Тема урока: Машиностроение мира
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.
Задачи
Образовательные:
Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.
Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.
Развивающие:
Совершенствование навыков совместного критического анализа.
Совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми.
Совершенствование навыков ведения исследовательской работы в группе.
Совершенствование умений доступно передавать информацию другому человеку.
Воспитывающие:
Продолжить работу над формированием географической картины мира.
Совершенствование умений работать в группе.
Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.
Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.
Используемые технологии: информационный, проблемно-поисковый, личностно-ориентирован-
ный, групповой.
Оборудование:
карты атласа «Политическая карта мира», «Машиностроительный комплекс мира»
компьютерная и мультимедийная техника
учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира М.: изд-во «Просвещение»- 2013-2014г. ( стр 134 – 138, табл 6; стр 394 табл 26)
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые дети! Меня зовут Донгак Омак Алдын-оолович! Я – учитель
географии Гимназии № 5. Сегодня мне повезло, что я работаю именно с вами и надеюсь на пло-
дотворное сотрудничество. И давайте договоримся ребята, ВАША ПОДНЯТАЯ РУКА – ЭТО
ПОКАЗАТЕЛЬ ВАШИХ ЗНАНИЙ. За три правильных ответа – я выдаю жетон а каждый жетон –
это оценка «5».
Итак мы начинаем урок С ЧЕРНОГО ВИРТУАЛЬНОГО ЯЩИКА НАОБОРОТ.
( слайд 1 с музыкой). Мы уже знаем что находится в черном ящике. Как видите здесь представлена различная техника. Бытовая, тракторы, самолеты, морское судно и даже космическая. Что их объединяет? О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)
И значит, как называется, тема сегодняшнего урока? (Машиностроения мира) Слайд 1
Тема нашего урока «Машиностроение мира», запишем её в тетрадях.
в учебниках страница 134 - 138
Запись темы в тетрадь.
- Ребята скажите пожалуйста. когда вы проходили экономическую и социальную географию РФ
в прошлом году вы изучали тему «Машиностроение РФ»? ( «да»)
- А на какие вопросы отвечали когда изучали тему Российского машиностроения?
( что такое машиностроение?, особенности маш/строения? отраслевой состав,
география российского машиностроения)
- Все правильно молодцы!
-Давайте определим круг вопросов сегодняшней темы. ( дети)
II. Целеполагание
На уроке мы должны:
1. Вспомнить что такое машиностроение?
2. Выяснить, особенности и значение мирового машиностроения.
3. Отраслевую структуру машиностроения;
5. Какие факторы влияют на их размещение;
6. Определить лидеров основных отраслей и рассмотреть географию мирового машиностроения.
III. Актуализация знаний
Итак, что такое машиностроение? Слайд 2
- Совокупность отраслей производящих разнообразные машины. (запись в тетр)
- Мы вспомнили, что такое машиностроение и теперь пользуясь текстом учебника
давайте определим особенности мирового машиностроения. Обратите внимание на текст.
- Какую историческую информацию вы нашли?
Слайд 3. ПРАВИЛЬНО! Машиностроение возникло как отрасль всего лишь 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.
- Техническими символами промышленной революции является какая техника?
( Запатентованный паровоз Ричарда Тревидика и промышленный ткацкий станок Харгривса)
- От исторической справки переходим к особенностям современного машиностроения.
- И так, на современном этапе развития мировое машиностроение по каким параметрам
является ЛИДЕРОМ? ( СЛАЙД 4 + СЛОВА ПОМОЩНИКИ)
Лидер:
По числу занятых в промышленности ( 100млн чел)
по стоимости промышленной продукции ( 1/3 стоимости)
Лидер «авангардной тройки». ( КАКИХ?) СЛОВА - ПОМОЩНИКИ
хим.пром – маш/строение – эл/энергетика.
- Давайте вспомним ещё раз ТЕМУ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ.
На уроке мы рассматривали формулу успешного развития машиностроения.
- Как выглядит эта формула ( слова – помощники) слайд
Формула успешного развития машиностроения имеет такие соотношения
один ко двум и к четырем.- 1:2:4. ГДЕ
1 – ПОКАЗАТЕЛЬ общих темпов развития экономики страны
2 – показатель развития машиностроения страны где темпы развития д/б 2 раза
4 – наукоемкие, новейшие отрасли машиностроения
Таким образом, машиностроение – главная отрасль мировой экономики.
- Переходим к следующему вопросу – ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ. слайд
Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе на примере России.
- А мы рассмотрим отраслевую структуру мирового машиностроения по времени возникновения
Слайд 4. 1. Определите по картинкам, какие отрасли машиностроения здесь представлены?
2. К какой группе их можно отнести?
3. Какой фактор размещения учитывает данная группа? ( магнит)
( старые - металлоёмкие, потребительские, новые - трудоёмкие. новейшие - наукоёмкие)
Отрасли машиностроения (слайд)



Старые отрасли Новые отрасли Новейшие
Железнодорожное Авиастроение Ракетостроение
Станкостроение Энергетическое Электроника
Судостроение Автомобилестроение Электротехника
Тракторостроение
Факторы размещения



Сырьевой Трудовой Научный
Потребительский Трудовой
- Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)
Вывод:
Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности.
- Продолжаем нашу совместную работу. Обратите внимание на электронную карту мира.
- Карта называется территориальная структура машиностроения 4 машиностроительных
региона. Опираясь на текст учебника. определите как называются данные регионы?
- Кто мне покажет на карте 1-й регион. найдите эти страны на этой карте и прикрепите
флаги.
- Перед вами флаги государств, которые образуют данные регионы.
- Пожалуйста, кто покажет и прикрепит? Дайте комментарий.
- Приведем соответствие на нашей электронной карте. Слайд 7.
- Северная Америка ( США. Канада)
- Зарубежная Европа ( Германия)
- Япония, страны НИС, КНР.
- СНГ.
- Перед вами лежат логотипы всемирно известных компаний, которые производят
разные маш/строительные продукции. Определите, к каким регионам отн-ся?
- Итак давайте сверимся с электронной картой.
- Откройте пожалуйста ваши атласы и найдите карту «машиностроение мира»
- Перед вами электронная карта «Машиностроение мира»
- Каких государств мы незаслуженно забыли? где машиностроение набирает темпы разви-
тия?
( Бразилия, Индия, Австралия, Мексика, ЮАР)
Вывод: Отрасли машиностроения размещены неравномерно.
- Ну а теперь переходим к практической части. У каждого перед вами есть карточки с заданиями, Эти карточки уже ваши. Можете подписаться и практическую работу будете делать прямо там а потом дома приклеите в тертрадях. Итак пользуясь
данными текста учебника стр 137 табл 6 и стр 394 табл 26) заполните таблицу. Для этого
- Мы условно Разделимся на 3 группы.
1-й ряд будет 1-й группой выписывает страны-лидеры по производству автомобилей.
2-й ряд будет 2-й группой выписывает примеры стран-лидеров по производству телевизоров.
3-й ряд будет 3-й группой выписывает примеры стран –лидеров по производству станков.
- Итак 1-й ряд, кто огласит громко. четко чтоб другие группы услышали и записали ваши данные названия стран-лидеров по производству автомобилей?
- Слово предоставляется 2-й группе. Прочитайте названия стран-лидеров по производству
телевизоров.
- Слово предоставляется 3-му ряду. Вы оглашаете названия стран-лидеров по производству станков.
- Остался у нас столбик, где мы должны были указать примеры стран-лидеров по производству
морских судов. А это вы сделаете, дома пользуясь Интернет-ресурсами и также ответите на вопросы вне таблицы
Вопросы:
Д/ Задание . 2. Почему крупные компании по производству сложной бытовой электронной техники размещают своё производство в странах Восточной и Юго-Восточной Азии?
3. В развитых странах производят сложные, наукоемкие виды машиностроения. В развивающихся странах - сборочные «отверточные» производства. Что означает данное выражение?
VI. Закрепление знаний
В завершении урока я хочу услышать краткие ответы на мои вопросы в формате блиц-
опроса:
БЛИЦ – ТУРНИР. ВОПРОСЫ.
1. РОБОТОСТРОЕНИЕ - ОТНОСИТСЯ К КАКИМ ОТРАСЛЯМ МАШ/ СТР.?
2. ГОСУДАРСТВО – ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ АВТОМОБИЛЕЙ?
3. Ж/Д МАШИНОСТРОЕНИЕ ОТНОСИТСЯ, К КАКИМ ОТРАСЛЯМ?
4. РОССИЯ ВХОДИТ В ГРУППЫ МИРОВЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙХ РЕГИОНОВ?
5. ГОСУДАРСТВО – ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСВУ ТЕЛЕВИЗОРОВ?
6. НАЗОВИТЕ ГЛАВНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГИОН МИРА
7. КАКИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКИИ ПРОИЗВОДИТ
ГОСУДАРСТВА СНГ?
8. Корпорации «ЭПЛ» и « Майкрософт» примеры наукоемкого машиностроения, какого ГОСУДАРСТВА?
9. Кроме 4 –х машиностроительных регионов, какие государства Мира
развивают свое национальное машиностроение?
10. ГОСУДАРСТВО – ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ СУДОВ?
- Ваши правильные ответы – это показатель того что урок «Машиностроение мира» усвоена
- СПАСИБО ЗА УРОК! На перемене те которые получили жетоны можете подойти
я поставлю оценки за урок.
Донгак О. А.