Тема: М.Ю.Лермонтов. «Дума»
Цели: 1.Идейно-тематический анализ стихотворения в
сопоставлении с произведениями А.С.Пушкина и Абая;
2.Формирование навыков анализа
художественного текста, навыков устной и
письменной речи;
3.Воспитание чувства патриотизма,
ответственности за будущеее общества,
воспитание нравственных принципов.
Тип урока: урок-размышление с элементами анализа
Оборудование: интерактивная доска, слайды, концептуальная карта
І. М О Т И В А Ц И Я:
1) организация урока (класс работает в двух группах)
2) целеполагание (постановка цели урока и задач перед учителем и
учениками)
3)закрепление пройденного материала
Проблема урока:
Что волновало поэтов ХІХ века?
Поэт призывает молодежь к ...
План урока:
1.М.Лермонтов: биография
2.М.Лермонтов: мотивы творчества
3.М.Лермонтов: “Дума” + Абай “О казахи мои, мой
бедный народ” (анализ)
4.”Дума” о моем современнике /обсуждение/
5. “Портрет современника” /устный портрет от
группы/
Ключевые слова и понятия:
образ «лишнего человека»
монолог-размышление
дума, раздумье
«я» - «мы»
Духовность, внутренний мир
миниатюра
Критерии оценки учащихся:
Знание материала урока
Навыки выразительного чтения
Навыки говорения и письма
Восприятие материала
Человек – дитя своего времени.
Если он плох, виноваты в этом
и его современники...
Из «Книги слов» Абая
Из Послания Президента РК Н.А.Назарбаева
ІІ. Р Е А Л И З А Ц И Я:
1.Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дума»
2.Анализ стихотворения:
В стихотворении Лермонтова «Дума» выражены настроения передовой молодежи 1830-х годов: уныние, душевная апатия, отсутствие внутренней жизни...
В.Г. Белинский
З а д а н и е №1
- Прокомментируйте высказывание критика.
- Что происходит в душе поэта?
- В чем видит смысл жизни автор?
«Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!...»
В.Г. Белинский
З а д а н и е №2: прокомментируй строки
- «К добру и злу постыдно равнодушны».
- «И ненавидим мы, и любим мы случайно».
- «Над миром мы пройдем без шума и следа».
3.О стихотворении Абая «О казахи мои!»
З а д а н и е №3:
«Лермонтоведы» и «Абаеведы»!
Создайте словесный портрет современника Лермонтова и Абая.
М.Ю.Лермонтов “Дума” | темы | Абай «О казахи мои…», “Книга Слов” |
| Отношение автора к своему поколению | |
| Жизненные ценности | |
| Отношение к родине, обществу | |
| Отношение к науке, традициям отцов | |
| О будущем своих современников | |
ІІІ.Р Е Ф Л Е К С И Я
1. Чтение учителем :3 “ДУМЫ” – 3 мнения
/миниатюры/
Гляжу на наше поколение
Моё поколение лживо.
Моё поколение выгораживает себя перед другими людьми, чтобы выглядеть достойно.
Моё поколение думает, что оно самое-самое, что нам не нужна ничья помощь, однако в трудную минуту мы бежим за советом к другим людям.
Моё поколение не имеет моральных ценностей, и плевать оно хотело на всех философов прошлого. "Мы новая эпоха, мы диктуем здесь правила!" - вот наше правило!
Моё поколение помешано на мнимых кумирах, которые "пыхают" и ведут разгульный образ жизни.
Моё поколение сидит сутками за компьютером, а при случае говорит, что ведёт здоровый образ жизни.
Моё поколение использует мат через каждое пятое слово, но разглагольствует о высоких моральных ценностях.
Меня тошнит от моего поколения, и я хотел бы жить в другое время.
Поколение многих К
Беговая дорожка. Мелькают ноги. Глаза устремлены туда, где золотыми буквами выведено святое слово КАРЬЕРА. Кто быстрее? Кто круче? Кто успешнее?
Семья?! Нет! Нельзя останавливаться - обгонят.
Дети? Мы в обществе "Свободные от детей".
Жизнь? Она там, за горизонтом, скрытым за словом КАРЬЕРА.
Нравственные законы? Зачем нам эти цепи?
Искусство? В чём его целесообразность? Непрактично. Нам не до романтики. "Сбросим Пушкина с парохода современности!"
Кто посмел пойти на обгон? Я первый!
Не все выдерживают сумасшедший темп. Вот кто-то упал с дорожки. Лежит. Приходит в себя. Ух, кайф! Лежать, курить, квасить, клевать носом... Компьютер. Сегодня я Кибер, а завтра Кисик. Я господин виртуального мира. Клик. Клип. Клик. Кино. Креведко. КАЙФ! Всё остальное пофигу.
Карьеристы, вперёд!
Пофигисты, лежать!
С НАДЕЖДОЙ Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ
Я думаю, что каждое новое поколение осуждает поколение своих отцов, но немногие из людей признаются в собственных ошибках. И всё-таки я с надеждой смотрю на поколение, открывшее 21 век.
У нас гораздо больше возможностей, чем было у наших родителей. И мы, целеустремлённые и образованные, ими воспользуемся.
Среди нас много неравнодушных людей, людей, которые не пройдут мимо человека, когда ему плохо. Мы умеем радоваться успеху другого, мы талантливые и трудолюбивые. Мы постараемся прожить так, чтобы следующее поколение гордилось нами.
Мнение учителя
Я считаю…
…что человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов.
… если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов и Абай будут ему верными союзниками.
…Лермонтов и Абай вводят нас в «чудный мир тревог и битв», призывают нас не быть пассивными, равнодушными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни.
Вы согласны со мной?
2.Решение проблемы урока:
Что волновало поэтов ХІХ века?
Поэт призывает молодежь к ...
5.ДЕБАТЫ /резерв/
6.Материалы для миниатюры:
1.Духовный мир, нравственный облик современника
Лермонтова?
2.Актуальны ли «Дума» и произведения Абая в наши
дни?
3. «Дума» - приговор ли урок?
4.В чем актуальность этих стихотворений для вас?
7.ДОМА:
пишем миниатюры /по материалам урока/
”Дума о моем современнике”
“Печально я гляжу на наше поколенье”
«С надеждой я гляжу на наше поколение»
8.Оценивание ответов
9.Таксонамия Блума: