СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы "Тема любви в лирике В.В.Маяковского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе "Тема любви в лирике В.В.Маяковского"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы "Тема любви в лирике В.В.Маяковского"»

Тема любви в лирике В.Маяковского. Любовь – это жизнь, это главное....

Предмет: литература (базовый уровень)

Класс: 11

Задачи урока:

  1. Раскрыть своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определить истинные ценности в жизни поэта;

  2. Познакомить с фактами биографии Маяковского;

  3. Закрепить умение анализировать лирическое произведение.

Ход урока.

1. Аудиозапись (куплет песни Д.Майданова «Вечная любовь»)

- Как вы думаете, почему мы так начали урок?

- Как связана тема современной песни и творчество поэта начала XX века Маяковского?


- Что такое любовь?


Да, любовь бывает разная: любовь к женщине, любовь к людям, любовь к Родине, любовь Вселенская… Любовь сопровождает человека всю жизнь.


2. Маяковский – это громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В. Маяковского.

Известны многие адресаты любовной лирики поэта: Мария Денисова, Лилия Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.


3. В поэме "Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился ещё в 1914 году в Одессе. Он так писал о своих чувствах:


Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.


Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт говорит о правдивости своих переживаний, какие описаны в поэме, так:


Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

"Приду в четыре”, - сказала Мария.


Но это исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: "Любить нельзя!”


4. Но не любить Маяковский не мог.


Прошло не более года, и поэт влюбляется в Лилю Брик. Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипирована.

Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.


5. Аудиозапись «Лиличка».

Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи, и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать.

Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.


6. Анализ стихотворения (уч-ся)

- Обратите внимание на заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?


- Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то подзаголовок о чём говорит? К какому жанру относится стихотворение?


- Почему именно эта форма была избрана поэтом?


- В какой мере в стихотворении представлена структура письма?


- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.


- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.


- "Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?


- Какие местоимения использует поэт?


-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?


- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?


- Какие определения герой относит к себе?


- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?


- Что представляет собой первая композиционная часть?


- Чем завершается первая композиционная часть?


- Какова тональность 2 композиционной части?


7. Рефлексия

– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

- Выразите в синквейне то, что вы для себя поняли. Правила написания синквейна у вас на партах.

Синквейны – стихотворения, состоящие из пяти строчек и написанные по определённым правилам:

1-я строчка – это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. (Например, Школа).

2-я строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. (Например, любимая, большая).

3-я строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. (Например, советует, радует, учит).

4-я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая ваше отношение к этой теме. (Например, здесь много моих друзей).

5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. (Например, дом).


Заключение

«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг.


Д/з:

Маяковский говорил, что у него одна Муза – Лиля Брик. И всё-таки два стихотворения о любви он посвятил Татьяне Яковлевой. Сравните чувства лирического героя в стихотворении «Лиличка!» и в «Письме к Татьяне Яковлевой»





Приложение 1


Синквейны – стихотворения, состоящие из пяти строчек и написанные по определённым правилам:

1-я строчка – это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. (Например, Школа).

2-я строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. (Например, любимая, большая).

3-я строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. (Например, советует, радует, учит).

4-я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая ваше отношение к этой теме. (Например, здесь много моих друзей).

5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. (Например, дом).





























1. Аудиозапись (куплет песни Д.Майданова «Вечная любовь»)

- Как вы думаете, почему мы так начали урок?

- Как связана тема современной песни и творчество поэта начала XX века Маяковского?


- Что такое любовь?


Да, любовь бывает разная: любовь к женщине, любовь к людям, любовь к Родине, любовь Вселенская… Любовь сопровождает человека всю жизнь.


__________________________________________________________________



2. Маяковский – это громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В. Маяковского.

Слайд 2

Известны многие адресаты любовной лирики поэта: Мария Денисова, Лилия Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.


3.В поэме "Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился ещё в 1914 году в Одессе. Он так писал о своих чувствах:


Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.


__________________________________________________________________


Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт говорит о правдивости своих переживаний, какие описаны в поэме, так:


Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

"Приду в четыре”, - сказала Мария.


Но это исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: "Любить нельзя!”


4. Но не любить Маяковский не мог.




Слайд 3

Прошло не более года, и поэт влюбляется в Лилю Брик. Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипирована.

Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.


________________________________________________________________



Значок слайд 3

5. Аудиозапись «Лиличка».

Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи, и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать.

Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.



__________________________________________________________________




Слайд 5

7. Рефлексия

– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

- Выразите в синквейне то, что вы для себя поняли. Правила написания синквейна у вас на партах.




__________________________________________________________________







Слайд 4

6. Анализ стихотворения (уч-ся)

- Обратите внимание на заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?


- Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то подзаголовок о чём говорит? К какому жанру относится стихотворение?


- Почему именно эта форма была избрана поэтом?


- В какой мере в стихотворении представлена структура письма?


- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.


- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.


- "Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?


- Какие местоимения использует поэт?


-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?


- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?


- Какие определения герой относит к себе?


- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?


- Что представляет собой первая композиционная часть?


- Чем завершается первая композиционная часть?


- Какова тональность 2 композиционной части?