Урок математики «Умножение десятичных дробей», 6 класс
Аннотация к уроку
Данный урок проводится в 6 классе, по учебнику «Математика, 6», автор Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике.
Для результативности урока упражнения подбирались так, чтобы каждый учащийся мог найти и выполнить задания по своим силам. Для наглядности и усвоения правила сопровождается презентацией.
Урок математики в 6 классе
« Умножение десятичных дробей» (1 урок)
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Повторить сложение (вычитание) десятичных дробей; чтение и запись десятичного числа; умножение и деление на 10, 100, 1000, 0.1, 0.01,...
Познакомить с алгоритмом умножения десятичных дробей.
Показать, как применяется этот алгоритм при умножении десятичных дробей.
Развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь.
Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации.
Воспитательная:
Способствовать развитию интереса к предмету.
Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата.
Умение работать в парах, коллективе
Содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Ход урока
Организационный момент (слайд №1)
Настрой на урок, проверка готовности к уроку.
Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»!
Проверка домашнего задания (слайд №2)
Взаимообмен тетрадями. Проверка по образцу.
№279(б) 16 см = 1610 = 160 мм 10,5 см = 10,510 = 105 мм 0,3 см = 0,310 = 3 мм 1,7 см = 1,710 = 17 мм | №280(б) 3000 мг = 3000:1000 = 3 г 25,6 мг = 25,6:1000 = 0,0256 г 15 мг = 15:1000 = 0,015 г 4 мг = 4:1000 = 0,004 г | №281(б) 100:10 = в 10 (раз) меньше стиральных машин 1,26:10 = 0,126 (млн руб) за 10 стиральных машин Ответ: 126000 рублей. |
Кто-нибудь сделал задачу другим способом?
1,26 : 100 = 0,0126 (млн руб) – стоит одна стиральная машина
0,0126 10 = 0,126 (млн руб) стоят 10 стиральных машин
Ответ: 126000 рублей.
Актуализация знаний. Устный счёт (Слайд №3)
Вычислить:
21 4 53 3 | 8 15 35 5 | 17 3 6 99 | 25 4 33 4 | 1,2 10 2,67 1000 | 27,5 : 10 4,8 : 100 |
Ребята, у кого-то еще есть затруднения с умножением и делением на 10, 100, 1000?
Давайте поработаем на модели. (Один из учащихся выполняет действия на модели, формулирует правило, другие учащиеся предлагают ему выполнить задания).
Задача. Человек идет со скоростью 5,2 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 0,7 ч?
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (5,2 умножить на 0,7)
5,2 0,7 = ?
Умеете ли вы умножать десятичные дроби?
Каким образом вы можете выполнить эти вычисления? (перейти к обыкновенным дробям)
Посмотрите на каждый шаг наших вычислений. Какой шаг, по вашему мнению, самый решающий? (
)
А что это за числа 52 и 7, которые мы перемножаем? (Это числа, которые получились из данных десятичных дробей путем отбрасывания запятой)
Получается, что для того, чтобы перемножить 5,2 и 0,7, мы перемножили 52 и 7. После умножения данных десятичных дробей, где оказалась запятая? Почему?
Рассмотрим еще несколько примеров:
(на доске 3 примера, выходят учащиеся и решают их по правилу умножения обыкновенных дробей)
Чем похожи данные примеры? (Одни и те же числа умножаем в числителе)
Чем различаются? (Положением запятой)
Как вы считаете, от чего зависит положение запятой?
Сделайте предположение, как можно было выполнить умножение этих десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные?
Итак, как вы уже поняли, сегодня мы умножаем десятичные дроби. Запишите в тетради тему урока.
Изучение нового материала. Работа с текстом учебника, стр. 81
Ребята, давайте найдем правило, прочитаем его и постараемся запомнить.
Обратите внимание в тексте учебника есть 2 примера и иллюстрации к ним. Рассмотрите их внимательно. Эта запись вам знакома из начальной школы, только тогда в числе не было запятых.
В
ажно ли, чтобы запятая была под запятой?
Сколько цифр после запятой в первом множителе, во втором, в ответе?
Формирование умений и навыков.
№ 290(а-г), 291(у), 292 (сам), 293 (I, II), 294 (а-г)
Самостоятельная работа. Солнышко
Домашнее задание. стр. 81-82 правило; № 290(д,е), 293(ж,з,и), 294(д,е)
Рефлексия. Итог урока.
Продолжить предложение:
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…;
Я похвалил бы себя…;
Oсобенно мне понравилось…;
После урока мне захотелось…;
Сегодня мне удалось…;
Я сумел…;
Было интересно…;
Я понял, что…;
Теперь я могу…;
Было трудно…;
Выставление оценок активным учащимся.
Технологическая карта урока
Тема урока № Умножение десятичных дробей (6 класс, математика)
Цели (задачи) урока Повторить сложение (вычитание) десятичных дробей; чтение и запись десятичного числа; умножение и деление на 10, 100, 1000, 0.1, 0.01,.. Познакомить с алгоритмом умножения десятичных дробей. Показать, как применяется этот алгоритм при умножении десятичных дробей. Способствовать развитию интереса к предмету. Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата. Умение работать в парах, коллективе Содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия. Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь. Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации. | Результаты урока Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей Метапредметные Уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь слушать и понимать речь других, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные Уметь проводить самооценку успешности по критериям успешности. |
Тип урока, педагогическая технология Урок открытия новых знаний. | Оборудование урока Математика, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /( Г.В. Дорофеев и др.) Просвещение, 2013; компьютер, проектор. |
Опорные понятия, термины Обыкновенные дроби, десятичные дроби. | Новые понятия и связи между ними Умножение десятичной дроби на десятичную дробь |
Контроль, самоконтроль на уроке Взаимопроверка, самоконтроль. | Домашнее задание стр. 81-82 правило; № 290(д,е), 293(ж,з,и), 294(д,е) |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
Организационный момент. | Проверка готовности к уроку. Создает положительный настрой на работу. На доске записано высказывание: Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»! | Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку. | Фронтальная работа | Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Учащиеся настраиваются на работу |
Проверка домашнего задания. | Проверка по образцу, взаимообмен тетрадями. | Учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают работу своего товарища. Проверка по образцу. | Взаимопроверка, работа по образцу | Коммуникативные: Взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Регулятивные: Определять степень успешности выполнения работы. | Проверяют правильность выполнения домашнего задания. |
Актуализация знаний. Устный счёт. | Создание проблемной ситуации. Повторение известных действий с десятичными дробями. Задает учащимся наводящие вопросы. 21 4; 53 3; 8 15; 35 5; 17 3; 6 99; 25 4; 33 4; 1,2 10; 2,67 1000; 27,5 : 10; 4,8 : 100 Задача. Человек идет со скоростью 5,2 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 0,7 ч? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (5,2 умножить на 0,7) 5,2 0,7 = ? Умеете ли вы умножать десятичные дроби? Каким образом вы можете выполнить эти вычисления? Каких умений не хватает? Рассматриваются несколько примеров. Определяется похожее и различное. Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке. Поставьте цель. | Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся работают у доски. | Фронтальная работа, индивидуальная. Эвристическая беседа. | Познавательные: Отработать устные вычислительные навыки. Анализировать, выделять существенные признаки. Коммуникативные: Высказывать своё мнение. Личностные: Развивать познавательный интерес к предмету. | Вспоминают сложение и вичитание десятичных дробей, готовы к восприятию нового материала. |
Изучение нового материала. | Работа с текстом учебника | Учащиеся работают с текстом учебника, отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная работа | Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий, принимать решение в проблемной ситуации. | Уметь самостоятельно формулировать новые понятия, составлять алгоритм действия. |
5. Формирование умений и навыков. | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного вида задач с проговариванием во внешней речи. № 290(а-г), 291(у), 292 (сам), 293 (I, II), 294 (а-г) | Выполняют задание у доски, проговаривая классу, остальные в тетрадях с последующей проверкой. | Фронтальная работа, самостотельная работа. | Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану, вносить коррективы в свои действия. Личностные: оценивать свою работу. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану. |
Самостоятельная работа | Предложить учащимся решить несколько примеров, оформленных в виде солнышка. | Решают примеры. | | | |
Домашнее задание | стр. 81-82 правило; № 290(д,е), 293(ж,з,и), 294(д,е) | Записывают задание в дневник. | | | |
Итог урока. Рефлексия | Продолжить предложение 1) На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…; 2) Я похвалил бы себя…; 3) Oсобенно мне понравилось…; 4) После урока мне захотелось…; 5) Сегодня мне удалось…; 6) Я сумел…; 7) Было интересно…; 8) Я понял, что…; 9) Теперь я могу…; 10) Было трудно…; Выставление оценок активным учащимся. | Продолжают по одному предложения на выбор. | | Коммуникативные УУД: умение оценивать свои действия. | |