СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в 4 классе с применением методов и приемов технологии модерации с целью формирования функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка демонстрируеи возможности заданий, включенных в учебники математики для начальной школы, позволя.ющих формировать функциональную грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 4 классе с применением методов и приемов технологии модерации с целью формирования функциональной грамотности»

Метод модерации как форма формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Разработка урока

Игнатова О.А.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №29»,

МО Ревда, Свердловская область

Предмет – математика

Класс – 4


Тема: Дроби

Цель: систематизировать и углубить знания о дробях, закрепить навыки сравнения дробей, решения задач с дробями, развивать критическое мышление, умение работать в команде.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Повторить и закрепить понятия: дробь, числитель, знаменатель, правильная и неправильная дробь, смешанное число.

    • Закрепить умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

    • Отрабатывать навыки решения задач, содержащих дроби.

  • Развивающие:

    • Развивать логическое мышление, умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

    • Развивать внимание и память.

    • Развивать навыки сотрудничества и коммуникации.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к математике.

    • Формировать навыки самостоятельной работы.

    • Воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование:

  • Учебник математики для 4 класса.

  • Карточки с заданиями для работы в группах.

  • “Ромашка Блума” с вопросами по теме “Дроби”.

  • Шесть шляп мышления.

  • Карточки с примерами дробей для метода “Угол”.

  • Доска, мел, проектор (желательно).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты):

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Создание позитивного настроя.

II. Актуализация знаний (5 минут):

Устный счет: (фронтальная работа)

    • На доске записаны примеры на повторение таблицы умножения и деления.

    • Ученики по очереди решают примеры, объясняя свои действия.

III. Целеполагание и мотивация (3 минуты):

Учитель: «Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир дробей. Мы повторим всё, что знаем о дробях, и узнаем что-то новое. Готовы?».

  • Ученики: “Да!”

  • Учитель объявляет тему и цель урока.

IV. Повторение и систематизация знаний (20 минут):

Ромашка Блума” (10 минут):

Учитель представляет «Ромашку Блума» с вопросами по теме «Дроби»:

  • Знание: Что такое дробь? Что такое числитель и знаменатель?

  • Понимание: Объясните, что показывает числитель и знаменатель дроби. Чем правильная дробь отличается от неправильной? Что такое смешанное число?

  • Применение: Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с дробями? Приведите примеры.

  • Анализ: Сравните дроби 1/2 и 2/4. Что вы можете о них сказать?

  • Синтез: Составьте задачу, для решения которой нужно использовать дроби.

  • Оценка: Какой способ сравнения дробей кажется вам наиболее удобным? Почему?

Ученики по очереди выбирают лепесток и отвечают на вопрос, демонстрируя свои знания о дробях.

Учитель модерирует обсуждение, задавая дополнительные вопросы и помогая ученикам углубить своё понимание темы.


Метод шести шляп” (10 минут):

Учитель предлагает ученикам взглянуть на тему «Дроби» с разных точек зрения, используя метод шести шляп:

  • Белая шляпа (Факты): Какие основные факты мы знаем о дробях? (Определение, числитель, знаменатель, виды дробей)

  • Красная шляпа (Эмоции): Какие чувства вызывает у вас тема «Дроби»? (Интерес, страх, удивление)

  • Черная шляпа (Критика): Какие трудности возникают при работе с дробями? (Сравнение, сложение, вычитание)

  • Желтая шляпа (Оптимизм): Какие возможности открывает нам знание дробей? (Решение задач, понимание окружающего мира)

  • Зеленая шляпа (Креативность): Какие нестандартные способы представления дробей вы можете предложить? (Рисунки, модели, игры)

  • Синяя шляпа (Управление): Как мы можем эффективно использовать наши знания о дробях для решения задач? (Составление плана решения, выбор подходящего способа)

Ученики по очереди выражают свои мысли, соответствующие цвету “шляпы”.

Учитель модерирует дискуссию, направляя учеников на всестороннее рассмотрение темы.

  • Физкультминутка (2 минуты):

V. Закрепление изученного материала (15 минут):

Работа в группах (10 минут):

Ученики делятся на группы по 4-5 человек.

Каждая группа получает карточку с задачами, содержащими дроби:

Пример задачи: «В саду росло 12 яблонь. 1/3 всех яблонь заменили новыми. Сколько новых яблонь посадили в саду?»

  • Задача каждой группы - решить задачи, записать решение и ответ.

  • После выполнения задания представитель каждой группы представляет решение задачи у доски.

  • Учитель организует обсуждение решений, задавая уточняющие вопросы.

Угол” (5 минут):

На доске написаны четыре утверждения:

  1. Все дроби можно сравнить.

  2. Сравнить можно только дроби с одинаковыми знаменателями.

  3. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

  4. Чем больше числитель, тем больше дробь.

  • В каждом углу класса размещается карточка с номером соответствующего утверждения.

  • Ученики выбирают угол, с утверждением которого они согласны, и аргументируют свой выбор.

  • Учитель организует дискуссию, помогая ученикам понять правильные и неправильные утверждения.

VI. Самостоятельная работа (5 минут):

  • Ученики получают карточки с индивидуальными заданиями на сравнение дробей и решение простых задач.

  • Ученики самостоятельно выполняют задания в тетрадях.

  • Учитель оказывает индивидуальную помощь тем, кто испытывает затруднения.

VII. Подведение итогов урока (3 минуты):

  • Учитель: “Что мы сегодня повторили и закрепили на уроке?”.

  • Ученики: «Мы повторили понятия о дробях, научились сравнивать дроби и решать задачи с дробями».

  • Учитель: “Какие методы работы вам понравились больше всего? Почему?”.

  • Ученики делятся своими впечатлениями.

  • Учитель оценивает работу учеников на уроке.

VIII. Домашнее задание (2 минуты):

  • Учебник: решить задачи по теме урока.

  • Творческое задание (по желанию): придумать свою задачу, содержащую дроби.


Методы модерации, используемые на уроке:

  • Ромашка Блума: стимулирует мышление на разных уровнях, помогает систематизировать знания.

  • Метод шести шляп: развивает системное мышление и умение видеть проблему с разных сторон.

  • Мозговой штурм: включен в работу с группами при решении задач для стимулирования креативности.

  • Угол: Развивает умение аргументировать свою позицию и критически мыслить.






















Методы и приемы модерации

Элементы функциональной грамотности


Да-нет
Ромашка Блума

Метод шести шляп
Угол

Предметные:

находить долю величины, величину по ее доле;

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые);

Метапредметные:

познавательные:

логические:устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть-целое»;

применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

работа с информацией:

читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель)

Коммуникативные:

конструировать утверждения, проверять их истинность;

объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

Регулятивные:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.