Ребята, сегодня перед уроком я обнаружила вот эту красивую коробку. В ней я нашла много интересных вещей, которые решила использовать на уроке. Вот, например, письмо от птиц. С какой просьбой они к нам обратились? ( наводящие вопросы, например) -Какое время года? Ваши наблюдения за птицами? Почему улетают? ( от голода) Все ли птицы улетают? ( перелетные) , а некоторые остаются ( зимующие) воробьи, синицы, свиристели и. другие.) Хотите узнать интересные данные о зимующих птицах с математической точки зрения. ( Слайд « Зимующие птицы») - Знаете ли вы, сколько птенцов рождается в семье воробьёв? – 5 - Знаете ли вы, сколько граммов весит малая синица? – 7 г. - А на какой высоте от земли строят свои гнёзда свиристели? – 2м. - Посмотрите на числа: 5 7 2. - Что интересного заметили? / 5 и 2 – состав числа 7 / Попробуем ответить на вопросы.( показать цифру на числовом ряде) : Закреплять числовой ряд ( 1-7); А ещё мы будем работать с математическими выражениями. А что будем делать, вы скоро узнаете. Но сначала надо потренироваться в счёте в пределах 7. Фронтальная работа групповая работа. Игра : « Живые цифры» Числа, постройтесь по порядку от 1 до 7. - Как называется такой порядок счета? (Прямой, возрастающий.) (Эксперты проверяют) -Что происходит с числом,если мы считаем от 1 до7? (Оно увеличивается. Чем дальше число,тем оно больше) Какое самое большее число ? Самое маленькое ( 1) -Счет чисел в таком порядке называется порядок возрастания. -А теперь постройтесь наоборот, от 7 до 1. -Что происходит с числами? ( уменьшаются) -Такой порядок уменьшения чисел называется убыванием. -Когда используется такой счет? (запуск ракеты, на соревнованиях при старте, спуск лифта с верхнего этажа). . Вы теперь знаете, что у воробья рождается 5 птенцов. Назовите состав числа 5. - Назовите цифру, перед 8? - Какая цифра стоит слева от 6? Справа? - Как получить число 7? Самостоятельно. Работа в паре. Цель: определять порядок чисел на числовом луче. ( пишут в тетради) Игра: «Цифры потерялись» 1, …,3…, 5, 6,… 7…, 5…, 3,…., 1 Задания: -0пределяет место цифры на числовом луче в прямом порядке; . Гимнастика для глаз. 1. Закрыли (10с.) - открыли глаза, поморгали (3 раза). 2. Посмотрели себе на кончик носа, затем на точку на доске (4-5 раз) 3.Посмотрели:вверх-вниз, вправо-влево (3 раза) - К какому числу нужно прибавить к 1, чтобы получить 5? Сколько прибавить к 4 ,чтобы стало 7? 7 отнять 2, от 5 отнять 2 ? Назовите число следующее за числом 3. Какое число прибавить к 5 ,чтобы стало 7. Проверка.На доске ряд чисел: 4 3 5 3 4 2 - А знаете ли вы, сколько птенцов рождается у снегирей? Хотите узнать? Тогда вставим в этот ряд цифр следующие знаки: 4 – 3 + 5 – 3 + 4 – 2 = Сколько птенцов может быть у снегирей? ( 5 ) - А у свиристелей на 2 больше. Сколько птенцов у свиристелей? ( 7) Составление неравенств Ребята, давайте составим с этими числами выражения. 7-2 5+1 - Положите перед собой 7 светлых палочек, уберите 2 палочки. - Какое математическое действие мы выполнили? /вычитание / - Давайте составим выражение на доске . / 7 -2 / - Теперь возьмите 5 светлых палочек, придвиньте к ним 1 тёмную палочку. - Какое математическое действие мы выполнили? /сложение / - Составим выражение на доске /5 + 1 / - А теперь надо сравнить эти выражения. Как мы это сделаем? / сосчитаем и поставим знаки «больше», «меньше», «равно» / - Как называется это выражение? / неравенство / - Прочитайте полученное неравенство. Сравниваем остальные выражения, доказываем, -Какой знак поставили? Как рассуждали? 6 - 2 * 7 - 2 обязательно здесь раскладывать палочки? Применим логику 4 + 4 * 4 + 3 Математика сложная наука, надо учиться рассуждать. В математике приветствуются самые простые, а не сложные решения. Вывод: Как же сравнить два выражения? /можно посчитать, а можно использовать математическую наблюдательность. Физкультминутка. - Что мы сейчас учились делать? / составлять и сравнивать выражения / - Какие знаки нам в этом помогали? Упражнение на развитие функциональной грамотности. Мотивация к действиям. - Мы с вами учились составлять выражения, их сравнивать, вычислять, и всё это не просто так. Нам предстоит очень серьёзное дело. Построить виртуальную кормушку для птиц. С какой же целью проходит акция «Покормите птиц зимой»? . Для изготовления пригодятся различные материалы. Но сложнее всего смастерить деревянную кормушку. - Давайте попробуем сделать модель кормушки из бумаги, чтобы дома с родителями вам легче было бы изготовить деревянную кормушку. - Где наша загадочная коробка? У любой кормушки есть основание - пол. Возьмём из коробки эту деталь. Форму какой геометрической фигуры имеет эта деталь? /четырехугольник/. - Поставим столбики для крыши. - Сколько их? (4.) Почему? / у прямоугольника 4 угла / - Прикрепим крышу. Запишем наши расчёты. Сколько всего деталей понадобится для изготовления кормушки? 1 + 4 + 1 = 6 / запись в тетради всеми учащимися, у доски работает один ученик - А если я возьму за основу вот эту деталь? - Форму какой геометрической фигуры имеет эта деталь? / /пятиугольник / - Что изменится? /количество столбиков и форма крыши/ 1 + 5 + 1 = 7 - Ребята, в коробке осталось 3 палочки. Какие детали ещё понадобятся? /основание и крыша - треугольники/. Сосчитаем количество деталей: знаний 1 + 3 + 1 = 5 - Мы составили выражения: На доске равенства: 1 + 4 + 1 = 6 1 + 5 + 1 = 7 1 + 3 + 1 = 5 - Посмотрите на эти равенства. Что заметили интересного?/1-ое и 3-е слагаемые одинаковые, а 2 - ое изменяется, сумма тоже изменяется/. - От чего зависит количество деталей нашей кормушки? /от формы основания, чем больше вершин, тем больше деталей/. - Какой вариант самый экономичн /с тремя столбиками/ Финансы. Главное экономия/ не жадность. Рациональность/ Самостоятельная работа. - Какие птицы могут прилететь к вашей кормушке? Задание: решить примеры и по ответу узнать какая птица прилетит к вашей кормушке. /Проверка: на доске 4 кормушки с цифрами 7, 6, 4. 2 - Каждая птица летит к своей кормушке. / № 6 – синицы, № 7 – снегири, № 4 – воробьи, № 2 – голуби./ Видеоряд возможных вариантов кормушек( Слайд) - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Изменился ли у кого цвет настроения? - Почему мы остались в прекрасном настроении? Продолжите фразу Сегодня на уроке я узнал(а) ….. Теперь я умею считать в прямом и ……, сравнивать математические выражения. Мне было непонятно …. Спасибо за урок ! |