Тема любви в лирике В.Маяковского. Любовь – это жизнь, это главное....
Предмет: литература (базовый уровень)
Класс: 11
Задачи урока:
Раскрыть своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определить истинные ценности в жизни поэта;
Познакомить с фактами биографии Маяковского;
Закрепить умение анализировать лирическое произведение.
Ход урока.
1. Аудиозапись (куплет песни Д.Майданова «Вечная любовь»)
- Как вы думаете, почему мы так начали урок?
- Как связана тема современной песни и творчество поэта начала XX века Маяковского?
- Что такое любовь?
Да, любовь бывает разная: любовь к женщине, любовь к людям, любовь к Родине, любовь Вселенская… Любовь сопровождает человека всю жизнь.
2. Маяковский – это громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В. Маяковского.
Известны многие адресаты любовной лирики поэта: Мария Денисова, Лилия Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.
3. В поэме "Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился ещё в 1914 году в Одессе. Он так писал о своих чувствах:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт говорит о правдивости своих переживаний, какие описаны в поэме, так:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
"Приду в четыре”, - сказала Мария.
Но это исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: "Любить нельзя!”
4. Но не любить Маяковский не мог.
Прошло не более года, и поэт влюбляется в Лилю Брик. Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипирована.
Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.
5. Аудиозапись «Лиличка».
Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи, и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать.
Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.
6. Анализ стихотворения (уч-ся)
- Обратите внимание на заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?
- Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то подзаголовок о чём говорит? К какому жанру относится стихотворение?
- Почему именно эта форма была избрана поэтом?
- В какой мере в стихотворении представлена структура письма?
- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.
- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.
- "Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?
- Какие местоимения использует поэт?
-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?
- Какие определения герой относит к себе?
- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?
- Что представляет собой первая композиционная часть?
- Чем завершается первая композиционная часть?
- Какова тональность 2 композиционной части?
7. Рефлексия
– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?
- Выразите в синквейне то, что вы для себя поняли. Правила написания синквейна у вас на партах.
Синквейны – стихотворения, состоящие из пяти строчек и написанные по определённым правилам:
1-я строчка – это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. (Например, Школа).
2-я строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. (Например, любимая, большая).
3-я строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. (Например, советует, радует, учит).
4-я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая ваше отношение к этой теме. (Например, здесь много моих друзей).
5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. (Например, дом).
Заключение
«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг.
Д/з:
Маяковский говорил, что у него одна Муза – Лиля Брик. И всё-таки два стихотворения о любви он посвятил Татьяне Яковлевой. Сравните чувства лирического героя в стихотворении «Лиличка!» и в «Письме к Татьяне Яковлевой»
Приложение 1
Синквейны – стихотворения, состоящие из пяти строчек и написанные по определённым правилам:
1-я строчка – это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. (Например, Школа).
2-я строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. (Например, любимая, большая).
3-я строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. (Например, советует, радует, учит).
4-я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая ваше отношение к этой теме. (Например, здесь много моих друзей).
5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. (Например, дом).
1. Аудиозапись (куплет песни Д.Майданова «Вечная любовь»)
- Как вы думаете, почему мы так начали урок?
- Как связана тема современной песни и творчество поэта начала XX века Маяковского?
- Что такое любовь?
Да, любовь бывает разная: любовь к женщине, любовь к людям, любовь к Родине, любовь Вселенская… Любовь сопровождает человека всю жизнь.
__________________________________________________________________
2. Маяковский – это громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В. Маяковского.
Слайд 2
Известны многие адресаты любовной лирики поэта: Мария Денисова, Лилия Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.
3.В поэме "Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился ещё в 1914 году в Одессе. Он так писал о своих чувствах:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
__________________________________________________________________
Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт говорит о правдивости своих переживаний, какие описаны в поэме, так:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
"Приду в четыре”, - сказала Мария.
Но это исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: "Любить нельзя!”
4. Но не любить Маяковский не мог.
Слайд 3
Прошло не более года, и поэт влюбляется в Лилю Брик. Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипирована.
Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.
________________________________________________________________
Значок слайд 3
5. Аудиозапись «Лиличка».
Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи, и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать.
Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.
__________________________________________________________________
Слайд 5
7. Рефлексия
– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?
- Выразите в синквейне то, что вы для себя поняли. Правила написания синквейна у вас на партах.
__________________________________________________________________
Слайд 4
6. Анализ стихотворения (уч-ся)
- Обратите внимание на заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?
- Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то подзаголовок о чём говорит? К какому жанру относится стихотворение?
- Почему именно эта форма была избрана поэтом?
- В какой мере в стихотворении представлена структура письма?
- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.
- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.
- "Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?
- Какие местоимения использует поэт?
-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?
- Какие определения герой относит к себе?
- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?
- Что представляет собой первая композиционная часть?
- Чем завершается первая композиционная часть?
- Какова тональность 2 композиционной части?