СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе "Цветопись поэзии Сергея Есенина. Цикл "Персидские мотивы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы "Цветопись поэзии Сергея Есенина"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе "Цветопись поэзии Сергея Есенина. Цикл "Персидские мотивы"»

Урок литературы № 42

класс 11

дата - 22.12.2016


Тема: Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка.

Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Поэтика цикла «Персидские мотивы».


Цели: - дать характеристику сквозных образов поэзии С.А.Есенина;

-показать народность и мелодичность лирики;

-развивать навык исследовательской деятельности; навыки работы с литературой, умение анализировать и систематизировать отобранный материал, выделять главное, умение делать выводы; развивать творческие способности учащихся;

-воспитывать любовь к творчеству поэта, любовь к Родине.

- прививать эстетический вкус


Оборудование: портрет С.Есенина, видеоролик, видеопрезентация, газета, цветные карандаши


Тип урока: урок – концерт

Стихи мои, спокойно расскажите

Про жизнь мою…

С.Есенин

Учитель: 3 октября Сергею Есенину исполнился бы 121 год . Но прожил он всего 30.Много это или мало? В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, 30 – писать, рассказывая людям всё, что увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в этой жизни (сколько?) - в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

Сообщение темы и целей урока:

- дать характеристику сквозных образов поэзии С.А.Есенина;

-показать народность и мелодичность лирики, «влюбиться» в его поэзию, приоткрыть

тайны поэтической мастерской, услышать есенинское слово, поэтому мы избрали

необычную, творческую форму проведения этого урока

Актуализация знаний: Где родился С.Есенин?

Как назывался первый сборник С.Е?

К какому лит. направлению примыкал? ( словарь)



Ведь его стихи – то целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном (о чем?)- о России

Бережко Д.

«Гой ты, Русь моя родная»

Учитель: .Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то»…». Какие звуки мы слышим в этом названии?


Вспомните, какой поэтический прием строится на созвучии согласных?


«Нет поэта без родины». Для неё берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.







Есенин – поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Учитель:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

и свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая учесть,

И, пожалуй, всякого спроси-

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда под новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Есенин считал себя певцом русской природы, для нее он находил самые удивительные краски

Прием расцвечивания образов называется цветопись (записать)

Давайте создадим живую палитру есенинского стиха:

( работа с презентацией+ газета )

На нашем плакате появилась радуга, в конце урока вы оставите на ней прекрасные есенинские строки


В стихах Есенина запечатлён прекрасный облик Родины, с ней связана лучшая метафора Есенина – «страна берёзового ситца». Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её: «Спит черёмуха в белой накидке», «словно белую косынкой повязалася сосна», «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком».

Как называется этот троп?- олицетворение

Клен ты мой опавший – романс (запись)

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.


- О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирическая повесть о себе и своём времени предельно искренна и правдива.

- Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые

«схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплесну в слова».

« О Русь, малиновое поле…» - Лысенко






- Кудрявый и весёлый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова:

Стадникова Л. Песня «Заметался пожар голубой…».


- Человек, потерявший опору под ногами, растеряно взирающий на движение жизни:

Чит . «Письмо к женщине» (Цыбуля, Федорович, я)


Образ поэта живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Прочитайте его стихотворения разных лет – и вы не сможете не согласиться с поэтом, многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что кажется, писались они самой нежностью:

Видеоклип «Не жалею…»

Стихи, обращённые к матери!.. Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.

«Письмо к матери» (я)


Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.

О животных , о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: « Корова», « Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Поет зима, аукает…».В этих стихах Есенин признается : «Для зверей приятель я хороший», « Каждый стих мой душу зверя лечит»,

«Песнь о собаке»- (А.Мирошниченко)

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Поэт пытался разобраться в происходящем: « Учусь постигнуть в каждом миге// Коммуной вздыбленную Русь». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни:


«Вечером синим»—Дребот

Я- ( «Шагане»)

(запись) «Персидские мотивы» – проникновенная восточная сказка, но она тоже о ней, о любимой России: « как бы ни был красив Шираз- он не лучше рязанских раздолий»

Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь - воспоминания поэта о своей жизни.

« Тихая боль» с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слезы.

«Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь

оставалось совсем немного.






Учитель: Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычеркиванию их из жизни. Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнялось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице « Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни… Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство?- Нет пока точного ответа на этот вопрос.

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение.


Дудник А. «До свидания, друг мой, до свидания…»


Учитель: .31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесён гроб с телом Есенина, символизирую живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге, почти полвека, Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом

Обобщающее слово учителя

— Сергей Александрович Есенин был яркой личностью. По словам Р. И. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределённым словом «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то своё, привычное и любимое,— и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

О чём бы ни писал поэт: о Родине, любви, природе, писал он искренне, с душой, благодаря врождённому чувству гармонии, многие люди находили отраду в поэзии Есенина, наслаждаясь задушевными звуками его лиры!


Рефлексия урока

Составление эссе

Заполняем пробелы, на выходе получаем эссе


Итог урока:

-запомнили, увидели, почувствовали есенинское слово, музыку стиха и приоткрыли для себя мятежную душу поэта. Пусть он останется с вами на всю жизнь, и, может быть , через много лет вы почувствуете потребность перечитать стихи Есенина и вспомните свои ощущения и лучшие годы юности


Оценивание

Д/з – 1 уровень -изучить материал «Цикл «Персидские мотивы» ( учебник)

2 уровень- Выучить одно из стихотворений цикла ( на выбор)








































1.Послушайте … о неповторимом поэте - …….



2. Для меня Есенин- ….




  1. Природа в стихах рязанского соловья ……


4. Палитра есенинского стиха – преобладание ….. , …. ,

. красок.



5. Любимые образы поэта - …..




6. Мой Есенин – эти проникновенные строки- …




7. Он запомнился мне (чем?)




8. Вот такой он, русский человек и поэт…