СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения. Тема "Как смех помогает нам в жизни. Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Как смех помогает нам в жизни. Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения. Тема "Как смех помогает нам в жизни. Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха".»

Заботнова Екатерина Юрьевна

Тема: Как смех помогает нам в жизни. Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха»

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия новых  знаний

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели:

Задачи:

образовательные: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения.

развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения.

воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический.

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы: ноутбук, мультимедиа, презентация, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации, портрет писателя, аудиозаписи.



























ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

-Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.


Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.


- Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Ребята, эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова Владимира Солоухина. Послушайте их, пожалуйста (читает ученик):

«Улыбка самому себе не нужна – если бы не зеркало, вы бы никогда её не видели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было легко, хорошо и радостно».

- Как вы думаете, почему мы начали урок с чтения этих слов? (На уроке будем разговаривать об улыбке, о смехе)

- Ребята, скажите, а когда мы смеётся? (Когда нам весело, радостно, когда у нас хорошее настроение)

- Прекрасно, ребята, сегодня к нам на урок чтения заглянул один мультипликационный герой, у которого ВСЕГДА хорошее настроение, несмотря ни на что. Вспомните, кто так говорил?

«Кто ходит в гости по утрам

Тот поступает мудро…»

«Сова открывааай! Медведь пришел!»

«Это неправильные пчелы…»


(Винни-Пух)


-Правильно, молодцы. Встречаем, главный герой нашего урока - Винни-Пух.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти слова:


ПЧЁЛЫ, МЁД, ВОЗДУШНЫЙ ШАР

- Вам ничего не вспоминается? (Винни-Пух взлетел на воздушном шаре и притворился тучкой, чтобы добыть мёд)

- Всё верно, молодцы. (Включается отрывок мультика с песенкой про тучку)

- Можем ли мы с вами сказать, что медвежонок попал в беду? (Да, можем)

- Ребята, а как вы думаете, что помогло Винни в этой ситуации? (Что он притворился тучкой и сочинил песенку)

- Верно, а вызывает ли у вас эта песенка улыбку? (Да)

- Так как же вы считаете, для чего ещё необходим смех в нашей жизни? (Он помогает нам в беде)

- Совершенно верно, молодцы! Действительно, смех помогает в решении многих проблем, делает нашу жизнь легче.

- Ребята, предположите, какой будет тема нашего урока? (Как смех помогает нам в жизни)

- Правильно! Ребята, посмотрите на рисунки животных, знакомы ли они вам? (Да, это друзья Винни-Пуха)

Звучат отрывки из песенок Винни-Пуха.

- Знакомы ли вам его песенки, где вы их слышали? (Да, в мультфильме)

- Всё верно. Какую мы поставим перед собой цель? (Узнать о том, как же смех помогает нам в жизни на примере песенок Винни-Пуха).

- Замечательно! А теперь, когда мы вместе поставили цель, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Поработаем в парах.


У каждой кроссворд есть на парте.

Работайте дружно, внимательно читайте,

Не шумите и правильно заполняйте.


Проверка кроссворда.

- Посмотрите, по горизонтали под номером 1 получилось слово.


3. Подготовка к первичному восприятию текста.


- Прочитаем его. (Читаем: Милн) Кто знает, что оно означает? (Милн – фамилия английского писателя)


В 1926 году появилась первая книжка про Медвежонка. А написал её английский писатель Милн Алан Александр, и называлась она «Винни-Пух и все остальные».


-Посмотрите, ребята на портрет этого писателя.


А затем им были написаны следующие книги: «День рождения Иа», «Винни-Пух и пчелы», «Винни-Пух и Пиргорой», «Винни-Пух и Зачарованный лес», «Винни-Пух и все-все-все».

А научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать и петь по-русски Борис Владимирович Заходер.

Автор песенок Вини-Пуха - Б. Заходер. Он писал сказки, стихотворения для детей, он был переводчиком. Переводил он с иностранных языков на русский. Сегодня мы будем читать стихи - песенки, которые переведены с английского языка.


- Заговорил же Винни-Пух в мультфильме голосом нашего замечательного артиста Евгения Леонова. Послушайте.


4. Первичное восприятие текста.

- Ребята, сегодня мы будем читать пыхтелки, вопилки, шумелки, кричалки Винни-Пуха. С этими интересными, необычными и новыми словами вы познакомитесь в течение урока. А для этого мы с вами отправляемся в путешествие вместе с нашим Медвежонком. Итак, вперёд за новыми знаниями!

- Давайте откроем учебники на стр. 136. Посмотрите на заголовок, от какого слова он образован? (От слова «ворчать»)

-Верно, скажите, с какой интонацией я должна прочитать стихотворение? (С недовольством)

Чтение учителем 1 раз с недовольной, возмущенной интонацией.


- Как вы думаете, почему Винни придумал такое название для своей песенки? (Потому что он потерял мёд)


- Можно ли её назвать «надоелка»? (Да, там повторяются слова)


- Ребята, найдите самое длинное слово. (Находят слово полнехонький)

Верно. Прочитайте это слово сначала по слогам, а потом целиком.

- Как вы думаете, что оно означает? (Слишком полный)


Выборочное чтение.

- Ребята, какой вопрос задаёт себе медвежонок?

- Как вы считаете, куда на самом деле исчез мёд?

- Заметил ли Винни-Пух, что он сам съел мёд?

- Кому предназначался этот мёд? (Ослику Иа)


- Понравилась вам песенка? (Песенка понравилась).


- Кто желает прочитать это стихотворение с нужной интонацией? (Читают два ученика с недовольством).


- Ребята, получается, что Винни съел подарок друга. Это хороший поступок? (Нет).

- Несмотря на то, что он совершил дурной поступок, можно ли на него сердиться за это? Почему? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте прочитаем песенку, которую пели все вместе – Пух и Пятачок, Сова и даже Иа-иа. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, 3 ряд – третья группа. Первая группа после прочтения поработает с заданиями, которые для них приготовлены. Внимательно читайте задания. Вторая группа должна будет письменно ответить на вопросы, которые даны после песенки. Третьей группе я предлагаю самим составить 1-2 вопроса по этой песенке. В помощь третьей группе дается памятка, о том, как правильно составлять вопросы.

Текст этой песенки и заданий вы получили. Предлагаю вам поработать в парах. (Читают, выполняют задание)

Ну что же, все три группы готовы. И я предлагаю нам с вами, ребята, приступить к проверке. (Проверяем)


- Ребята, так можно ли долго сердиться на этого Медвежонка? (Нет)

- Почему? (Потому что день рождения удался, и ослик был рад)

- Верно. В любой сложной ситуации – главное оружие это улыбка. Здесь медвежонок смог развеселить даже самого грустного персонажа – ослика.


5. Физ. минутка.


- Замечательно. Ребята, а сейчас на с.137 прочитайте название. («Дорожная шумелка»)

- Как вы думаете, почему оно так называется? (Герои шли по дороге и шептали песенку)

- Прочитайте, пожалуйста, каждый это стихотворение очень тихо.


- Скажите, когда пели эту песню Винни-Пух и Пятачок? (Когда шёл снег)


- Ребята, назовите синоним к слову зябнуть? (Мёрзнуть)


- Как вы понимаете смысл слов «совсем не по дороге»? (Не по пути)


- Как вы думаете, для чего Винни-Пух и Пятачок пели эту песенку? (Чтобы им было веселее в дороге и не так холодно)


- Верно, вы правы. Ребята, давайте прочитаем шумелку хором. (Читают)


- Замечательно, молодцы!


- А сейчас я предлагаю прочитать «Песенку первую» (Читает ученик)


- Что находится в голове у Винни-Пуха? Почему опилки? - Перечитайте 1 строчку песенки. Что это значит?



Словарная работа

Затылок – задняя часть головы.

Чесаться в затылке – жест, выражающий нерешительность, затруднение.


Какими необычными словами названы песенки (шумелки, вопилки, кричалки, пыхтелки)

Сами названия говорят о том, что он может делать.

Шумелки - шуметь

Вопилки- вопить

Кричалки- кричать

Пыхтелки- пыхтеть


- Из песенок видно, что их сочинил медвежонок с опилками в голове, который то дело сбивается, ошибается, но, как мы с вами уже успели убедиться, НИКОГДА не унывает и хорошо сочиняет песенки. - А вам нравится эта песенка Винни-Пуха? Чем? (Поднимает настроение) - Как мы будем её читать? (Весело, бодро, задорно, радостно, звонко.) Попробуем прочитать (Хором)

- Следующую песенку, которую мы будем читать, наш медвежонок пел со своим другом. Кем догадаетесь? И сейчас мы её прочитаем. (Читают все вполголоса, жужжащим чтением) - О каком секрете здесь идёт речь? Ребята скажите, а у Винни Пуха много друзей? (Да) Давайте вспомним их имена? (Пятачок, Сова, Кролик, Ослик Иа) - Я вам предлагаю прочитать эту песенку с разной интонацией: за Винни-Пуха и за Пятачка. А чтобы передать интонацию правильно, послушайте их голоса. (Слушаем)

- Кто готов побыть Винни-Пухом? А Пятачком? (Заслушиваются 2 пары)



6. Включение в систему знаний и повторений.


-Ребята, наш Медвежонок хочет проверить, насколько внимательны вы были при работе на уроке? У вас на партах лежат листы с заданиями, переверните листы и выполните тест, ОБВЕДИТЕ правильный ответ ручкой.


1.Что любит Винни-Пух?

А) варенье

Б) мёд

В) конфеты.
2. Когда Вини-Пух и Пятачок пели «Дорожную шумелку»?

А) когда шёл снег

Б) когда расчищали дорогу от снега

В) когда катались на лыжах

3. Почему Винни-Пух не печалится, что у него в голове опилки?

А) потому что у него много друзей

Б) потому что у него есть мёд

В) потому что он хорошо сочиняет песенки.

4. Найди синоним к слову «зябнут»

А) мёрзнут

Б) согреваются

В) цветут

5. Что такое затылок?

А) лоб

Б) лицо

В) задняя часть головы


- А теперь я предлагаю вам поменяться листочками со своими соседом по парте. Сейчас мы все вместе приступим к проверке. Если ответ верный, рядом с ответом ставим «+», если не верный «-».

- Проверили? Снова поменяйтесь листочками. Ребята, у кого стоят все плюсы, поднимите руки (на слайде появляется зеленый кружок со смайлом) Молодцы, вы очень старательные и внимательные.

Ребята, у кого 4 - 3 плюса? (на слайде желтый смайл) Неплохо, но нужно быть более внимательными. У кого 1-2 плюса? (на слайде красный смайл). Ничего страшного, просто дома ещё раз перечитайте песенки Винни – Пуха.


- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти слова:


ГОСТИ, КРОЛИК, НОРА (Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Кролику, но Винни так объелся, что не смог выбраться из норы и застрял)

- Всё верно, молодцы. (Включается отрывок мультика)


- Ребята, а теперь я предлагаю нам с вами сочинить собственную песенку для того, чтобы приободрить, развеселить, а главное помочь нашему Медвежонку выбраться из этой беды. Для выполнения этого задания я предлагаю вам разделиться на группы. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, третий ряд – третья группа. Каждая группа сейчас получит четверостишие, в которое нужно будет вставить пропущенные слова. А помогут вам в этом слова для справок. Пожалуйста, приступайте к выполнению задания!


Ребята, давайте проверим, что же у вас получилось.


7.Подведение итогов урока.


- Веселая ли у нас с вами получилась песенка? Заставила ли она вас улыбнуться? (Да)

- Помогла ли нашему герою? Как вы считаете? (Да, потому что с улыбкой легче жить)

- Вернёмся к целям нашего урока. (Узнать о том, как же смех помогает нам в жизни, на примере песенок Винни-Пуха).

- Смогли мы их достичь?

- Что нового мы открыли для себя на уроке? (Что в любом деле, лучшее оружие – смех)



8. Домашнее задание.

Я предлагаю вам на выбор:


- выучить 1 песенку Винни-Пуха с. 137-138;

- придумать и записать собственную песенку.


9. Оценки.

- На оценочных листах поставьте себе оценку. (Оценивают результаты своей работы).


10.Рефлексия.


Выбрать нонравившегося медвежонка.