деда Мороза?
-Он хвастлив?
Подберите строчки из стихотворения к иллюстрациям.
Нарисуй своего
Мороза Воеводу.
Мороз-воевода - Борис Кустодиев
На какие части можно разделить текст стихотворения?
1. Обход владений Морозом, рассказ автора.
2. Песня Мороза.
С какой интонацией читать первую?
Вторую?
Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый, могучий, умелый .
Дорисуй стихотворение, впиши по памяти пропущенные слова с помощью иллюстраций.
Не ветер бушует над….
Не с гор побежали…..
Мороз- воевода…..
Обходит….
Глядит – хорошо ли ….
Лесные тропы ….,
И нет ли где трещины ……,
И нет ли где голой …..?
Пушисты ли сосен ….
Красив ли узор …..?
И крепко ли скованы….
В великих и малых ….?
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом .
Горбатов К. И. Зимний пейзаж с церковью. 1925
Жуковский С. Ю. Зима. 1910
Жуковский С. Ю. Зима
Жуковский С. Ю. Зима.
Клевер Ю. Ю. Зимний пейзаж. 1881
С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Что вам понравилось?
- Кто доволен своей работой?
- Над чем ещё нужно поработать?
Я познакомился с творчеством….(кого?)
Я слушал музыку….(кого?)
Мне было интересно…(что?)
Мне показалось
трудно…(когда?)