СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в 5 классе с использованием системно-деятельностного подхода.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 5 классе с использованием системно-деятельностного подхода.»

Разработка урока математики в 5 классе с использованием системно-деятельностного подхода.

Коломыченко Е.В. учитель математики,

МКОУ Межовская СОШ



Тема: Деление с остатком.

Тип урока: урок одной задачи

Цель: Цель урока: каждый учащийся должен понять, что любое натуральное число делится на натуральное число с остатком, в том числе равным нулю, усвоить новые понятия «неполное частное» и «остаток»; каждый учащийся должен освоить алгоритм деления натурального многозначного числа на натуральное число с остатком в столбик, записывать число в виде суммы произведения делителя и неполного частного и остатка и по представлению числа в таком виде называть данные компоненты

Регулятивные УУД:

1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;

2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД:

1) находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;

2) давать определение понятиям;

3) структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.

Коммуникативные УУД:

1) использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

2) формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные УУД:

1) Уважение к личности и ее достоинству,

2) доброжелательное отношение к окружающим

3) устойчивый познавательный интерес

4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия


Ход урока:



Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организа-ционный. Актуализация знаний и умений.


мотивировать учащихся к открытию нового знания


- Ребята, мы уже с вами изучили натуральные числа и арифметические действия с натуральными числами. Какие действия вы знаете?

Учащиеся отвечают

- Сложение, вычитание, умножение, деление.

Целеполагание. Прогнозирование

Предметная рефлексия (повторение ранее изученного)

Учащимся предлагается таблица на компоненты арифметических действий, примеры и вопрос: «Всегда ли можно выполнить это действие»

Заполните группой таблицу (Приложение 1)

После заполнения таблицы к доске вызывается ученик, который прикрепляет на доску компоненты арифметического действия, приводит примеры этого действия и отвечает на вопрос.

Появляются на доске компоненты каждого действия

Сложение.

Учащиеся отвечают

- Да.

Вычитание.

Учащиеся отвечают

- Нет. Если вычитаемое больше уменьшаемого, то вычесть нельзя. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры, демонстрирующие невозможность вычитания натуральных чисел.


Умножение

Учащиеся отвечают

- Да.

Деление

Учащиеся отвечают

-Нет. Если делимое не кратно делителю, то разделить нельзя. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры, демонстрирующие невозможность деления натуральных чисел нацело.


постановка проблемы


Целеполагания

Определить цель занятия, темы урока

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности


-Что можно сделать, если числа не делятся?

-Определите тему нашего урока.

-Что нужно знать, чтобы правильно выполнить деление с остатком?



-можно выполнить деление с остатком.

- Деление с остатком.


- Нужно хорошо знать таблицу умножения и деления;

- знать алгоритм деления с остатком;

- уметь проверять деление с остатком.


Рефлексия, анализ уровня собственных знаний на вопрос достаточности для решения возникшей проблемы, выдвижение гипотезы, преодоление собственного незнания

Осознание целесообразности, связь с ранее изученным материалом


Изучить новый материал. Работа в группе с учебником по плану.

Защита своей работы. Активизировать соответствую-щие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);



Предлагаются задания на изучение алгоритма деления с остатком и определения компонентов деления с остатком.

В конце работы каждая группа вывешивает на доске демонстрационный лист того, что у них получилось и объясняет результат.

Обмениваются вопросами.


Выполните задания на листах и в конце работы каждая группа представит свой результат у доски.

Распределяют в группе обязанности и выполняют задания (Приложение 2)

Учащиеся отвечают:

- Делимое, делитель, неполное частное, остаток


Учащиеся делают в тетради запись: «Делимое: делитель = неполное частное(остаток)

- способствовать выполнению «открытия» новых знаний;

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- создать условия для совместного решения учебной задачи;

- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;

- способствовать высказыванию детьми своего мнения;

Первичная проверка усвоения знаний

Совершить пробное учебное действие. Зафиксировать свойство остатка при делении одного натурального числа на другое













Самостоятельная работа с самопроверкой (приложение 4)

А теперь, ребята, ответьте на вопрос: Какой остаток может получиться при делении с остатком.

- Предлагаю вам выполнить небольшую исследовательскую работу и практически определить каким может быть остаток при делении на определенное число и в итоге сделать вывод. (Приложение 3)


Каждая группа получает карточку с заданием.


Выполнив задание учащиеся делают вывод, что остаток всегда меньше делителя.


Формирование умений самостоятельно применять новые знания,

замечать и характеризовать появившиеся зависимости, находить и исправлять ошибки в решении

Умение воспринимать информацию, представленную в печатном виде, её анализ и запоминание. Формирование грамотной математической речи. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Подготовка итогов урока. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

На доске появляется запись номеров домашней работы.

- Ребята, наш урок заканчивается. Подведем итоги. Дома вы будете выполнять задания, аналогичные тем, что мы сделали в классе для того, чтобы закрепить умение применять алгоритм деления одного натурального числа на другое с остатком. Это №387(в,г), №388(б), №389(б), №391. Давайте вместе просмотрим тексты заданий, чтобы выяснить, понимаете ли вы, как их надо решать.

Учащиеся читают условия заданий в учебнике, задают вопросы по решению.

Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия. Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов.

Рефлексии

Инициировать предметную рефлексию


- Получили ли вы сегодня абсолютно новые для себя знания?

-Все ли у вас сегодня получилось?

-Смогли ли вы преодолеть возникшие перед вами трудности?

- Все цели сегодняшнего урока мы выполнили?

-Какие моменты сегодняшнего занятия понравились больше всего?

Указывают и отвечают на вопросы.

Отмечают свою работу в группе на листах само оценивания. Приложение 5




Развитие умения давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач.



Приложение 1

Всегда ли можно выполнить арифметическое действие с натуральными числами?

Заполните таблицу, обсуждая результат в группе (паре)

Арифметическое действие

Компоненты

действия

примеры

Примеры, когда данное действие не выполняется

Сложение





Умножение





Вычитание





Деление







Приложение 2

План работы в группе

№ этапа

Задания для выполнения

Комментарии учителя

1

Прочитайте текст учебника на стр. 82 №279


2

Выполните и запишите деление с остатком:


а) 41 : 9=


б) 75 : 9 =


в) 45 : 9 =


г) 25 : 9 =


д) 125 : 9=



3

Подпишите все компоненты деления с остатком на этапе 2, согласно прочитанному тексту


4

Оформите на отдельном листе один из примеров


5

Подготовте 3 вопроса по тексту:

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. ___________________________


6

Выйти к доске, прикрепить лист с примером, объяснить что получили, как записали, как называются компоненты


Приложение 3.

Самостоятельная работа

  1. Запишите, какие остатки могут получиться при делении на 7.

  2. Проверьте, правильно ли выполнены вычисления:
    а) 312:6=52;
    б) 312:6=52 (ост.7).



Приложение 4.


Лист №3

На конкретных примерах рассмотрите, какие могут получиться остатки при деления натурального числа на число 4



Лист №3

На конкретных примерах рассмотрите, какие могут получиться остатки при деления натурального числа на число 5



Лист №3

На конкретных примерах рассмотрите, какие могут получиться остатки при деления натурального числа на число 6


























Приложение 5

Лист самооценки


Фамилия и имя_______________________________________


Оцени работу своей группы. Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

□ А. Да, все работали одинаково.

□ Б. Нет, работал только один.

□ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

□ А. Работали дружно, ссор не было.

□ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

□ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

□ А. Да, все получилось хорошо.

□ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

□ В. Нет, не нравится

4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.