СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы по теме "А.Т. Твардовский. Поэма "По праву памяти".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является приложением к технологической карте.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме "А.Т. Твардовский. Поэма "По праву памяти".»

Александр Трифонович Твардовский

(1910 – 1971)

21 июня исполняется 110 лет со дня рождения поэта и писателя

Александра Трифоновича Твардовского.

Задание № 1: прочитать биографию А. Твардовского, сделать хронологическую таблицу по материалам текста.

Александр Трифонович Твардовский – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 (08 по старому стилю) июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области). Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В 1930-е гг. его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни.

Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина.

Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. В 1926 г. Твардовский начал сотрудничать с городскими газетами. Через год в смоленской газете "Юный товарищ" под заголовком "Творческий путь Александра Твардовского" была  опубликована подборка стихов семнадцатилетнего поэта и размещена заметка о нем. В 1929 году Александр Твардовский послал свои стихи в Москву, в журнал "Октябрь", и они были напечатаны. Окрыленный успехом, он едет в Москву, где, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в Смоленский педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников. Учась в Смоленском педагогическом институте, Твардовский продолжал писать стихи. Среди его известных произведений, вышедших в начале 1930-х гг., такие, как: "Снег стает, отойдет земля", "Братья", "Лес осенью".

В 1931 г. была опубликована его первая поэма "Путь к социализму", в 1932 г. написана повесть "Дневник председателя колхоза", поэма "Вступление". Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы "Страна Муравия", посвященной непростой деревенской жизни после революции 1917 года, проблемам коллективизации. После выхода "Страны Муравии" один за другим были изданы сборники стихов Твардовского "Стихи" (1937), "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), в 1938 году был издан цикл стихотворений "Про деда Данилу".

Твардовский также занимался переводами белорусских, армянских, украинских поэтов. Теперь Твардовский приезжал в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатали журналы, их одобрительно воспринимала критика.

В 1939 г. он окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и в том же году его призвали в армию.

За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. В качестве военного журналиста он принимал участие в Польском походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в советско-финской войне 1939-1940 гг. В этот период создал цикл стихов "В снегах Финляндии". Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Свою лирику военных лет поэт называл "Фронтовой хроникой".

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего, это относится к его поэме "Василий Теркин", над которой он начал работать в 1941 г. Первые главы поэмы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. Книга пользовалась небывалой популярностью.

Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги", сборнике стихов "Загорье".

Самым известным произведением Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время. Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х годов. Твардовский начал работать в журнале «Новый мир», полностью пересмотрел свои взгляды на политику Сталина.

В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского на XXII съезде КПСС, Александр Солженицын передал ему свой рассказ «Щ-854» (позже названный «Один день Ивана Денисовича»). Твардовский, будучи в то время на посту редактора журнала, оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться разрешения Хрущева на публикацию данного произведения.

В конце 60-х годов в биографии Александра Твардовского произошло значимое событие – началась кампания Главлита против журнала «Новый мир». Когда же автора вынудили покинуть редакцию в 1970 году, вместе с ним ушла и часть коллектива. Журнал был, кратко говоря, разгромлен.

Умер Александр Трифонович Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г. Москве.


Задание № 2: прочитать материал, записать: основную идею, основные темы и композицию поэмы.

Поэма «По праву памяти».

Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее.

После победы Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в России набирало оборо­ты истребление свободной мысли, продолжа­лись казни, изгнания из страны, слежка, засилие чиновников и канцелярий, смолкнул «весе­лия глас», закатилось «солнце разума», человек (независимо от положения в государственной пирамиде) стал послушным орудием в руках чьей-то беспощадной воли для насилия над дру­гими рабами. Ситуация беспредела, тоталита­ризма охватила все сферы жизни страны.

Насильственная коллективизация уничто­жила русскую деревню, превратила крестьян в рабов. Руками послушных Шариковых и Латунских истребля­лась наука, поэтическое слово. «Вихорь чер­ный» раскидывал нации, семьи в разные сторо­ны. К 30-м гг. страна приняла страшный облик всеобщей казармы, где все регламентировалось: как жить, как трудиться, что петь, что гово­рить, о чем думать. О. Мандельштам назвал эти годы веком-властелином, веком-зверем, веком-волкодавом, веком ночи и неправды. Идеологом века-волкодава, его вдохновителем и страшным орудием был И. В. Сталин.

Режим Сталина действительно оказался «те­мен, и зол, и свиреп»: раздавил оппозиционные группы внутри партии, уничтожил инакомыс­лящую интеллигенцию, разрушил церковь, по­садил за решетку несколько миллионов чело­век, наладил механизм фальсификации истори­ческих документов, организовал по всей стране спецлагерь (ГУЛАГ) для своих соотечественни­ков, перед «которым меркнут все Освенцимы и Бухенвальды»... (Д. Л. Андреев «Роза мира»)

Как реакция на тоталитаризм и сталинизм в нашем отечестве сложилась великая литература, написанная кровью и продиктованная совестью.

Поэму «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969), но она долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987 году. Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.



Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: по­пытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, власть жесткой цен­зуры... Инспирированное дело Солженицына, заказные статьи-доносы, сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавши­еся в центральной печати, — все это приметы того времени.

драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.



Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: по­пытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, власть жесткой цен­зуры... Инспирированное дело Солженицына, заказные статьи-доносы, сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавши­еся в центральной печати, — все это приметы того времени.



Критик В. Лак­шин, оценивая факт появления поэмы, писал: «Испытывая волнения совести, горчайшей вины перед семьей, перед от­цом, перед всем задавленным Сталиным русским крестьян­ством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» — свое оправдание и свое покаяние». А Твардовский писал о поэме: «...почувствовал то, что мне... нужно обя­зательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»

Написанная в конце 60-х гг. поэма «По праву памяти» — ис­поведь, покаяние, суд не над Временем, а над своими ошибками юности и неспособностью про­тивостоять веку-волкодаву. Он, поэт, считал своим долгом вернуть народу память о том, что было: ведь ес­ли лишить народ памяти, оборвется связь поко­лений, возникнет вражда внуков и детей к дедам и отцам («забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль...»).

Лирический герой поэмы в юности мечтал не лгать, не трусить, верным быть народу, «а если — то и жизнь отдать» и не предполагал, что за его спиной уже начиналась «метелица сплошная». «Детям» предлагалась анкета о род­ственниках («Кем был до вас еще на свете отец ваш, мертвый иль живой?»). И дети отрекались от отцов («То был отец, то вдруг он — враг»), со­вершая отцеубийство словом. Страшна и участь детей так называемых кулаков, которым пред­стояло жить с клеймом «кулацкого отродья», «кулацкого сынка». И в этом — одна из причин лжесвидетельства на «отцов», имя которой страх. Кто виноват в трагедии народа, по Твар­довскому? Не только Сталин, но и сами люди, загипнотизированные страхом и собственным конформизмом.

Основная идея поэмы «По пра­ву памяти», обращенной к современникам и по­томкам, — не дать убаюкать свою память, ибо, не зная уроков прошлого и не поклонившись праху его жертв, мы не готовы к будущему. Не смещайте интересы с гражданской оси и не да­вайте невозмутимому спокойствию проникнуть в вас — вот завет Твардовского, великого поэта и гражданина.



Композиция. Поэма состоит из 3 глав. Две первые («Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает») – лирический герой пытается осмыслить свое прошлого и прошлое страны, последняя глава («О памяти») – размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Основные темы всего произведения. Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.



Д/З: прочитать поэму «По пра­ву памяти».