МАОУ «Мысовская СОШ № 56»
Республиканский конкурс профессионального мастерства
«Мой любимый урок»
разработка урока литературы в 10 классе
Судьба русской женщины
(по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
автор: Ершова Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Мысовская СОШ№56»
-Улан-Удэ-
-2013-
Судьба русской женщины
(по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Урок по литературе в 10 классе
Цели:
Образовательная: повторение и закрепление знаний о культурном наследии Н. А. Некрасова, уточнение представлений учащихся о мировоззрении поэта; обобщить знания учащихся по произведению Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Воспитательная: продолжить воспитание вдумчивого отношения к предмету, умения работать в команде, сотрудничество во время общей поставленной цели.
Развивающая: продолжить формирование навыков исследовательской работы; развить у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах поэмы; создать условия для применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач.
Методика урока: литературный турнир
Класс делится на три группы, которые будут соревноваться в течение урока. В личном первенстве пять правильных ответов оцениваются оценкой «пять». От команды в жюри приглашаются три ученика, которые хорошо знают произведение.
Ход урока:
1.Организационный момент. Учитель объясняет правила проведения игры.
Турнир делится на три этапа: домашнее задание, конкурс эрудитов «Докажи текстом», конкурс ораторов.
Ведущий: Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали – все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки,-
так писал о судьбе русской женщины – крестьянки Н. А. Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос». Задача нашего соревнования доказать, что суровые испытания, приходящиеся на долю простой русской женщины не способны сломить ее чистую душу. Для этого мы отправимся в литературное путешествие в село Клин, где герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» встретились с крестьянкой Матреной Тимофеевной Корчагиной. Душевные переживания героини лучше всего раскрывают песни, которые поместил в главе «Крестьянка» Н. А. Некрасов. Итак, первый конкурс – домашнее задание – коллективная инсценировка одной песни.
1
2.Домашнее задание – подготовить инсценировку песни из главы «Крестьянка» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На это задание отводится 15 минут урока. Жюри выставляет баллы. По итогам этого конкурса команды получают возможность на очередь получения задания второго конкурса.
Песни:
1.Снится мне, младенькой, дремлется,
Клонит голову на подушечку,
Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,
Сердитый по новым погуливает.
Хор:
Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты - дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
2.Снится мне, младенькой, дремлется,
Клонит голову на подушечку,
Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,
Сердитая по новым погуливает.
Хор:
Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты - дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
2.Мой постылый муж подымается:
За шелкову плеть принимается.
Хор:
Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула...
Ах! Лели! Лели!
Кровь пробрызнула...
Свекру батюшке поклонилася:
Свекор-батюшка, отними меня
От лиха-мужа, Змея лютого!
Свекор-батюшка
Велит больше бить,
Велит кровь пролить...
Хор:
Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула...
Ах! Лели! Лели!
Кровь пробрызнула...
Свекровь – матушке поклонилася:
Свекровь-матушка, отними меня
От лиха-мужа, Змея лютого!
2
Свекровь-матушка
Велит больше бить,
Велит кровь пролить...
Хор:
Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула...
Ах! Лели! Лели!
Кровь пробрызнула...
3.Я пошла на речку быструю,
Избрала я место тихое
У Ракитова куста.
Села я на серый камушек,
Подперла рукой головушку,
Зарыдала, сирота!
Громко я звала родителя:
Ты приди, заступник батюшка!
Посмотри на дочь любимую...
Понапрасну я звала.
Нет великой оборонушки!
Рано гостья бесподспудная,
Бесплемянная, безродная,
Смерть родного унесла!
Громко кликала я матушку.
Отзывались ветры буйные,
Откликались горы дальние,
А родная не пришла!
День денна моя печальница,
В ночь – ночная богомолица!
Никогда тебя, желанная,
Не увижу я теперь!
Ты ушла в бесповоротную,
Незнакомую дороженьку,
Куда ветер не доносится,
Не дорыскивает зверь...
Нет великой оборонушки!
Кабы знали вы да ведали,
На кого вы дочь покинули,
Что без вас я выношу?
Ночь – слезами обливаюся,
День – как травка пристилаюся...
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
3
Ведущий: История Матрены Тимофеевны заканчивается еще одной песней, которая дает нам понять, что душа крестьянки не очерствела от пережитых страданий и несправедливостей. В ней есть такие слова: «Хорошо, светло в мире божием! Хорошо, легко, ясно на сердце...» Что помогает Матрене испытать такие чувства? (песня жаворонка, улыбка ребенка, зеленеющий луг, божья церковь, возможность подать нищему копеечку, долгожданный мир со свекром и свекровью.) Этим вопросом мы открываем конкурс эрудитов.
3. Конкурс эрудитов. Команда получает вопрос, на обдумывание которого отводится 30 секунд. Если за это время команда не дает правильного ответа, его может дать другая команда.Правильность ответа нужно доказать текстом произведения. За каждый правильный ответ – балл.
Вопрос 1: Какую бы занавесочку и с какой целью вышила бы девушкой Матрена?
(«...Ах! Кабы знать! Послала бы я в город братца-сокола: «Мил братец! Шелку, гарусу купи семи цветов, да гарнитуру синего! Я по углам бы вышила Москву, царя с царицею, да Киев, да Царьград, а посередке солнышко, и эту занавесочку в окошке бы повесила, авось ты загляделся бы,- меня бы промигал!»)
Вопрос 2: Какой миг счастья вспоминает Матрена?
( Сватовство будущего мужа. «Пока мы торговалися, должно быть, так я думаю, тогда и было счастие...А больше вряд когда...»)
Вопрос 3: Как называлась лента, которую девица носила на волосах до замужества и которую снимали с невесты во время последней, предсвадебной вечеринки?
(Воля. «Бери поднос, гостей – чужан с поклоном обноси!» Впервой я поклонилася – поблекло бело личико, второй я поклонилася – вздрогнули ножки резвые, а я в третий поклонилася – и волюшка скатилася с девичьей головы...»)
Вопрос 4: Какую профессию имел Филипп Корчагин, муж Матрены?
(печник)
Вопрос 5: Как и когда у крестьян проходил обряд вывода детей из младенчества?
( Садили на лошадь обычно в 4-5 лет. « В день Симеона батюшка сажал меня на Бурушку и вывел из младенчества по пятому году...»)
Вопрос 6: Матрену Тимофеевну за ум прозвали губернаторшей, а какое еще прозвище дали ей крестьяне за доброту и красоту?
(корова холмогорская)
Вопрос7: За какую плату Матрена Тимофеевна согласилась рассказать о своей жизни?
(За помощь в труде. «Давай серпы! Все семеро как станем завтра,- к вечеру всю рожь твою сожнем!»)
Вопрос 8: Как звали вздорную сестру Филиппа, из-за которой он напрасно избил жену?
(Оленушка)
Вопрос 9 : Почему, по мнению Савелия, Матрене не найти правды?
(Ключи от счастья женского были утеряны. «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у бога самого!»)
Вопрос 10: Почему старшую золовку Матрены звали «Бракованной»?
(Младшая сестра вышла замуж раньше ее. «За всех, про всех работаю, с свекрови, с свекра пьяного, с золовушки бракованной снимаю сапоги...»)
Вопрос 11 : О каком «пригрешении» Матрены свекровь рассказала соседкам, чем ввела свою невестку в беду в голодный год?
(О том, что она надела чистую рубашку на Рождество. «Да тут еще свекровушка приметой прислужилася, соседкам наплела, что я беду накликала, а чем? Рубаху чистую надела в Рождество. За мужем, за заступником я дешево отделалась. А женщину одну никак, за то же самое убили насмерть кольями. С голодным не шути...»)
4
Вопрос 12 : Чей памятник напоминал Матрене Савелия?
(Сусанина. «Стоит из меди кованный, точь-в-точь Савелий дедушка, мужик на площади. «Чей памятник? «Сусанина».
Вопрос 13: За какое «пригрешение», по мнению Матрены, ей пришлось быть выпоротой?
(Матрена заступилась за сына, который не смог отбить овцу у волчицы. Сама Матрена думала, что бог прогневался на мальчика за то, что она, когда он был еще младенцем, по постным дням его кормила грудью, не слушая святой странницы. «Судила я по-своему: коли терпеть, так матери, я перед богом грешница, а не дитя мое! Да, видно, бог прогневался...»)
Вопрос 14: Чего, по мнению Савелия, не миновать мужчине – крестьянину?
(Три дороги. « Что на роду написано, того не миновать: мужчинам три дороженьки: кабак, острог, да каторга...»)
Вопрос 15: Чего, по мнению Савелия, не миновать женщине – крестьянке?
( Три петли. «А бабам на Руси три петли: шелку белого, вторая – шелку красного, а третья – шелку черного, любую выбирай, в любую полезай!»)
Вопрос 16: Сколько лет Матрене, когда она встречается со странниками?
( 38 лет. «...осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла...»)
Вопрос 17: Сколько лет исполнилось сыну Матрены, Феде, когда его отдали в подпаски?
( 8 лет. «...как восемь лет исполнилось сыночку моему, в подпаски свекор сдал его...»)
Вопрос 18: Как звали последнего сына Матрены?
(Лиодорушка. Спасибо губернаторше Елене Александровне, я столько благодарна ей, как матери родной! Сама крестила мальчика и имя: Лиодорушка младенцу избрала...»)
4. Конкурс ораторов. Капитан команды в начале урока получает карточку, с помощью которой готовится к конкурсу ораторов.
(1 задание: прочитайте отрывок из произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»). В чем сходство героини Некрасова Матрены Тимофеевны с героиней Солженицына Матреной Васильевной?
«...- Он за меня первый сватался ... раньше Ефима... Он был брат – старший... Мне было девятнадцать, Фаддею – двадцать три... Вот в этом самом доме они тогда жили...
- И вы его [любили]? И что же?
-В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили ее... Без малого не вышла, [замуж за Фаддея] Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну.
Она уронила это – и вспыхнул передо мной голубой, белый и желтый июль четырнадцатого года: еще мирное голубое небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом, какие уже отстала деревня петь, да и не споешь при механизмах...»
2 задание: прочитайте отрывок из произведения А. Н. Островского «Гроза». В чем сходство героини Некрасова Матрены Тимофеевны с героиней Островского Катериной?
«...-Знаешь, как я жила в девушках?... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
5
3 задание: прочитайте отрывок из произведения М. Горького «Детство». В чем сходство героини Некрасова Матрены Тимофеевны с бабушкой главного героя?
«... Говорила она, [бабушка] как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым...Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно... До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни...»
5. Подведение итогов урока.
Ведущий: Итак, подневольное положение в семье, вечное унижение, нужда доказывают справедливость слов Матрены Тимофеевны: «не дело между бабами счастливую искать...» Тем не менее, облик простой русской женщины, ее доброта и великодушие вызывают мысль о ее нравственной красоте. Матрену Тимофеевну нельзя назвать единственным примером женщины, способной в тяжелейших обстоятельствах сохранить душевные силы, остаться человеком, открытым людям и миру. Эти же душевные качества мы находим у героинь Островского, Горького, Солженицына. Да, к сожалению, жизнь женщин, о которых пишут эти замечательные писатели, трагична. Действительно, в социальном плане жизнь простой русской женщины как в 19, так и в 20 веке оставалась печальной и трудной. Что же все-таки помогает выстоять в испытаниях? (Доброта, способность сочувствовать ближнему. Именно это качество определяет характер русской женщины. Без этого качества русского характера , по словам Солженицына «...не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)
6.Рефлексия (Что понравилось и не понравилось на уроке, предложения по проведению игры)
7. Домашнее задание (на выбор):
1. Докажите, приведя примеры из текста, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии.
2.Составьте синквейны: 1. Матрена и Катерина; 2. Матрена из Клина и Матрена из Тальнова
3. Сочинение «Есть женщины в русских селеньях!» (Образ русской крестьянки в поэзии Н. А. Некрасова)
6