А.С. Пушкин «Барышня -крестьянка»
Цель: знакомство с прозой А.С. Пушкина ,закрепление знаний о жанрах: повесть роман, формирование умения нахождения частей композиции текста , развитие речи.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Сообщение целей урока
Среди эпических произведений Пушкина в любом собрании сочинений вы увидите обозначение двух жанров : повесть и роман.
Давайте вспомним, что такое повесть или роман? Чем они отличаются?
Повесть-это жанр, который по своему объёму и развитию сюжета ближе, чем к роману. В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни персонажей или одного лица-главного героя повести.
Роман –произведение, раскрывающее историю нескольких человеческих судеб на протяжении длительного времени, охватывающее порой жизнь целых поколений. Судьбы и интересы действующих лиц сталкиваются и переплетаются.
Сегодня на уроке мы свами познакомимся с повестью «Барышня -крестьянка», написанной 19-20 сентября 1830 году, в дни знаменитой Болдинской осени. Удивительно! Повесть создана всего лишь за два неполных дня! Повесть создана всего лишь за два неполных дня! Это единственное произведение, созданное под другим именем.
3.Беседа.
Какой художественный прием использует автор в названии повести?
Приведите примеры, где в заглавии используется оксюморон?
4.Работа с текстом.
Дома вы прочли повесть, сейчас вы поделитесь на 4 группы:
1 группа: пересказать подробно экспозицию повести;
2 группа :пересказать подробно завязку;
3 группа :пересказать подробно кульминацию повести;
4 группа : объяснить смысл слов, которыми заканчивается повесть: «Читатели избавят меня от лишней обязанности описывать развязку».
Представьте и расскажите , как вы представляете себе развязку. Ответы
5. Определите жанр «Барышня –крестьянка»?
Докажите, что «Барышня -крестьянка»- это повесть.
6.Итог урока
Я хочу проверить , как внимательно вы прочитали повесть и запомнили героев. Разгадаем кроссворд.
По вертикали: 1.Чьё имение находилось в одной из отдаленных губерний?(Берестов)
По горизонтали:1. Назовите имя дочери англомана (Бетси)
2.Назовите имя молодого барина. (Алексей)
3.Назовите фамилию настоящего русского барина.(Муромский)
4.Назовите отчество –Лизавета…..(Григорьевна)
5.Кто ходил за Лизою?(Настя)
6.Назовите имя героя из комедии Фонвизин «Недоросль », о котором упоминает Пушкин в повести.(Тарас)
7.Продолжите : «чопорная сорокалетняя девица мадам мисс….»(Жаксон)
8.Как звали отца Алексее?(Иван)
Высочайшее мастерство Пушкина сочетается с простотой и доступностью. Слово Пушкин всегда богато мыслью и служит точной характеристикой людей разных социальных сословий, разных эпох.
9.Домашнее задание.
Прочитать еще раз «Барышня -крестьянка».