Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Занимательная Азбука»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить с произведением С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».
Задачи:
Образовательные:
обучать правильному, выразительному чтению целыми словами;
учить анализировать произведения;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся любовь к животным;
воспитывать умение слушать собеседника; работать в парах;
Развивающие:
развивать творческие способности, речь, память, мышление;
развивать умение делать выводы и микровыводы;
развивать умение проводить самооценку; контролировать и оценивать выполнение работы своего товарища;
Здоровьесберегающие:
развивать умение работать с Макбуком, соблюдая основные правила работы: правильная посадка за компьютером, гигиена чтения.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения;
объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание;
описывать характер героев;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения.
Оборудование:
Литература:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. «Литературное чтение», 1 класс, в 2 ч. М.: «Просвещение», 2019 год.
I. Организация деятельности учащихся
- Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник, конверт со смайликами, пенал,
- Поднимите руку, кто готов к уроку.
- Молодцы, ребята!
- Сядьте правильно. Проверьте стульчик, ваши ножки, спина прямая и должна касаться спинки стула.
- Начинаем урок.
II. Актуализация знаний
- Вспомните, какие произведения С.Я. Маршака вы знаете? («Угомон», «Дважды два»)
II. Постановка цели и определение темы урока.
- На уроке мы будем работать с целыми словами и с буквами в отдельности. Будем учиться передавать интонацию героя. И тема нашего урока «Занимательная Азбука». (Слайд 1-2)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
- Прочитайте название произведения с.19, о чём пойдёт речь в стихотворении? Кто поедет в автобусе? Пофантазируйте со своим соседом. (1 мин. – песочные часы)
- Вова, ты как думаешь?
- Катя, а ты как думаешь?
- Не читая, посмотрите на стихотворение, что вы заметили необычного? (Первые буквы выделены. Это алфавит.)
2.Первичное восприятие текста.
- А теперь послушайте стихотворение и скажите, кто был прав?
(Стихотворение читает учитель, изменяя интонацию)
- Поднимите руку, кто был прав.
- Почему нельзя быть ежом в произведении «Автобус №26»? Медведем?
- Что вам помогло быстро найти ответ на вопрос?
- Наверно свинья грубо спорила, некрасиво сделала, громко кричали, мешали. Ещё раз прочитаем и увидим, как они себя вели.
- Сейчас мы будем читать это произведение по одной строчке. Каждый из вас должен прочитать свою строчку так, чтобы казалось, что всё стихотворение читает один ученик.
(Чтение детьми по одной строке.)
- Перечитайте последние четыре строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем, удавом и свиньёй».
- Что сделал медведь?
- Как вели себя червяк? Шмель?
- Что вам помогло быстро найти ответ на вопрос?
V. Физминутка (Слайд 3)
Песня «Танец маленьких утят»
(Ребята, повторяют движения за учителем, а затем за учеником, который хорошо знает движения. Танцуют парами).
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение и выполнение заданий
- Сейчас мы ещё раз будем читать это стихотворение и выполнять задание. После прочтения первого четверостишья, я вам задам задачку, поэтому слушайте внимательно.
(Чтение первого четверостишья. Читают 2 человека.)
- Так вот, до конечной остановки доехали животные на одну букву. (Слайд 4)
- Тех животных, которые доехали до конечной остановки отнесите в левую часть, а тех, которые вышли раньше отнесите в правую часть поля.
- Проверим. Кто доехал до конечной остановки? (Слайд 5)
Кто такой вол? Гиппопотам? Посмотрите на их изображения. (Слайд 6-7)
- Прочитаем второе четверостишье и найдём лишнее животное.
(Чтение второго четверостишья. Читают 2 человека.)
- О ком идёт речь во втором четверостишье?
- Выберите животных, которые начинаются на «Ж, З, Д, Р, Г», (Слайд 8)
(Учитель проходит и смотрит.)
- Молодцы, вы справились с этим заданием,
- А теперь прочитайте третье четверостишье по ролям со своим соседом. 1 вариант – за автора, 2 – за животных. А теперь поменяйтесь. (Слайд 9)
- Оцените с помощью смайликов, получилось ли у вас передать характер животного.
- Поднимите руку, кому удалось сделать медведя строгим.
- Послушаем тех, кому удалось.
- Поднимите руку, кому понравилось работать в паре, не ссорясь и не ругаясь?
(Чтение третьего четверостишья)
- Молодцы, справились с заданием. А теперь прочитаем четвертое четверостишье и заменим животное, оставив первую букву.
(Чтение четвертого четверостишья)
- Давайте-ка попробуем заменить животное, оставив первую букву. (Носорог, олень, попугай, рак)
2. Составление сказки.
- Мы славно поработали, теперь попробуйте отгадать мою загадку. Мне очень нравится одна буква, а какая не скажу, попробуйте отгадать, что это за буква, послушав мой стишок и посмотрев на мою иллюстрацию.
Кот
Копеек накопил,
Кошке
Козочку
Купил,
А козе –
Капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка
Крепка,
Кошке даст
Молока.
(Учитель рассказывает стихотворение и показывает нарисованную картинку.)
(Слайд 10)
- Вы отгадали, какая буква у меня любимая? («К»)
- А сейчас вы попробуйте сочинить со своим соседом сказку на одну букву, и каждый нарисует свою иллюстрацию к этой сказке. Но обычно буквы не ходят поодиночке, они всё время встают вместе, пускай и в вашей сказке встречаются 2 и более буквы.
VII. Рефлексия
- Ребята, на партах у вас лежат смайлики, но у смайликов нет ротика, нарисуйте такой ротик, который отражает вашу работу на уроке. Оцените свою работу на уроке. Повесьте смайлик на доску, посмотрите, какие весёлые смайлики у нас получились.
VIII. Подведение итогов урока.
- Как называется произведение, которое мы сегодня прочитали на уроке?
- Назовите его автора.
- Какой совет даёт С.Я. Маршак своим читателям?
8