СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока МХК по теме "Искусство Страны восходящего солнца (Япония)» для 10 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок « Искусство Страны восходящего солнца» рассматривается в разделе „Культура Востока".

• Урок связан с предыдущими уроками, т.к.  на них формировались представления о культурах Индии и Китая. Он „работает" на последующие т.к. впереди урок обобщения - „Диалог культур", где будет дано целостное представление об особенностях художественной культуры стран Востока.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока МХК по теме "Искусство Страны восходящего солнца (Япония)» для 10 класса»


МХК. Тема: «Искусство Страны восходящего солнца (Япония)» 10 класс


Все излишнее безобразно.

Японская поговорка

Задачи:

Образовательные: активизация интереса и углубление знаний учащихся по теме; выяснить характерные черты и неповторимость японского искусства (шедевры архитектуры, садово-парковое искусство и миниатюрная скульптура) художественное своеобразие и жанровые особенности японской гравюры; знакомство с национальной одеждой и искусством составления букетов.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы; умение ориентироваться в информационном пространстве, представлять результаты своей работы, анализировать произведения искусства.

Воспитательные: продолжить формирование у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность); приобщение к мировым культурным традициям.

Оборудование:

ПК, выставка литературы о Японии, наглядные пособия, японская музыка, икебаны.

Примечание:

Урок « Искусство Страны восходящего солнца» рассматривается в разделе „Культура Востока".

• Урок связан с предыдущими уроками, т.к. на них формировались представления о культурах Индии и Китая. Он „работает" на последующие т.к. впереди урок обобщения - „Диалог культур", где будет дано целостное представление об особенностях художественной культуры стран Востока.

• Желание учащихся после посещения музейной экспозиции «Когда цвела сакура» (в Музейном ресурсном центре) узнать как можно больше о Японии ( внутренняя мотивация детей ) определило выбор типа урока – Урок - презентация и форму организации - групповая. Содержание учебного материала и формы организации познавательной деятельности определили выбор учителем использование следующих методов обучения:

1. словесные

а) рассказ

б) беседа

2. перцептивные (работа с портретом поэтессы Комати)

3. аудиовизуальные

4. практический метод (составление икебаны).


План урока (Слайд 13)

  1. «Картинки с выставки» - фотообзор.

  2. Архитектурные достопримечательности.

  3. Садово-парковое искусство.

  4. Национальная одежда (кимоно) – демонстрация одежды.

  5. Своеобразие и жанровые особенности японской гравюры.

  6. Миниатюрная скульптура нэцкэ

  7. Икебана (практикум).

  8. Рекламный ролик о Японии.


Ход урока

I Оргмомент

Слайды 4-11

  1. Первая группа учащихся демонстрирует подборку фотографий с выставки в музее «Когда цветет сакура», сопровождая их комментариями (предварительно была проведена внеаудиторная работа с классом - экскурсия в музей).

  1. Наш класс посетил выставку - фотографию в Музейном центре, посвященную Японии.

  2. Флаг этой страны представляет собой белое полотнище с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце.

  3. Государственного герба Японии фактически не имеет, но вместо него часто используется герб императорской фамилии - желтая хризантема, которая также символизирует солнце.

  4. На выставке, нам рассказали о многих шедеврах архитектуры, таких как замок Осака-Дзё, статуя Большого Будды на территории храма Котокуин и других.

5) Также нам показали такой традиционно японский ритуал, как чайная церемония, которая ведет свое начало с XV века.

6)Нам было интересно узнать о том, что в Японии есть любой вид транспорта, начиная от велосипеда и заканчивая одним из самых быстрых поездов в мире.

7)Мы удивились тому, что в Японии все дети обязаны посещать школу с 6 до 15 лет, а учебный год длится с апреля по март.

8)Также мы узнали, что в повседневной жизни японцы носят европейскую одежду, такую же, как и в России.

9)В особо торжественных случаях надевают традиционную одежду -кимоно, которое, как правило, берегут и передают от матери к дочери и от отца к сыну.

Конечно, Япония хранит в себе еще огромное множество тайн. которые сегодня мы попытаемся раскрыть.


Учитель: постановка целей и задач урока

Вступительное слово учителя Слайды 1-12

Историческая справка о Японии - ученик.

Вступительное слово учителя

Да, Япония - самое маленькое островное государство Дальнего Востока. Она стала доступна европейцам только в середине XIX века, до этого это была закрытая страна. Это обусловило своеобразие и неповторимость искусства Японии. Когда человек смотрит на архитектурные памятники Японии и Китая они кажутся ему одинаковыми, но это не так.

Вопросы для обсуждения (пройденный материал)

-Какие характерные черты китайской архитектуры вы знаете?

-Назовите основные принципы градостроительства.

А вот архитектура Японии больше соответствует формуле Ветрувия «Польза. Прочность. Красота»

2. Вторая группа рассказывает о шедеврах японской архитектуры. Слайды 14-25

Вопросы для обсуждения

-Выделите характерные черты японской архитектуры.

-Сравните отличительные черты японской и китайской архитектуры (или

общее и различное)

Учитель: как правило, рядом с храмом или домом устраивался маленький сад, где каждый камень или дерево занимают глубоко продуманное место. Сады сами напоминают картину.

3.Третья группа знакомит с садово-парковым искусством Японии, особо останавливаясь на философских садах камней. Слайды 26-45

Вопрос ( сад камней Реандзи ) - Что вы для себя видите , созерцая этот сад ?

Учитель: действительно, каждый видит то, что хочет видеть. Это зависит от того, какое настроение в данный момент у человека, какова его фантазия насколько глубоко он может чувствовать природу. Всматриваясь в изображение садов, так и кажется, что сейчас появятся люди в национальной одежде- кимоно.

  1. Четвертая группа рассказывает о кимоно, совмещая с демонстрацией одежды (девочка одета в кимоно и с национальной прической). Слайд 45

Учитель: покрой кимоно не меняется вот уже 14 веков и пока эта одежда стать экспонатом музея не собирается. Зато все больший интерес во всем мире проявляется к японской гравюре, где мастера предлагают более пристально всматриваться в недорисованное.

  1. Пятая группа знакомит с художественным своеобразием и жанрами японской гравюры. Слайды 46-62.

Учитель: поражает умение японских художников передать все лучшее, что есть в природе и характере человека. Этим отличаются и произведения миниатюрной пластики - нэцкэ. Высотой до 10 см, они не только радуют глаз, но и украшают интерьер наших квартир. Так что же такое нэцкэ? Какой смысл они несут?


6.Шестая группа рассказывает о скульптуре нэцкэ, демонстрируя фигурки.

Слайды 63-72.

Учитель : хочу обратить ваше внимание на работу блистательного резчика Сюдзана - портрет поэтессы VIII в. Комати. Слайд73.

Вопросы для обсуждения

-Опишите пожалуйста, о чем может рассказать вам этот портрет?

-Какие чувства у вас вызывает это изображение?

-Прочтите стихи поэтессы Комати ( в переводе А.Е Глускиной ).


Учитель : радоваться или грустить по поводу перемен, которые несет с собой

время, присуще всем народам, но увидеть в недолговечности источник

красоты сумели, пожалуй, только японцы. Есть искусство, где мастер

заполняет пустующее пространство - это икебана.

7.Седьмая группа знакомит с законами и принципами составления икебаны, показывая на практике. Слайд74.

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Девиз художников. Слайд75

Принципы японского искусства (в тетрадь). Слайд 76

Учитель: а сейчас рекламное агентство приглашает нас посетить Японию.

8.Восьмая группа демонстрирует рекламный ролик. Слайды 80-122

IV ИТОГ УРОКА:

- задачи-результаты.

- работа с эпиграфом урока.

Если Страна восходящего солнца вам стала ближе и понятнее, а кому то даже захотелось побывать там, значит, заочное знакомство с Японией состоялось.

  1. Девятая группа раздает созданные ею рекламные буклетики гостям и учащимся

V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- театры ноо и кабуки;

-поэзия танка;

-устройство традиционного японского дома.