СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Машиностроение Мира" 10 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок имеет презентационный материал и является обязательной составной частью урока 

Просмотр содержимого документа
«разработка урока "Машиностроение Мира" 10 класс.»

Тема урока: Машиностроение мира


Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

Задачи

Образовательные:

  1. Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.

  2. Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.

Развивающие:

  1. Совершенствование навыков совместного критического анализа.

  2. Совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми.

  3. Совершенствование навыков ведения исследовательской работы в группе.

  4. Совершенствование умений доступно передавать информацию другому человеку.

Воспитывающие:

  1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.

  2. Совершенствование умений работать в группе.

  3. Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.

  4. Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.

Используемые технологии: информационный, проблемно-поисковый, личностно-ориентирован-

ный, групповой.


Оборудование:

  • карты атласа «Политическая карта мира», «Машиностроительный комплекс мира»

  • компьютерная и мультимедийная техника

  • учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира М.: изд-во «Просвещение»- 2013-2014г. ( стр 134 – 138, табл 6; стр 394 табл 26)



Ход урока


I. Организационный момент

Здравствуйте уважаемые дети! Меня зовут Донгак Омак Алдын-оолович! Я – учитель

географии Гимназии № 5. Сегодня мне повезло, что я работаю именно с вами и надеюсь на пло-

дотворное сотрудничество. И давайте договоримся ребята, ВАША ПОДНЯТАЯ РУКА – ЭТО

ПОКАЗАТЕЛЬ ВАШИХ ЗНАНИЙ. За три правильных ответа – я выдаю жетон а каждый жетон –

это оценка «5».

Итак мы начинаем урок С ЧЕРНОГО ВИРТУАЛЬНОГО ЯЩИКА НАОБОРОТ.

( слайд 1 с музыкой). Мы уже знаем что находится в черном ящике. Как видите здесь представлена различная техника. Бытовая, тракторы, самолеты, морское судно и даже космическая. Что их объединяет? О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)

И значит, как называется, тема сегодняшнего урока? (Машиностроения мира) Слайд 1

Тема нашего урока «Машиностроение мира», запишем её в тетрадях.

в учебниках страница 134 - 138

Запись темы в тетрадь.





- Ребята скажите пожалуйста. когда вы проходили экономическую и социальную географию РФ

в прошлом году вы изучали тему «Машиностроение РФ»? ( «да»)

- А на какие вопросы отвечали когда изучали тему Российского машиностроения?

( что такое машиностроение?, особенности маш/строения? отраслевой состав,

география российского машиностроения)

- Все правильно молодцы!

-Давайте определим круг вопросов сегодняшней темы. ( дети)

II. Целеполагание


На уроке мы должны:

1. Вспомнить что такое машиностроение?

2. Выяснить, особенности и значение мирового машиностроения.

3. Отраслевую структуру машиностроения;

5. Какие факторы влияют на их размещение;

6. Определить лидеров основных отраслей и рассмотреть географию мирового машиностроения.

III. Актуализация знаний

Итак, что такое машиностроение? Слайд 2

- Совокупность отраслей производящих разнообразные машины. (запись в тетр)

- Мы вспомнили, что такое машиностроение и теперь пользуясь текстом учебника

давайте определим особенности мирового машиностроения. Обратите внимание на текст.

- Какую историческую информацию вы нашли?

Слайд 3. ПРАВИЛЬНО! Машиностроение возникло как отрасль всего лишь 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

- Техническими символами промышленной революции является какая техника?

( Запатентованный паровоз Ричарда Тревидика и промышленный ткацкий станок Харгривса)

- От исторической справки переходим к особенностям современного машиностроения.

- И так, на современном этапе развития мировое машиностроение по каким параметрам

является ЛИДЕРОМ? ( СЛАЙД 4 + СЛОВА ПОМОЩНИКИ)

Лидер:

  • По числу занятых в промышленности ( 100млн чел)

  • по стоимости промышленной продукции ( 1/3 стоимости)

  • Лидер «авангардной тройки». ( КАКИХ?) СЛОВА - ПОМОЩНИКИ

хим.пром – маш/строение – эл/энергетика.

  • Определяет научно-технический уровень развития экономики страны.

- Давайте вспомним ещё раз ТЕМУ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ.

На уроке мы рассматривали формулу успешного развития машиностроения.

- Как выглядит эта формула ( слова – помощники) слайд

Формула успешного развития машиностроения имеет такие соотношения

один ко двум и к четырем.- 1:2:4. ГДЕ

1 – ПОКАЗАТЕЛЬ общих темпов развития экономики страны

2 – показатель развития машиностроения страны где темпы развития д/б 2 раза

4 – наукоемкие, новейшие отрасли машиностроения

Таким образом, машиностроение – главная отрасль мировой экономики.

- Переходим к следующему вопросу – ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ. слайд

Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе на примере России.

- А мы рассмотрим отраслевую структуру мирового машиностроения по времени возникновения

Слайд 4. 1. Определите по картинкам, какие отрасли машиностроения здесь представлены?

2. К какой группе их можно отнести?

3. Какой фактор размещения учитывает данная группа? ( магнит)

( старые - металлоёмкие, потребительские, новые - трудоёмкие. новейшие - наукоёмкие)


Отрасли машиностроения (слайд)


Старые отрасли Новые отрасли Новейшие

Железнодорожное Авиастроение Ракетостроение

Станкостроение Энергетическое Электроника

Судостроение Автомобилестроение Электротехника

Тракторостроение

Факторы размещения





Сырьевой Трудовой Научный

Потребительский Трудовой


- Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод:

Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности.

- Продолжаем нашу совместную работу. Обратите внимание на электронную карту мира.

- Карта называется территориальная структура машиностроения 4 машиностроительных

региона. Опираясь на текст учебника. определите как называются данные регионы?

- Кто мне покажет на карте 1-й регион. найдите эти страны на этой карте и прикрепите

флаги.

- Перед вами флаги государств, которые образуют данные регионы.

- Пожалуйста, кто покажет и прикрепит? Дайте комментарий.

- Приведем соответствие на нашей электронной карте. Слайд 7.

- Северная Америка ( США. Канада)

- Зарубежная Европа ( Германия)

- Япония, страны НИС, КНР.

- СНГ.

- Перед вами лежат логотипы всемирно известных компаний, которые производят

разные маш/строительные продукции. Определите, к каким регионам отн-ся?

- Итак давайте сверимся с электронной картой.

- Откройте пожалуйста ваши атласы и найдите карту «машиностроение мира»

- Перед вами электронная карта «Машиностроение мира»

- Каких государств мы незаслуженно забыли? где машиностроение набирает темпы разви-

тия?

( Бразилия, Индия, Австралия, Мексика, ЮАР)

Вывод: Отрасли машиностроения размещены неравномерно.

- Ну а теперь переходим к практической части. У каждого перед вами есть карточки с заданиями, Эти карточки уже ваши. Можете подписаться и практическую работу будете делать прямо там а потом дома приклеите в тертрадях. Итак пользуясь

данными текста учебника стр 137 табл 6 и стр 394 табл 26) заполните таблицу. Для этого

- Мы условно Разделимся на 3 группы.

1-й ряд будет 1-й группой выписывает страны-лидеры по производству автомобилей.

2-й ряд будет 2-й группой выписывает примеры стран-лидеров по производству телевизоров.

3-й ряд будет 3-й группой выписывает примеры стран –лидеров по производству станков.


- Итак 1-й ряд, кто огласит громко. четко чтоб другие группы услышали и записали ваши данные названия стран-лидеров по производству автомобилей?

- Слово предоставляется 2-й группе. Прочитайте названия стран-лидеров по производству

телевизоров.

- Слово предоставляется 3-му ряду. Вы оглашаете названия стран-лидеров по производству станков.

- Остался у нас столбик, где мы должны были указать примеры стран-лидеров по производству

морских судов. А это вы сделаете, дома пользуясь Интернет-ресурсами и также ответите на вопросы вне таблицы

Вопросы:

Д/ Задание . 2. Почему крупные компании по производству сложной бытовой электронной техники размещают своё производство в странах Восточной и Юго-Восточной Азии?

3. В развитых странах производят сложные, наукоемкие виды машиностроения. В развивающихся странах - сборочные «отверточные» производства. Что означает данное выражение?

VI. Закрепление знаний

В завершении урока я хочу услышать краткие ответы на мои вопросы в формате блиц-

опроса:

БЛИЦ – ТУРНИР. ВОПРОСЫ.

1. РОБОТОСТРОЕНИЕ - ОТНОСИТСЯ К КАКИМ ОТРАСЛЯМ МАШ/ СТР.?


2. ГОСУДАРСТВО – ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ АВТОМОБИЛЕЙ?


3. Ж/Д МАШИНОСТРОЕНИЕ ОТНОСИТСЯ, К КАКИМ ОТРАСЛЯМ?


4. РОССИЯ ВХОДИТ В ГРУППЫ МИРОВЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙХ РЕГИОНОВ?


5. ГОСУДАРСТВО – ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСВУ ТЕЛЕВИЗОРОВ?


6. НАЗОВИТЕ ГЛАВНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГИОН МИРА


7. КАКИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКИИ ПРОИЗВОДИТ

ГОСУДАРСТВА СНГ?

8. Корпорации «ЭПЛ» и « Майкрософт» примеры наукоемкого машиностроения, какого ГОСУДАРСТВА?

9. Кроме 4 –х машиностроительных регионов, какие государства Мира

развивают свое национальное машиностроение?

10. ГОСУДАРСТВО – ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ СУДОВ?

- Ваши правильные ответы – это показатель того что урок «Машиностроение мира» усвоена

- СПАСИБО ЗА УРОК! На перемене те которые получили жетоны можете подойти

я поставлю оценки за урок.



Донгак О. А.