СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы на тему: Тема : М.Ю.Лермонтов. «Дума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается разработка урока по литературе для 8-х классов. Целью является -формирование умений лингвистического анализа художественного текста, выявление художественных возможностей поэтического произведения, активизация познавательной, исследовательской деятельности учащихся, привитие любви к художественному слову.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы на тему: Тема : М.Ю.Лермонтов. «Дума»»







Тема: М.Ю.Лермонтов. «Дума»

Цели: 1.Идейно-тематический анализ стихотворения в

сопоставлении с произведениями А.С.Пушкина и Абая;

2.Формирование навыков анализа

художественного текста, навыков устной и

письменной речи;

3.Воспитание чувства патриотизма,

ответственности за будущеее общества,

воспитание нравственных принципов.


Тип урока: урок-размышление с элементами анализа


Оборудование: интерактивная доска, слайды, концептуальная карта


І. М О Т И В А Ц И Я:

1) организация урока (класс работает в двух группах)

2) целеполагание (постановка цели урока и задач перед учителем и

учениками)

3)закрепление пройденного материала

Проблема урока:

Что волновало поэтов ХІХ века?

Поэт призывает молодежь к ...

План урока:

1.М.Лермонтов: биография
2.М.Лермонтов: мотивы творчества
3.М.Лермонтов: “Дума” + Абай “О казахи мои, мой
бедный народ” (анализ)
4.”Дума” о моем современнике /обсуждение/
5. “Портрет современника” /устный портрет от
группы/

Ключевые слова и понятия:

  • образ «лишнего человека»

  • монолог-размышление

  • дума, раздумье

  • «я» - «мы»

  • Духовность, внутренний мир

  • миниатюра


Критерии оценки учащихся:

  • Знание материала урока

  • Навыки выразительного чтения

  • Навыки говорения и письма

  • Восприятие материала



Человек – дитя своего времени.

Если он плох, виноваты в этом

и его современники...

Из «Книги слов» Абая


Из Послания Президента РК Н.А.Назарбаева



ІІ. Р Е А Л И З А Ц И Я:


1.Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дума»


2.Анализ стихотворения:


В стихотворении Лермонтова «Дума» выражены настроения передовой молодежи 1830-х годов: уныние, душевная апатия, отсутствие внутренней жизни...
В.Г. Белинский


З а д а н и е №1

-
Прокомментируйте высказывание критика.
- Что происходит в душе поэта?
- В чем видит смысл жизни автор?


«Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!...»
В.Г. Белинский


З а д а н и е №2: прокомментируй строки

- «К добру и злу постыдно равнодушны». 
- «И ненавидим мы, и любим мы случайно». 
- «Над миром мы пройдем без шума и следа». 


3.О стихотворении Абая «О казахи мои!»



З а д а н и е №3:

«Лермонтоведы» и «Абаеведы»!

Создайте словесный портрет современника Лермонтова и Абая.








М.Ю.Лермонтов

Дума”

темы

Абай

«О казахи мои…»,

Книга Слов”


Отношение автора к своему поколению



Жизненные ценности



Отношение к родине,

обществу



Отношение к науке,

традициям отцов



О будущем своих современников




ІІІ.Р Е Ф Л Е К С И Я


1. Чтение учителем :3 “ДУМЫ” – 3 мнения
/миниатюры/


Гляжу на наше поколение

 Моё поколение лживо. 

Моё поколение выгораживает себя перед другими людьми, чтобы выглядеть достойно. 

Моё поколение думает, что оно самое-самое, что нам не нужна ничья помощь, однако в трудную минуту  мы бежим за советом к другим людям.

Моё поколение не имеет моральных ценностей, и плевать оно хотело на всех философов прошлого. "Мы новая эпоха, мы диктуем здесь правила!" - вот наше правило!

Моё поколение помешано на мнимых кумирах, которые "пыхают" и ведут разгульный образ жизни.

Моё поколение сидит сутками за компьютером, а при случае говорит, что ведёт здоровый образ жизни.

Моё поколение использует мат через каждое пятое слово, но разглагольствует о высоких моральных ценностях.

Меня тошнит от моего поколения, и я хотел бы жить в другое время.



Поколение многих К


Беговая дорожка. Мелькают ноги. Глаза устремлены туда, где золотыми буквами выведено святое слово КАРЬЕРА. Кто быстрее? Кто круче? Кто успешнее?

Семья?! Нет! Нельзя останавливаться - обгонят.

Дети? Мы в обществе "Свободные от детей".

Жизнь? Она там, за горизонтом, скрытым за словом КАРЬЕРА.

Нравственные законы? Зачем нам эти цепи?

Искусство? В чём его целесообразность? Непрактично. Нам не до романтики. "Сбросим Пушкина с парохода современности!"

Кто посмел пойти на обгон? Я первый!

   Не все выдерживают сумасшедший темп. Вот кто-то упал с дорожки. Лежит. Приходит в себя. Ух, кайф! Лежать, курить, квасить, клевать носом... Компьютер. Сегодня я Кибер, а завтра Кисик. Я господин виртуального мира. Клик. Клип. Клик. Кино. Креведко. КАЙФ! Всё остальное пофигу.

Карьеристы, вперёд!

Пофигисты, лежать!


С НАДЕЖДОЙ Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ


Я думаю, что каждое новое поколение осуждает поколение своих отцов, но немногие из людей признаются в собственных ошибках. И всё-таки я с надеждой смотрю на поколение, открывшее 21 век.

У нас гораздо больше возможностей, чем было у наших родителей. И мы, целеустремлённые и образованные, ими воспользуемся. 

Среди нас много неравнодушных людей, людей, которые не пройдут мимо человека, когда ему плохо. Мы умеем радоваться успеху другого, мы талантливые и трудолюбивые. Мы постараемся прожить так, чтобы следующее поколение гордилось нами.

Мнение учителя
Я считаю…
…что человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов.

… если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов и Абай будут ему верными союзниками. 

…Лермонтов и Абай вводят нас в «чудный мир тревог и битв», призывают нас не быть пассивными, равнодушными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни. 

Вы согласны со мной?





2.Решение проблемы урока:

  • Что волновало поэтов ХІХ века?

  • Поэт призывает молодежь к ...




5.ДЕБАТЫ /резерв/





6.Материалы для миниатюры:

1.Духовный мир, нравственный облик современника
Лермонтова?
2.Актуальны ли «Дума» и произведения Абая в наши
дни? 

3. «Дума» - приговор ли урок?
4.В чем актуальность этих стихотворений для вас?



7.ДОМА:

пишем миниатюры /по материалам урока/

  • Дума о моем современнике”

  • Печально я гляжу на наше поколенье”

  • «С надеждой я гляжу на наше поколение»

8.Оценивание ответов

9.Таксонамия Блума: