Школа России
Литературное чтение
3 класс
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах.
Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
Мы познакомимся с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; будем учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения .
Иван Захарович Суриков
1841-1880
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте.
Жизнь Сурикова была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями.
Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
Рябинушка
Слушать песню
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления .
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.
О мрачали – сделать мрачным,
темным.
Смежить – сомкнуть, закрыть.
лапти
Кубарем качуся – стремительно, быстро ( кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Слушать стихотворение
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.
- Что вы видите?
- Похожи ли дети на вас?
- Что случилось с мальчиком?
- Какое у него настроение?
- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?
- Какой из заголовков наиболее удачный?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
- Как можно её озаглавить?
- А где происходило событие?
- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. - А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Подберите строчки из стихотворения к иллюстрации.
Работа в группах
1 группа. Режиссёры и кинематографисты.
-Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения .
- Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.
2 группа. Историки.
-Какие слова говорят о том , что это было в старину?
Найдите в толковом словаре им объяснение.
3 группа. Музыканты и живописцы.
-Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения.
-Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины.
-Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение?
Представь себя художником
иллюстратором и нарисуй обложку
к книге И.З. Сурикова « Детство».
И.З. Суриков
Подойдёт ли такая обложка?
Проанализируй её.
Какие чувства пробудил в вас сегодняшний урок?
– Что больше всего понравилось, произвело впечатление?
Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата?
Почему?
Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих?
Как вы оцениваете в целом общую работу класса на уроке?