Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний учащихся о музыке «третьего направления»- мюзикл, рок-опера.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
формировать представление об основных особенностях рок-оперы, мюзикла. подвести учащихся к пониманию многообразия и безграничности музыкально-выразительных средств, роли синтеза искусств в развитии музыкальной культуры формировать певческие навыки (достижение ансамбля, выразительность ) | развивать музыкальные способности развивать творческое самовыражение в музыкальной деятельности развивать музыкальное восприятие – мышление развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о муз.искусстве | |
Методы: метод контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод обобщения через жанр.
Основные понятия: рок-опера, мюзикл, музыка «третьего направления»
УМК, ТСО:фонохрестоматия; запись фонограммы песни, музыкальных номеров балета; ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.
Ход урока
1.Организационный этап.Приветствие, заполнение журнала; проверка уровня готовности к уроку.
2. Проверка д. з. Актуализация знаний. Периодический контроль.
Музыкальная викторина по опере «Князь Игорь»
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.Постановка цели и задач урока. Познакомились с оперой 19 века «Князь Игорь», с современным балетом «Ярославна» Б. Тищенко. На первом уроке говорили о том, что музыку, которая несмотря на время создания является образцовой и лучшей, определяем как ….? классическую .
Музыка, созданная в наше время-…новая, современная.
Если в музыке есть глубина содержания, заставляет задуматься, переживать, то как мы называем ее? Серьезная.
Если музыка более легкая для восприятия, имеет развлекательный характер, может восприниматься как фон, как ее называем? Легкая.
Но есть и такая музыка, которую нельзя отнести к серьезной академической музыке и в то же время сложно отнести к музыке легкой. Например, джаз, мюзикл, рок-опера это легкая или серьезная музыка….В 50-е гг. 20 века в США неслучайно возникло понятие «третье направление» - therdstream.Под этим понятием подразумевали , с одной стороны, сплав джаза (Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора. Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах) и академич. муз.традиций, с другой стороны, набор жанров, которые появились на стыке эстрадных и академических традиций – таких как рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам.
Композиторы (третье направление)-Э. Артемьев, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина.
Цель урока- узнать о музыке третьего направления, а именно о жанрах -рок-опереа и мюзикл.
Тема урока. Мюзикл. Рок-опера. (Слайд №1)
4. Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний.
Музыка третьего направления объединила приемы, технологию и эстетику музыку серьезной с доступностью музыки развлекательной, легкой, точнее говоря, коммерческой. Но важно то, что эта музыка передает общечеловеческие проблемы, передает тонкие переживания людей. Наряду с электронными муз. инструментами- в ней звучат и инструменты симфонического оркестра. Также действуют законы музыкальной драматургии развития музыки). – сочетаются громкие и тихие звучности, разные темпы, полифония- многоголосие, повторы, контрасты, развитие тем и т.д. И мелодии таких опер или саундтреков к фильмам становятся шлягерами. Композиторы 20- нач. 21 века сами стали относить свою музыку к третьему направлению. И это было продиктовано временем- они писали музыку, которая сохраняла традиции серьезной классической музыки и в то же время, отражала современную действительность и новые музыкальные предпочтения.
Слайд №2 -Мю́зикл— музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию или драму.
Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению. Это один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались французский балет и драматические интерлюдии (небольшие пьесы).Всентябре1866 годанасценеНью-ЙоркапрошлапостановкаBlackCrook,гдесплеталисьромантическийбалет, мелодрамаидругиежанры. Именноонасчитаетсяисходнойточкойновогожанра. Музыкальнойкомедиейохарактеризовалодинизсвоиххитов «Хористка» английскийпродюсерДжорджЭдвардс.Впериод1920-х и 30-хгодов, сприходомновыхамериканскихкомпозиторовДжеромаКерна, ДжорджаГершвинаидругих, мюзиклприобретаетистиннуюамериканскуюокраску. Усложнилосьлибретто, вритмахсталозаметновлияниеджаза, рэгтайма, впесняхпоявилисьтипичныеамериканскиеобороты.
Слайд №3
Пример:Мюзикл “Cats” «Кошки» музыка: англ. композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Т. С. Элиот (1981 г. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («OldPossum’sBookofPracticalCats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны.
Звучит музыка «Память» (из мюзикла «Кошки»)Элейн Пейдж- британская певица.роль Гризабеллы
Знакома ли музыка?
Дуэт Призрака и Кристины (?)
Слайд №4Другое произведение Уэббера- мюзикл «Призрак оперы».
Слайд №5 Мюзикл во Франции поначалу больше напоминал концерт- Мюзикл Риккардо Коччанте и Люка ПламондонаNôtre-DamedeParis / Собор Парижской Богоматери" (1998).
Слайд №6 Но со временем это стали яркие постановки – Ж. Пресгурвик «Ромео и Джульетта».
Слайд №7
С жанром рок-оперы вы уже знакомы. (?) Приведите пример. (Рок-опера «Юнона и Авось», «Иисус Христос- супер-звезда»)
Рок-о́пера (англ. rockopera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла.Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-му́зыка (англ. Rockmusic) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки.Возник в 50-е годы в США и Великобритании. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake…
Вообще, такой жанр, как "рок-опера" был упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английскойрок-группы TheWho.
Этот коллектив написал в 69 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра.
Слайд №8Рок-оперы времени Советского Союза не получили большой популярности. Печальный пример - это рок-опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти три десятилетия, но выход её в 2007-м году был почти не замечен основной аудиторией при мировой известности автора.
Слайд №9,10- названия рок-опер
5.Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Чем отличается музыка третьего направления?
Записать кратко в тетрадь: музыка, которую нельзя отнести к серьезной академической музыке и в то же время сложно отнести к музыке легкой.(50-е гг. 20 века)
С какими жанрами такой музыки мы уже знакомы?
Вокально-хоровая работа Дыхательная гимнастика. Распевание. Пение под минус.
6.Подведение итогов. Рефлексия. Какая музыка урока понравилась? (песни, музыка мюзикла?). Что заинтересовало? О каком жанре хотели бы узнать больше?
7. Домашнее задание..Учебник – с.26-27 изучить материал; песня. Слушать музыку из знакомых рок-опер и мюзиклов на выбор.
Музыкальная викторина.
Написать название произведения, которое изучили и композитора самостоятельно.
1 вариант | 2 вариант |
Ария Князя Игоря. 2 д. Пролог. Хор «Солнцу красному слава!» Половецкие пляски.2 д. Хор половецких девушек. 2д. Плач Ярославны 4 д. Хор половцев. | 1.Хор половецких девушек. 2д. 2. Плач Ярославны.4 д. 3.Хор половцев. 2 д. 4. Ария Князя Игоря 2 д. 5.Половецкие пляски .2 д. 6.Пролог. Хор «Солнцу красному слава!» |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
Ария Князя Игоря. 2 д. Пролог. Хор «Солнцу красному слава!» Половецкие пляски.2 д. Хор половецких девушек. 2д. Плач Ярославны 4 д. Хор половцев. | 1.Хор половецких девушек. 2д. 2. Плач Ярославны.4 д. 3.Хор половцев. 2 д. 4. Ария Князя Игоря 2 д. 5.Половецкие пляски .2 д. 6.Пролог. Хор «Солнцу красному слава!» |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |
1 вариант | 2 вариант |
1.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»? (выбрать ответ и написать название) А) Старинная легенда Б) Русская народная сказка В) Памятник древнерусской литературы. 2.Сколько лет композитор А. Бородин работал над своей оперой «Князь Игорь»? 3.Назовите две основные силы в опере А. Бородина «Князь Игорь» | 1.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»? (выбрать ответ и обосновать его) А) Сказочная опера Б) Лирическая опера В) Эпическая опера 2.Кто исполняет хор «Улетай на крыльях ветра» в опере А. Бородина? 3. Как называется музыкальный номер в опере А .Бородина, который раскрывает образ Князя Игоря и его душевное состояние во 2 действии? |