СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 6 классе по изучению рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" из цикла "Записки охотника"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». 6 класс (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе по изучению рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" из цикла "Записки охотника"»

Тема: И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». 6 класс (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).

Методическая форма урока: эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.

Базовый УМК: Полухина В.П. Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин – М.: «Просвещение», 2014.

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, Портрет И.С. Тургенева, иллюстрация «Дети у костра», портреты героев, изображения мифических существ.

Цель:

1) познавательная: найти взаимосвязь природы и человека в рассказе (личностный результат);

2) развивающая: составить план рассказа «Бежин луг» для наглядного осмысления взаимосвязи природы и человека (предметный результат);

3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие через природные образы (личностный результат).

Формируемые УУД:

  • Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе через призму природных образов на этапе анализа текста).

  • Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке; развитие умения выделять главное в тексте).

  • Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).


1. Стадия вызова. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Ответы детей: Необходима тема для общения.

2. Мотивация учебной деятельности.

Скажите, часто ли какие-либо предметы, окружающие вас, представлялись вам в виде сказочных существ?

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они чем-то похожи на вас, но они – другие.

- Подумайте, на что необходимо обращать внимание, чтобы узнать человека лучше?

Ответы детей:

3. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? Ответы детей: рассказ «Муму».

- Сегодня мы будем читать произведение, которое называется «Записки охотника». Скажите, что такое «записка»?

Ответы детей: Листок бумаги с записью, короткое письмо. Краткое изложение какого-либо дела, сообщения.

- Как вы думаете, почему это произведение так называется?

Ответы детей

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?

Ответы детей

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг». “Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

- Как вы думаете, почему «Записки охотника» называют циклом?

Ответы детей

- В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» Тургенев описывает детей такого же возраста, как и вы.

- Но сначала скажите мне, что такое «луг»?

Ответы детей: Участок, покрытый травянистой растительностью.

- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- О чём это произведение?

Ответы детей: Это произведение о деревенских ребятишках, крестьянских детях, об их внутреннем мире и душе.

- С чего начинается рассказ?

Ответы детей: с описания природы.

- А как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)?

Ответы детей: Пейзаж.

- Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

4. Практическая работа. Роль пейзажа. Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

- Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

- Молодцы! В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Здесь мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца. Это эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

- Дочитаем отрывок до конца. Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

- Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа. (чтение отрывка)

- Сравним эти описания: В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой.

5. Проблемный вопрос:

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?

-   Почему повествователь заблудился? Кто его «водит»? Какая сила?

- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

Ответы детей: Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей».

- Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (чтение описания).

- Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

- Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками). Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят люди.

- Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

-  Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

6. Работа над образами героев.

- Вспомните их имена. (Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня)

- Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сидя у костра, ребята рассказывают разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

- Кто из ребят рассказывал былички? (Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша)

- Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

Работа в группах:1 – Илюша; 2 – Костя; 3 – Павлуша.

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

- Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

- Ребята, а как звучат рассказы мальчиков? (Увлекательно, таинственно)

- А кто больше всех рассказал быличек? (Илюша)

- Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории? (Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов)

- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

- Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика? (Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком)

- Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

- А кто знает, почему русалка на ветвях сидит? (Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников)

- В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» - так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить. Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

- Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика. (Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

- Последний рассказчик – Павлуша. Чем он отличается от других? (Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла)

- Прочитаем его рассказ о Тришке. Давайте сравним рассказы мальчиков. (Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх)

7. Вывод.

- С какой целью рассказывают мальчики былички? (Дети пытаются понять мир, объяснить народные поверья)

- Какими перед нами предстают крестьянские дети? (Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем)

- «Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

8. Закрепление.

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева? (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

9. Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание:

1. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ.

2. Написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».