СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы по рассказу А.Толстого "Русский характер"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Толстого "Русский характер".Урок проведен в кадетском классе .

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по рассказу А.Толстого "Русский характер"»

Урок литературы по рассказу А.Толстого «Русский характер».

Несчастье бывает пробным камнем характеров.
О. Бальзак

Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат.
Р. Эмерсон

Ход урока.

1.Слово учителя.

Рассказ Алексея Толстого «Русский характер» входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»:

«Русский характер! – для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, - мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.

Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».

Так начинается рассказ.

2.Вопрос к классу:

-Как вы понимаете слово «характер»?( ответы учащихся)

 Слово учителя:

-Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

Вопрос к классу:

-Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе?

Слово учителя:

- Об этом наш разговор на уроке.

3.Слово учителя:

-Но прежде давайте обратимся к нашей истории, ее славным страницам.

Историческая справка.( сообщение ученика)

 Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были   отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда»

4.Учитель:

-Обратимся к поэзии.(стихотворение читает наизусть подготовленный ученик)

И от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу я по кромке огня.
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила у смерти меня.
Испытало нас время свинцом и огнем.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.
(Алексей Сурков. 1942 год. )

Вопрос к классу:

-Чему посвящено это стихотворение?(ответы учащихся)

- Конечно, простым русским солдатам, благодаря которым мир был очищен от фашистской чумы. Конечно, русскому характеру, характеру сильному, мужественному, способному на подвиг.

5.Слово учителя:

-Тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя русскими, осознать частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны. Каким же нужно было обладать характером, как любить свою землю, народ, чтобы выстоять и победить. Об этом размышлял А.Н. Толстой в годы войны в рассказах-очерках «Русские воины», «Что мы защищаем?», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия», «Родина», «Русский характер».В своих произведениях А.Н. Толстой прослеживает истоки русского национального характера, внушая веру в непобедимость народа. Знание русского характера давало право А.Н. Толстому так уверенно говорить о неизбежности победы над фашистами. О характере русского человека Толстой правдиво поведал в рассказе «Русский характер». Жизненность и достоверность этого рассказа были настолько велики, что многие читатели писали письма с просьбой сообщить о героях рассказа.

-Некоторые из писем мы зачитаем, и вы, кадеты, поможете автору ответить на вопросы в этих письмах.(учащиеся отвечают на вопросы)

Письмо№1.
Читаю эпизод из рассказа, и из глаз капают слёзы. Представьте себе, каково это - увидеть своё изуродованное лицо.

---Как отнёсся Егор Дрёмов к своему изменившемуся лицу?
Письмо №2
Пишет вам житель г.Курска. Болъше всего меня поразил в рассказе поступок Егора Дрёмова.

---Как можно подумать, что родной сын будет обузой для матери? Почему он назвался чужим именем?
Письмо №3

Как Егор смог вытерпеть и не обнять родную мать .Ведь это же женщина, которая дала ему жизнь .

---Какие чувства охватили Егора Дрёмова в родительском доме?
Письмо №4
Я была поражена силой любви Кати Малышевой. Ведь не каждая девушка будет гордиться любовью изуродованного солдата.

--- Какими же чертами характера обладает Катя Малышева?
Письмо№5
Мама Какое родное слово Мать всегда чувствует своего сына, дочь..Вместе с ними переживает их горести, ощущает боль своего ребёнка.

---О чём писала мать Егору ?(прочитайте письмо в тексте.)

Письмо №6
-Здравствуйте! Пишет вам житель г.Белгорода. Прочитав рассказ «Русский характер», я понял почему мы выстояли в этой войне. Думаю, потому что русский характер непобедим.

---Почему же он непобедим?(ответ ученика)

6.Вопрос учителя:

-Что вы можете рассказать о легендарных русских танках Т-34?(ответ ученика)

-Т- 34. Эта машина создана конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х годов. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны.

Вопрос учителя:

--- Какую роль играет танк Т-34 в рассказе? (На этом танке воевал Егор Дрёмов до ранения).(ответ ученика)
7.Слово учителя: обратимся к рассказу, для того, чтобы проанализировать образы и события.

Ответы учащихся на вопросы:
1. Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения?(зачитать)
2. Как воевал Егор Дремов?
3.Как характеризует Егора его улыбка?

4.Описывает ли автор изуродованное лицо героя?

5.Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на
окружающих?

6.Какие качества Егора раскрываются в его отношении к своему несчастью?

7 Что испытывает Егор, подходя к родному дому? Какую роль играет пейзаж в описании душевных переживаний героя?
8. Что примечательного заметили вы в поведении матери еще во время пребывания Егора дома?.
9. Когда появилось у Егора твердое решение уйти? Почему?
10. Сломила ли беда Егора?
11. В чем видит А.Н. Толстой настоящий русский характер?

Слово учителя:

- ответить на этот вопрос нам помогут карточки( цитаты о характере- приложение)

Учащиеся выбирают и зачитывают лучшие ,на их взгляд, цитаты, объясняют их.

Слово учителя:
-Перечислите качества русского солдата: (записываю со слов учеников)

-Патриотизм,  решительность, мужество, любовь к родной земле, воинское братство, уважение, достоинство, гордость, душевная красота. 
-Исходя из выбранных качеств русского солдата, в чём мы видим настоящий русский характер?

-Почему русский писатель Н.Карамзин писал: «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа». 

7.Вывод.

Слово учителя: Сделаем вывод.

1. Почему рассказ называется «Русский характер»?

2.В каких словах рассказа заключается его главная мысль?

3.В чьих поступках проявился русский характер?

4.Чем красивы поступки этих людей?

РЕФЛЕКСИЯ:

-Что узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какие жизненные уроки извлекли?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

-Герой рассказа А.Н. Толстого проявил русский характер в годы войны.

---По вашему мнению, можно ли проявить русский характер в мирное время?

---А вы, кадеты, в чем вы можете проявить свой характер?

В конце урока предлагаю послушать песню из к/ф «Офицеры»( «От героев былых времен…»)

Приложение. Цитаты о характере.


Высшей целью человеческих стремлений является высоконравственный характер. Тельман Э.

Человек с характером — это значит: он что-то пережил и закален переживаниями, в нем есть нечто сильное, на что можно положиться. Тельман Э.

Характер определяется не одной особенностью и не многими особенностями, но их степенью и их взаимоотношением. Жан Поль

Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый себе указывает. Гёте И.

Характер состоит в том, чтобы как в большом, так и в малом последовательно проводить то, на что чувствуешь себя способным. Гёте И.

Жизнь человека — вот его характер. Гёте И.

Характер состоит в способности действовать согласно принципам. Кант И.

Характер — величайший умножитель человеческих способностей. Фишер К.

Серьезность — основа характера. Бальзак О.

Характер для человека — это то же, что запах для цветка. Шваб Ч.

Люди с характером — это совесть того общества, к которому они принадлежат. Эмерсон Р.

Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет ли он свойство приносить им вред или пользу. Смит А.