СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока посвящен изучению повести В.Г. Короленко  "В дурном обществе"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"»

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому (Дуван).




Разработка урока литературы в 5 классе.




подготовила Николаева С. В.,

учитель русского языка и литературы.




Тема: Урок обобщения по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Задачи:

I. Образовательные.

Научить выявлять главное в тексте, обучать умению давать устную развёрнутую характеристику героя с использованием цитат из текста, показать особенности детского восприятия социальных контрастов, раскрыть причины семейной трагедии, тему нравственного взросления юных героев, вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения,

развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя.

II. Коррекционные.

Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.

Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.

Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

III. Воспитательные.

Прививать чувство сострадания, милосердия, самопожертвования, воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, любовь к чтению; учить высказывать свои свою точку зрения.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на занятие.

Создадим хорошее настроение. Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Доброе утро! Давай друг другу улыбнемся!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Мне очень приятно видеть на твоем лице улыбку. Я хочу тебе пожелать, чтобы это хорошее настроение не покидало тебя в течение всего нашего занятия. Начинаем урок.


Артикуляционная гимнастика.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.

Упражнения: «Шарики», «Одуванчик».


Проверяет свое рабочее место. Эмоционально

настраивается на урок.

Актуализация знаний

Цель: активизация мыслительной деятельности учащегося, заинтересованность в предстоящей работе


Постановка учебной задачи

- С каким произведением мы познакомились на предыдущих занятиях?


- Кто является его автор?

Слайд 1


- Сегодня у нас заключительный урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Мы должны подвести итог нашей работе:

- раскрыть причины семейной трагедии и нравственного взросления юных героев.


Ответы учащихся на вопросы учителя

(В дурном обществе)


(В.Г. Короленко)

Обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».


















Гимнастика для глаз





Цель: подготовить учащегося к работе с текстом по учебнику





















































Контроль усвоения знаний












1.- Для того, чтобы вспомнить героев, проведем викторину (по описанию назвать героя).

Слайды 2-11


- Описание какого героя отсутствует?

Молодцы, вы справились с заданием.

-Почему?



-Что нам известно о его жизни?




-Какое чувство испытывал мальчик в тот момент?



-Какова была причина такого состояния?



-К какому образу жизни подтолкнули Васю эти события?


-Как его стали называть?



Гимнастика для глаз «Жмурки».





Работа с текстом по учебнику

-Какое событие повлияло на его дальнейшую жизнь? Слайд 13

-Где это произошло?

-Какое чувство переполняло Васю, когда он увидел Валека?

-Что оно означает?







-Почему они не стали драться?



-Во что перерастает это знакомство?



-Что такое дружба? Что в ней самое важное? Кого можно назвать настоящим другом?





-Что их сблизило?



-Как вели себя дети по отношению друг другу?



-Какой эпизод повести можно считать важным, где ярко это показывается?



-Должны ли близкие знать друзей?





-Как Вася познакомился с паном Тыбурцием? Слайд 14





-Какое впечатление произвел Тыбурций на Васю? (подтвердить примерами из текста)



Молодцы, вы сегодня хорошо работали!



-Изменился ли Вася в конце повести?

-Как сказалось знакомство с этими людьми на дальнейшей судьбе Васи и его семьи? Слайд 15



-Так в чем же состоят причины семейной трагедии?



-Как бы вы себя повели, оказавшись на месте Васи?

-О чем сегодня шла речь на занятии?







Вывод урока: Я думаю, что вы со мной согластесь с тем, что хоть повесть и называется «В дурном обществе», но для такой черты как доброта нет «дурного общества», сострадание, милосердие эти понятия – общечеловеческие.

Ребята перечисляет героев (Тыбурций Драб, Валек, Маруся, Соня, судья)



Васи Слайд12


т.к. от его лица ведется повествование.

Краткий рассказ о жизни героя до знакомства с детьми.

.Одиночество



Смерть матери и скорбь отца

Он был предоставлен сам себе

Бродяга



Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.



Знакомство с детьми

В часовне

Сострадания

Чувство жалости, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем; сочувствие.



Появилась Маруся и между ними возникла симпатия

В дружбу



это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов



Схожесть судеб, черты характера.

Они были внимательны



С куклой



Да





Прочитать отрывок или пересказать



Разговор Васи с отцом и появление Тыбурция







Да

Отец стал более внимательным по отношению к сыну



В отсутствии должного внимания

Предположительные ответы

О взаимоотношениях между людьми разных социальных групп












Рефлексия

Цель: оценить результат собственной деятельности

Какой итог можно подвести по сегодняшнему занятию?


Повесть учит ставить себя на место другого и глядеть на мир его глазами, воспринимать его так же, как и они. Мы должны быть терпимыми, не унижать людей, ценить и уважать их.


Домашнее задание

Цель: сообщить о домашнем задании

Написать мини-сочинение о дальнейшей судьбе героев.

Выставление оценок за урок.

До свидания, урок окончен!