Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; урок-рефлексии.
Класс: 5 класс.
Учитель: Селищева А.А.
Цели урока:
1)обобщить и систематизировать знания и умения
учащихся по темам: обыкновенные дроби, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, сравнение обыкновенные дроби, решение задач;
2)развивать творческий интерес и логическое мышления, культуру математической речи, умение действовать в нестандартной ситуации;
3)воспитывать активность, уверенность, интерес к изучению предмета.
Оборудование:
1) Мультимедийный проектор, компьютер.
2) Раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
- Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте сделаем так, чтобы у наших гостей сложилось хорошее впечатление о нас.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
У вас на столах лежат маршрутные листы.
Мы с вами будем на уроке будем следовать по станциям «Геометрические фигуры», «Ты-мне, я-тебе», «Отдых» «Сравни числа», «Реши задачу», «Вместе весело» , и за правильные ответы вы будете в маршрутном листе выставлять баллы, за каждое выполненное задание.
Введение в тему
Посмотрите, темы урока нет, вы должны будете ее определить из задания.
Устный счет. Станция «Геометрические фигуры». (Устный фронтальный опрос, индивидуальный опрос у доски)
- Ребята, посмотрите на доску, скажите, что вы видите? (П/О: геометрические фигуры).
- Назовите, какие фигуры вы видите?
- Что вы можете сказать про них? (какая-то часть фигуры закрашена, а какая-то не закрашена).
-Придумайте задание с этими фигурами (П/о: Назовите, какая часть фигуры закрашена, какая часть нет)
- Пойти к доске и записать дроби, которые покажут, какая часть фигуры окрашена (За створкой доски работает 1 ученик. А)
)
-Остальные ребята, работают со мной, скажите какая часть фигуры
не закрашена А)
- Скажите, какую часть составляют прямоугольники и квадрат от общего числа фигур?
- Какую часть фигур составляют треугольники
- Какую часть составляет круг от общего числа фигур?
- Что особого вы можете сказать про эту фигуру? (П/О: она вся закрашена и составляет 1).
проверка работы у доски
- посмотрим, как справился у доски….
- Скажите, кто догадался, с чем мы будем работать на уроке? (С обыкновенными дробями)
А) Б) В)
г
) д) е)
П
о мере ответов детей на доске формируется кластер
Обыкновенная дробь
Виды дробей
Как выглядит запись дроби?
правильные
неправильные
Действия с дробями
числитель
числитель
знаменатель
Нахождение дроби от числа
вычитание
сложение
сравнение
Нахождение числа по его дроби
- А что такое обыкновенная дробь? (Запись вида
)
- Что вы умеете делать с дробями? (П/О: записывать, сравнивать, складывать и вычитать).
- Какие знаете виды дробей? (П/О: правильные, неправильные)
- Какое число поставить вместо * , чтобы получилась правильная дробь:
,
Неправильная дробь:
-В маршрутный лист запишите тему «Действия с обыкновенными дробями» (Записываю на доске).
Станция «Ты- мне, я- тебе»
Работа в паре
Чтобы выполнить следующее задание, нам надо вспомнить правила.
Посмотрите на задание в маршрутном листе под названием «Ты мне, я тебе».
- Кто догадался, какие правила нам понадобятся? (П/О: правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями).
-Кто может назвать эти правила?
- сейчас учащиеся 1 варианта расскажут своему однокласснику, как найти сумму дробей с одинаковыми знаменателями, после этого учащиеся 2 варианта расскажут, как найти разность двух дробей.
- теперь выполните задание в карточках на сложение и вычитание дробей по вариантам.
1вариант
2 вариант
- Теперь выполните взаимопроверку. Поменяйтесь маршрутными листами, проверьте работу соседа. Поставьте в окошко количество баллов за каждый верно выполненный пункт.
- Поменяйтесь назад. Посмотрите, допустили ли вы ошибки.
IV Физминутка. Станция «Отдых»
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки в бок, вперед смотри – это «три»,
На четыре – помахать.
Две руки к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
V Закрепление изученного материала
Станция «Сравни числа» Сравните числа на интерактивной доске
- К доске пойдет сравнить числа…..Ребята на местах записываете сравнение в маршрутном листе
Станция «Реши задачу» Решение задачи на доске
Посмотрите на задачу на слайде.
В классе 12 девочек, что составляет
от количества всех учащихся. Сколько всего учеников в классе?
- О ком говорится в задаче? (об учащихся)
- что нам известно? (девочек 12, что составляет
всех учащихся)
- какой вопрос в задаче? (Сколько всего учеников?)
- Какое правило нам поможет в решении задачи? (нахождение числа по его дроби)
- Назовите его (Чтобы найти число по его дроби, надо данное число разделить на числитель и умножить на знаменатель).
- К доске пойдет записывать решение задачи….
2
(12:6*14 = 28 (у) – всего. Ответ: 28 учащихся)
Номер 753 из учебника с 190.
- продал за 2 дня
2) 240 : 16 *10 = 150 (кг) - реализовал за 2 дня
Ответ: 150 кг.
Станция «Вместе весело» Объединитесь в группы. Разгадайте кроссворд .
По горизонтали
Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)
2. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю? (неправильная)
3. Как называется число, записанное над чертой дроби? (числитель)
4. Как называется число, записанное под чертой дроби? (знаменатель)
5. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? (правильная)
П
a
b
о вертикали: 6. Как называется дробь, записанная в виде
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2021/09/15/s_6142061638db3/phpT4sm5E_urok-5-klass-Dejstviya-s-obyknovennymi-drobyami_html_0.gif)
?
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | О | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 1 | д | р | о | Б | ь | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | Ы | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | К | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 2 | Н | е | п | р | а | в | и | л | ь | н | а | я | |
| | | | | | | | | | | | О | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | В | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 3 | ч | и | с | л | и | т | Е | л | ь | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | Н | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 4 | з | Н | а | м | е | н | а | т | е | л | ь | | | |
| | | | | | | | | | | | А | | | | | | | | | | | | |
| | 5 | п | р | а | в | и | л | ь | н | а | Я | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
VI. Подведение итога урока
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы
- Скажите, какое словосочетание у вас получилось? (обыкновенные дроби)
- Скажите, какие действия вы можете выполнять над обыкновенными дробями?
- Подсчитайте количество плюсов и оцените свою работу.
Если вы набрали от 1-4 плюсов , поставьте себе оценку «3»,
Если вы набрали от 5-8 плюсов, поставьте оценку «4»
Если вы набрали от 9 и более плюсов, поставьте «5».
- Скажи, ……., какая у тебя оценка? (опросить 2-3 учащихся ).
VII. Рефлексия
- Ребята, попрошу вас оценить свою работу при помощи «Лестницы успеха»
я
знаю я умею
- Запишите домашнее задание: № 741 составить ребус на тему «Обыкновенные дроби».
- А закончить урок я хотела бы словами великого писателя Л.Н.Толстого.
"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
- До свидания!