СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Междометия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме "Междометия" в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Междометия"»

Урок русского языка в 7 классе

Дата_____________________№___________________

Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

Цели:  сформировать  понятие междометия как особой части речи.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать междометие от других частей речи;

проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.

  1. Метапредметные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;

 умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
умение слушать и понимать речь других людей;

Личностные:

личностное самоопределение;

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

умение представить, продемонстрировать свою работу;

повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

 Оборудование: ПК, презентация


Ход урока.


  1. Орг.момент.

1.1.Определение темы и целей урока.

П. Основное содержание урока.

1. Слово учителя.

Вопросы:

- Какие слова помогают нам выразить чувства? (Ах!Ох! …)

-Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?(Нет.)

- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет.) -

- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения? (Нет.)

-Какие особенности правописания вы видите у них? (При повторе слов используется дефис.)

-Какие особенности пунктуации вы можете отметить? (Выделение восклицательным знаком.)

-Эти слова, как вы догадались, называются междометиями.

Междометие – это старинное слово , появился в 18 веке и переводится с латинского как «брошенное между».

Цель нашего урока – узнать , почему о нем так говорили ,

узнать признаки междометия как части речи;

- Смотрим на экран:

-Междометия Ах! Ох! Ай! Выражают чувства восторга, восхищение, досады, и т.д.

Делаем Вывод: междометие выражает чувства, но не называет их.

Объяснительный диктант (работа у доски и в тетрадях)

1. О, это была райская жизнь! (Н.Гоголь)
2. Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин)
3. Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)
4. Увы, на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин)
5. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов)
6. Мы дело кончим полюбовно, но только, чур, не плутовать. (М.Лермонтов)

Проиллюстрируйте фразы рассказа звуками.

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети показывают, как спят рабочие.) Где-то пропел петух. (Дети воспроизводят крик петуха.) Часы пробили 6 ударов. (Бум-бум-бум. 6 раз.) Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. (У-у-у-у.) Загудели моторы. (Дзу-у, дзу-у.) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Вжик-вжик.) Слышен гудок паровоза. (У-у-у.) Паровоз медленно приближается к складу. (Пых-пых-пых.) На заводе слышен опять гудок. (У-у-у.) Пора обедать.

Объяснительный диктант


Выпишите междометия и определите, какие эмоции, чувства они иллюстрируют.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх, ах!

Эх, не знаю, как назло!

 Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех, эх!

Ох, беда уже близка!

ТАК И ЖДЁТ МЕНЯ ДОСКА!

Если б кто–нибудь  помог, ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух! Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух!.. Не вызвали!..


  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

1.Выписать из художественных произведений 5 предложений, в которых употреблены междометия.

3