Метод модерации как форма формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Разработка урока
Игнатова О.А.,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №29»,
МО Ревда, Свердловская область
Предмет – математика
Класс – 4
Тема: Дроби
Цель: систематизировать и углубить знания о дробях, закрепить навыки сравнения дробей, решения задач с дробями, развивать критическое мышление, умение работать в команде.
Задачи:
Образовательные:
Повторить и закрепить понятия: дробь, числитель, знаменатель, правильная и неправильная дробь, смешанное число.
Закрепить умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Отрабатывать навыки решения задач, содержащих дроби.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
Развивать внимание и память.
Развивать навыки сотрудничества и коммуникации.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование:
Учебник математики для 4 класса.
Карточки с заданиями для работы в группах.
“Ромашка Блума” с вопросами по теме “Дроби”.
Шесть шляп мышления.
Карточки с примерами дробей для метода “Угол”.
Доска, мел, проектор (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты):
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Создание позитивного настроя.
II. Актуализация знаний (5 минут):
Устный счет: (фронтальная работа)
На доске записаны примеры на повторение таблицы умножения и деления.
Ученики по очереди решают примеры, объясняя свои действия.
III. Целеполагание и мотивация (3 минуты):
Учитель: «Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир дробей. Мы повторим всё, что знаем о дробях, и узнаем что-то новое. Готовы?».
IV. Повторение и систематизация знаний (20 минут):
“Ромашка Блума” (10 минут):
Учитель представляет «Ромашку Блума» с вопросами по теме «Дроби»:
Знание: Что такое дробь? Что такое числитель и знаменатель?
Понимание: Объясните, что показывает числитель и знаменатель дроби. Чем правильная дробь отличается от неправильной? Что такое смешанное число?
Применение: Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с дробями? Приведите примеры.
Анализ: Сравните дроби 1/2 и 2/4. Что вы можете о них сказать?
Синтез: Составьте задачу, для решения которой нужно использовать дроби.
Оценка: Какой способ сравнения дробей кажется вам наиболее удобным? Почему?
Ученики по очереди выбирают лепесток и отвечают на вопрос, демонстрируя свои знания о дробях.
Учитель модерирует обсуждение, задавая дополнительные вопросы и помогая ученикам углубить своё понимание темы.
“Метод шести шляп” (10 минут):
Учитель предлагает ученикам взглянуть на тему «Дроби» с разных точек зрения, используя метод шести шляп:
Белая шляпа (Факты): Какие основные факты мы знаем о дробях? (Определение, числитель, знаменатель, виды дробей)
Красная шляпа (Эмоции): Какие чувства вызывает у вас тема «Дроби»? (Интерес, страх, удивление)
Черная шляпа (Критика): Какие трудности возникают при работе с дробями? (Сравнение, сложение, вычитание)
Желтая шляпа (Оптимизм): Какие возможности открывает нам знание дробей? (Решение задач, понимание окружающего мира)
Зеленая шляпа (Креативность): Какие нестандартные способы представления дробей вы можете предложить? (Рисунки, модели, игры)
Синяя шляпа (Управление): Как мы можем эффективно использовать наши знания о дробях для решения задач? (Составление плана решения, выбор подходящего способа)
Ученики по очереди выражают свои мысли, соответствующие цвету “шляпы”.
Учитель модерирует дискуссию, направляя учеников на всестороннее рассмотрение темы.
V. Закрепление изученного материала (15 минут):
Работа в группах (10 минут):
Ученики делятся на группы по 4-5 человек.
Каждая группа получает карточку с задачами, содержащими дроби:
Пример задачи: «В саду росло 12 яблонь. 1/3 всех яблонь заменили новыми. Сколько новых яблонь посадили в саду?»
Задача каждой группы - решить задачи, записать решение и ответ.
После выполнения задания представитель каждой группы представляет решение задачи у доски.
Учитель организует обсуждение решений, задавая уточняющие вопросы.
“Угол” (5 минут):
На доске написаны четыре утверждения:
Все дроби можно сравнить.
Сравнить можно только дроби с одинаковыми знаменателями.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Чем больше числитель, тем больше дробь.
В каждом углу класса размещается карточка с номером соответствующего утверждения.
Ученики выбирают угол, с утверждением которого они согласны, и аргументируют свой выбор.
Учитель организует дискуссию, помогая ученикам понять правильные и неправильные утверждения.
VI. Самостоятельная работа (5 минут):
Ученики получают карточки с индивидуальными заданиями на сравнение дробей и решение простых задач.
Ученики самостоятельно выполняют задания в тетрадях.
Учитель оказывает индивидуальную помощь тем, кто испытывает затруднения.
VII. Подведение итогов урока (3 минуты):
Учитель: “Что мы сегодня повторили и закрепили на уроке?”.
Ученики: «Мы повторили понятия о дробях, научились сравнивать дроби и решать задачи с дробями».
Учитель: “Какие методы работы вам понравились больше всего? Почему?”.
Ученики делятся своими впечатлениями.
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
VIII. Домашнее задание (2 минуты):
Учебник: решить задачи по теме урока.
Творческое задание (по желанию): придумать свою задачу, содержащую дроби.
Методы модерации, используемые на уроке:
Ромашка Блума: стимулирует мышление на разных уровнях, помогает систематизировать знания.
Метод шести шляп: развивает системное мышление и умение видеть проблему с разных сторон.
Мозговой штурм: включен в работу с группами при решении задач для стимулирования креативности.
Угол: Развивает умение аргументировать свою позицию и критически мыслить.
Методы и приемы модерации | Элементы функциональной грамотности |
Да-нет Ромашка Блума Метод шести шляп Угол | Предметные: находить долю величины, величину по ее доле; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые); Метапредметные: познавательные: логические:устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть-целое»; применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; работа с информацией: читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель) Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; Регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. |