Учитель трудового обучения и технологий
Шеденко Валентина Анатольевна
Номинация: Предметный урок в СДП с учащимися основной школы
Технология, 8 класс
Тема: Моделирование плечевого изделия
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
Образовательная цель:
Расширение понятийной базы по теме «моделирование» за счет включения в нее элементов формирование представления о моделировании плечевых изделий через видоизменение нагрудной вытачки.
Деятельностные цели:
Создать условия для мотивации учения (личностные результаты);
формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «…моделирование» на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Продолжить формирование общеучебных познавательных УУД (поиск и выделение информации);
Логические УУД (построение логической цепи рассуждений);
Действия постановки и решения проблем;
Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности (регулятивные УУД),
тренировать умение фиксировать собственные затруднения, выявлять их причины (регулятивные УУД),
тренировать умение оценивать свою работу (регулятивные, познавательные УУД).
Тренировать умение работать в группах и парах (коммуникативные УУД).
Дидактические материалы:
Мини-учебник учителя по теме «моделирование плечевого изделия», https://drive.google.com/file/d/1KNc8AIpapBLUJdS5ISyelXfB8RDoHIzJ/view?usp=sharing
Презентация учителя «Моделирование плечевого изделия» https://drive.google.com/file/d/168M4YWPC2kTzBKzIEGCW1V2kxwJYV1tU/view?usp=sharing
Инструкционные карты
Презентации проектов обучающихся по теме
Индивидуальные карточки для работы на разных этапах урока.
Задание для самостоятельной работы в группах-Ателье
Оборудование: презентация к уроку, рабочие столы, мультимедийный проектор, образцы тканей для пошива ночной сорочки, цветная бумага, клей, ножницы, элементы декора для практической работы. линейка, , ручка, карандаш, резинка, тетрадь, шаблон выкройки из цветной бумаги.
Краткая аннотация к работе:
Для проведения данного урока необходимо рассадить учеников по группам, объединив их в команды-Ателье. Таким образом, у каждого ученика должен появиться партнер по плечу и партнер по лицу. Каждое Ателье придумывает себе название
Тип урока: Урок открытия новых знаний
В сценарии на каждом этапе уроке продолжают формироваться или развиваться следующие универсальные учебные действия:
На первом этапе урока:
1)формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности (регулятивные УУД).
На втором этапе урока:
1) формирование личностных представлений о приемах и правилах последовательности моделирования на примере темы «Моделирование плечевого изделия», коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (личностные результаты);
2) умение ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД);
3) осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках: умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах (коммуникативные УУД).
На третьем этапе урока:
1) умение ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД).
На четвертом этапе урока:
1) формирование личностных представлений о приемах и правилах последовательности моделирования на примере темы «Моделирование плечевого изделия» (личностные результаты);
2) обоснование целевых ориентиров, указывая и обосновывая логическую последовательность, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности (регулятивные УУД).
На пятом этапе урока:
1) коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (личностные результаты);
2) умение работать с текстом учебника, дополнительной литературы, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте процессов и представлять информацию в наглядно-символической форме (рисунок-схема) (познавательные УУД);
3) умение ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД);
4) умение сотрудничать в ходе учебной деятельности на уроках: слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах (коммуникативные УУД).
На шестом этапе урока:
1) формирование личностных представлений о приемах и правилах последовательности моделирования на примере темы «Моделирование плечевого изделия» (личностные результаты);
2) умение ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД);
3) определение логических связей между предметами и/или явлениями, строить доказательство: прямое, косвенное (познавательные УУД);
4) осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках: умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в парах (коммуникативные УУД).
На седьмом этапе урока:
1формирование личностных представлений о приемах и правилах последовательности моделирования на примере темы «Моделирование плечевого изделия» (личностные результаты);
2) умение ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД);
3) определение логических связей между предметами и/или явлениями, строить доказательство: прямое, косвенное (познавательные УУД).
На восьмом этапе урока:
1) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (личностные результаты);
2) умение определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД);
3)осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках: умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД).
На девятом этапе урока:
1) осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках: умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД);
2) умение определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (регулятивные УУД);
3) определение логических связей между предметами и/или явлениями, строить доказательство: прямое, косвенное (познавательные УУД).
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности 1. Мотивирование к учебной деятельности
Учитель (У): Добрый день, ребята! Тема урока « Моделирование плечевого изделия ». Презентация учителя «Моделирование плечевого изделия» https://drive.google.com/file/d/168M4YWPC2kTzBKzIEGCW1V2kxwJYV1tU/view?usp=sharing
Игра Ассоциации. Слово «моделирование» Ребята звездочкой, вокруг слова – моделирование записывают слова-ассоциации
Внимательно посмотрите на предложенные слова-ассоциации и ответьте на вопросы: «Что нужно знать для моделирования одежды? Конкретно для плечевого изделия?» Теперь мы сможем поставим цели и задачи урока
Обучающиеся ставят цели и задачи урока.
Учитель корректирует:
знать приемы моделирования плечевого изделия;
- научиться приемам перемещения нагрудной вытачки и изменения выреза горловины, расширить умения приемов моделирования;
- нормировать порядок выполнения практических действий по шаблону, информацию о моделировании плечевого изделия в виде инструкционной карты, творческий обмен опытом по моделированию в форме практических действий;
- ценить идеалы мастерства модельера, которые отображаются в идеале красоты;
- уважение к народным обычаям в оформлении одежды.
Я желаю вам новых знаний и больших успехов на этом занятии!
Рефлексия настроения
У
: В своем мини – учебнике отметьте, с каким настроением вы приступаете к изучению этой темы. (Дорисуй смайлик-настроение)
Мини-учебник учителя по теме «моделирование плечевого изделия», https://drive.google.com/file/d/1KNc8AIpapBLUJdS5ISyelXfB8RDoHIzJ/view?usp=sharing
Постановка проблемной ситуации.
У: Сегодня мы будем говорить о моде и моделировании, т е. о вечном.
Что такое мода?
Одни ответят: «Мода-это пустая прихоть, увлечение бездельников. Для других мода-профессия, ежедневная творческая работа; третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. Четвертые… А это - мы с вами и мы все-таки попробуем выяснить - что такое мода, как давно она существует и как с ней следует относиться».
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Поиск информации (работа в малых группах)
Группы обучающихся класса подготовили опережающее домашнее задание. Давайте выслушаем их ответим на вопросы в мини-учебнике (девочки выступают с подготовленной информацией и наглядностью по вопросам):
Опережающие домашние задания по вопросам:
1. Стиль и эпоха
2. Мода-это…. Основные задачи моды.
3. Какова роль моды в нашей жизни?
4. Как относиться к моде?
5. Силуэт в одежде.
А сейчас давайте посмотрим, что сегодня носят, какая одежда в моде. Обратите внимание на плечевые изделия: как выглядят конструктивные и декоративные линии?
(Демонстрация моделей одежды уч-ся класса под музыку)
Выполнение пробного действия:
Индивидуальная работа
Обучающиеся отвечают на вопросы в мини-учебнике (заполняют странички Мини-учебника):
Вопросы в мини-учебнике:
что такое мода?
что такое стиль в одежде? Виды стилей в одежде
что такое силуэт? Виды силуэтов
каковы цели и задачи моделирования?
роль моды в жизни.
Учащиеся выполняют работу индивидуально.
-У: Есть ли среди учеников те, кто справились с заданием?
- Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем обосновать правильность выполнения задания)
- Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.
- Что вы теперь должны сделать? (Остановиться и подумать, почему возникло затруднение)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Чем вы могли воспользоваться при выполнении задания?
- Что нового в задании?
Определение места затруднения:
- Что вы пока не смогли сделать
Причина затруднения:
- В чем ваше затруднение?
- Какой шаг учебной деятельности мы выполнили?
- Что теперь вы будете делать?
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
4.1. У: А сейчас давайте посмотрим, что сегодня носят, какая одежда в моде. Обратите внимание на плечевые изделия: как выглядят конструктивные и декоративные линии?
(Демонстрация моделей одежды учащихся класса под музыку
4.2. Организация контроля и самоконтроля
- Вы обратили внимание, как богат ассортимент плечевых изделий?
- Скажите, а кто создает эти интересные модели? (Модельеры, дизайнеры)
- Каких вы знаете известных Художников-модельеров? (Л. Пустовит, В. Гресь, С .Бызов. М. Воронин и т. д.)
- с мировым именем? (Зайцев, Пьер Карден, В. Юдашкин, Коко Шанель, Д. Версаче и т.д.)
4.4. Профориентационная работа. Расширение кругозора
У: Итак, чтобы опробовать себя в качестве модельера давайте выслушаем информацию об этой профессии.
Сообщение обучающейся из опережающего домашнего задания о профессии модельера.
4.4.1. Модельеры-люди творческой профессии, призванные создавать одежду красивой, помочь человеку найти свой образ, подчеркнуть свою индивидуальность.
Модельеры должны иметь глубокие знания в области художественной культуры, владеть пространственным мышлением, профессиональным рис. Кроме того, модельер должен иметь художественный и эстетический вкус, чувство гармонии. Он должен быть компетентным в направлениях моды, цветовых сочетаний. А при создании модели - должен уметь корректно помочь выбрать фасон с учетом особенностей ткани, назначения одежды, особенностей фигуры и возраста заказчика.
Помимо этих знаний художник – модельер должен иметь представление о зрительных иллюзиях, оптических эффектах, о значении цвета в одежде, т.к. в зрительном восприятии одежды все это играет существенную роль. Сообщение из опережающего домашнего задания
У: Обратите внимание на рисунки в мини-учебнике. Они хорошо отображают зрительное впечатление от сопоставления форм, линий в костюме. Их можно использовать при исправлении серьезных недостатков фигуры.
Профессию модельера можно получить в ВУЗах г. Киева, г. Харькова в г. Донецке.
4.4.2. Актуализация индивидуального опыта учащихся.
У: Итак, мы получили сведения, на которые нужно обратить внимание при создании модели. А теперь давайте вспомним с младших классов этапы технического моделирования:
Приступая к моделированию, необходимо придерживаться следующих этапов технического моделирования:
внимательно изучить эскиз модели;
нанести вспомогательные линии-середины переда, спинки; линии шеи, груди.
определить, на каких участках надо сделать изменения чертежа спинки и переда, чтобы получить модель, соответствующую эскизу.
нанести модельные изменения (вспомогательные линии) на чертеже спинки и переда основы платья; изменить вырез горловины, глубины проймы.
вырезать выкройки.
У: Чтобы получить такую красивую, разнообразную одежду необходимо ознакомиться с приемами моделирования:
перемещения нагрудной вытачки
изменения выреза горловины.
Итак, одним из основных приемов технического моделирования является прием перемещения нагрудной вытачки.
Существует 5 основных направлений перемещений нагрудной вытачки.
Основные правила перемещения:
При переносе в любую линию контура выкройки вершина вытачки остается на месте высшей т. груди
Вершина вытачки соединяется с выбранной т. На линии контура выкройки.
Выкройка разрезается по новой линии, а сама вытачка закрывается.
4.4.3. Осмысление приобретенных социально-культурных знаний. Поиск информации и создание общего проекта
Презентация учителя по проекту урока.
Презентация творческих домашних заданий-проектов обучающихся по темам:
Основные приемы перемещения вытачки в линию проймы, бока,
талии, горловины, середины переда, плеча (Рис.6 Мини-учебника)
Моделирование выреза горловины и глубины проймы (Рис.5 Мини-учебника)
Моделирование халата. (Рис.7 Мини-учебника)
Моделирование приталенного силуэта (Рис.8 Мини-учебника)
4.4.4.Самоанализ приобретенных знаний
А теперь давайте обобщим полученные знания на этом этапе. Продолжите предложение:
«На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было … »
« Информация, приобретенная на занятии, позволяет сделать вывод, что на создание модели влияет … »
4.4.5.Постановка проблемной ситуации. Творческое перенесение знаний в новые условия.
У: Имея такие знания, вы можете испытать себя в роли модельеров. Предлагаю провести практическую работу в виде ролевой игры «Ателье».
Проверим свои знания, представив себя работниками фирмы по изготовлению одежды. Весь необходимый материал у вас есть.
Вам необходимо:
дать название своим Ателье
сформулировать цель своей деятельности
определить, что вам нужно сделать для достижения цели?
(Воспользоваться разными источниками информации: Мини-учебником, изучить раздаточный материал, анализировать рисунки)
Для достижения цели вам нужен план
Групповая работа.
В ваших фирмах будут заказчики, конструктора-модельеры, бригадиры-контролеры ОТК. В мини-учебнике прочесть «инструкции для сотрудников Ателье», рассмотреть иллюстрации).
Выполнить работу. Отчет предоставить в мини-учебнике.
Презентовать работу
«Инструкции для сотрудников Ателье»
В начале работы контролеры ОТК проверяют знания ТБ при работе с ножницами в своей фирме, чтобы предоставить допуск-контроль к работе.
Заказчики подбирают ткань и модель плечевого изделия, зарисовывая эскиз в мини-учебнике.
Затем отдают заказ конструкторам-модельерам, которые должны разработать эту модель, оформить результаты моделирования в мини-учебнике.
5. Реализация построенного проекта
Работа в группах.
Учитель обращает внимание на слова выдающихся людей
«Обладать вкусом - это больше, чем обладать умом» О. Бальзак
«От великого до смешного один шаг» Ж. Мармонтель
На собственном опыте сможете оценить нелегкую интересную работу модельера.
Я желаю вам успехов на этом занятии!
У: Итак, работать вы будете в группах- Ателье. Вспомните правила, по которым вы будете работать.
1. В паре должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.
Групповая работа. Практические действия
Каждая группа-Ателье работает самостоятельно, показывают свои работы, рассуждают, как выполняли последовательность. Комментируют свои работы.
Физминутка (под музыку).
Первичное закрепление во внешней речи.
По окончании работы выставляется в мини-учебнике самооценка Ателье и оценки конкурирующим Ателье.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Производится анализ допущенных ошибок. Лучшим Ателье рекомендовано работать на экспорт.
Найдите и исправьте ошибки
У кого возникли затруднения?
Почему возникли затруднения?
Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Презентация практических работ в группах.
Найдите и исправьте ошибки
- У кого возникли затруднения?
- Почему возникли затруднения?
- Вы все молодцы!
Поблагодарите друг друга за совместную работу.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог):
У: А сейчас подведем итог занятия. Ответьте на вопрос:
Чему вы научились на занятии?
Для самооценки: посмотрите на первые страницы Мини-учебника и ответьте на вопросы:
Как вы считаете, выполнили ли вы поставленные задачи и цели?
Довольны ли вы собой? Ответьте на мой вопрос знаками-смайликами в Мини-учебнике.
Рефлексия. Составление Сенкана Ваше настроение.
“Творческая личность стремиться к творческой деятельности
и умеет ее осуществлять ”
В. А. Сухомлинский
Составление Сенкана («cinq» – пять) (Технология формирования критического мышления) по теме занятия. Белое стихотворение, в котором синтезирована информация в сжатом высказывании в пяти рядках. Помогает подытожить информацию. Определить главные идеи, мысли.
Первый рядок- понятие, предмет, имя существительное которому посвящено стихотворение.
Второй рядок- два прилагательных, которые определяют понятие в первом рядке.
Третий рядок – три глагола, которые показывают, определение действий (что делает понятие или что с ним происходит).
Четвертый рядок – Фраза из четырех слов, которая выражает отношение к теме, к понятию. Может быть в форме вопроса- обращения).
Пятый рядок – Одно-два слова (синоним к теме), в которых отображены чувства, ассоциации, связанные с этим понятием, выводы.
Например:
Каникулы
Светлые, незабываемые
Отдыхаем, расслабляемся, любим
Счастливое время, желанное для всех
Счастье.
Молодцы! Спасибо за сотрудничество.
Домашнее задание:
1. Вам следует прочесть дополнительную информацию в мини-учебнике «Это интересно знать», которая поможет
2. Разгадать предложенный кроссворд.
3. Рассчитать кол-во ткани для пошива халата. Приобрести ткань для раскроя.
Использованная литература:
1. Лисина Т.Г._урок ОНЗ_7 кл._технологии
2. Материал для изучения_СДП.
13