Учитель КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат»
Анпилогова Наталия Васильевна
Технологическая карта урока музыки в 5 классе
Тема: «Народные инструменты» Дата: 14.12.2022
Цель урока: организация деятельности обучающихся по уточнению, расширению и систематизации знаний о народных музыкальных инструментах и содействие развитию элементарных исполнительских умений
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Основные методы обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые)
Средства обучения: CD-проигрыватель, флешка с записями, презентация, демонстрационный материал «Музыкальные инструменты», карточки для рефлексии, ложки, трещотки.
Этап урока Время | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивирование к новым знаниям – 2мин. | Мобилизация внимания, проявление заинтересованности | Активизация внимания и интереса у обучающихся | Овладение навыками самоорганизации перед слушанием музыки | Управление своим настроением |
Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 3 мин. | Слушание русского народного наигрыша. Имитация игры на музыкальном инструменте. Ответы на вопросы учителя | Анализирует и оценивает выполнение задания. Задаёт вопросы, выслушивает ответы, оценивает ответы | Овладение навыком слушания музыки, имитационной игры ; Формирование знаний о звучании балалайки | Сохранение мотивации к учебной деятельности; Умение принимать участие в беседе |
Формирование темы и задач урока. – 3 мин. | Формулирование темы Совместное формирование задач урока | Провоцирует обучающихся на формулировку темы и выделение проблем и задач урока | Овладение умением формулировать тему урока, выделять главную задачу его | Умение строить речевые высказывания |
Открытие нового знания. – 19 мин. | Работа с наглядностью с целью обоснованной классификации Беседа по вопросам учителя, выдвижение версий Определение народного инструмента по тембру. Рассуждения по поводу способа игры на музыкальных инструментах с целью разделения инструментов на группы Выражение своего отношения к инструментам. | Обосновывает выбор обучающихся, корректирует классификацию Демонстрирует презентацию с целью выявления знаний и их пополнения Организация слушания звучания музыкальных инструментов. Постановка проблемного вопроса о способе игры на музыкальных инструментах Провокация желания играть на музыкальных инструментах, подготовка к следующему этапу урока | Умение демонстрировать знания по изучаемым терминам; Обогащение словарного запаса новыми музыкальными терминами; Приобретение умения различать инструменты по их тембру; Овладение новыми историческими знаниями о возникновении инструментов | Определение границ собственного знания и незнания; Формирование умений вести дискуссию; Формирование умения структурировать знания; Овладение умением выдвигать версию; Демонстрировать выделение необходимой информации |
Включение нового знания в систему знаний, повторение.- 10 мин. | Ответы на вопросы учителя Угадывание музыки по фрагменту Слушание музыки с целью определения, какие музыкальные инструменты её исполняют. Исполнение ранее разученной песни под заданную музыку. Исполнение ритмических рисунков на шумовых инструментах по дирижёрскому жесту учителя | Постановка вопросов Постановка задач перед слушанием русской народной музыки Задавание вариантов ритма игры на разных шумовых инструментов. Дирижирование. | Формирование умений определять музыкальный инструмент по его звучанию, музыкальное сочинение по его фрагменту; Приобретение навыка исполнять хором ранее разученную песню; Овладение умением играть на шумовых музыкальных инструментах | Умение вести диалог с учителем; Овладение приёмами регуляции вниманием; Осознанно проявлять самоконтроль; Овладение навыками сотрудничества; Приобретение умения вносить коррективы в собственные действия |
Выводы урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин. | Краткие ответы – выводы Рассуждение о значении музыкальных инструментов в жизни человека Выбирают слово, характеризующее эмоциональное состояние на уроке | Определение вопросов для обобщения Предлагает выбрать слово, характеризующее эмоциональное состояние на уроке | Формирование умения фиксировать новое содержание | Формирования умения выражать свои мысли; Умение осознавать качество и количество усвоенного на уроке; Приобретение умения адекватно оценивать своё эмоциональное состояние как фактор способствующий или препятствующий обучению на уроке |
Ход урока
I.Мотивирование к новым знаниям.
Пятиклассники, внимание! Сейчас звучит музыкальный инструмент! Говорить нельзя, а можно при помощи движений показать, как на нём играют. Располагаемся удобно за партами.
II.Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Слушание записи русского народного наигрыша. Имитация игры на балалайке.
Теперь можно сказать, какой музыкальный инструмент слышали. (звучала балалайка)
А знаете ли вы, какой народ создал этот инструмент? (балалайку создал русский народ)
Какие ещё инструменты создал русский народ? (деревянные рожки, колокольчики, глиняные свистульки, гусли)
Так о чём пойдёт речь на уроке?
III.Формирование темы и задач урока.
Итак, тема нашего урока: «Народные инструменты». Задайте мне вопрос (учитель отвечает на вопрос обучающихся или задаёт обучающимся вопросы, записывая их на доске)
У меня тоже есть вопросы:
1.Какие инструменты являются народными?
2.Можно ли узнать инструмент по его звучанию?
3.На какие три группы можно разделить русские народные инструменты?
4.На каком народном инструменте вы хотели бы сыграть? Почему?
5.Зачем человеку музыкальные инструменты?
IV.Открытие нового знания.
Попробуем вместе ответить на вопросы.
1.У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и, несомненно, музыкальные инструменты. В России таковыми являются балалайка, гусли, гармонь, домра, свирель, рожки, которые по сей день пользуются большой популярностью.
Работа с картинками: выбрать картинки, на которых изображены русские народные инструменты, назвать инструменты правильно.
Аккордеон не является русским народным инструментом, т.к. изобрели его в Австрии, продолжили историю его усовершенствования в Италии. Затем, спустя несколько десятков лет (конец 19-го столетия), перекочевал в Северную Америку, где к середине 20-го столетия изобрели электронный аккордеон.
Гармонь или гармоника, по распространённой версии, считается родилась в Германии, но также бытует мнение, что она могла возникнуть и в Англии, и в Италии, и в Австрии, и во Франции, так и в России. Однако по мнению учёных музыковедов было принято считать страну, где зародилась гармоника, Россию, а именно, в Санкт-Петербурге.
Барабан – инструмент, пришедший из веков до н.э.(6в.до н.э). Его Родина – Месопотамия, страна Ближнего Востока.
Рояль создали итальянцы.
Труба берёт своё историческое начало в странах Древнего мира: Египте, Греции, Индии, Китае, Италии (Древний Рим)
Внимание на экран! О каких народных инструментах нам поведает презентация?
https://multiurok.ru/files/narodnye-muzykalnye-instrumenty-1.html
Итак, давайте оставим на доске картинки только русских народных инструментов и послушаем, какой инструмент сейчас зазвучит.
2.Слушание записей игры на гармонике, гуслях, свирели, трещотках. Угадывание по тембру название инструмента. Имитация игры на инструменте.
3.Ребята, а на какие бы группы мы разделили народные инструменты? Каким образом можно исполнять музыку на гуслях, балалайке? (исполнение при помощи щипков струн). А на свиристели? (при помощи дыхания). На трещотках?(при помощи ударов). Следовательно, инструменты мы разделим на три группы. Снова внимание на экран: подсказка – презентация.
4.Обучающиеся делятся впечатлениями о понравившихся инструментах.
V.Включение нового знания в систему знаний, повторение.
Мы сейчас с вами сыграем на музыкальных инструментах. Назовите их (ложки и трещотки). К какой группе инструментов они относятся? (к ударным)
Но сначала послушаем и угадаем русскую народную песню, под которую мы будем с вами играть на народных музыкальных инструментах. Какие музыкальные инструменты звучат в записи?
Звучит русская народная музыка «Соловейко»
Угадали ли, какие слова мы исполняли под эту музыку, о чём, о ком была песня?
Исполним русскую народную песню «Соловейко» вместе.
Найдём ритмический рисунок. Исполним его на ударных народных инструментах под музыку.
VI. Выводы урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вернёмся к вопросам начала урока. На все ли мы ответили? Начнём с первого, чтобы ничего не пропустить.
Обучающиеся отвечают с 1по 5 вопросы (включительно).
5.Рассуждения о значении музыкальных инструментов в жизни человека
Выберите слово, которое характеризует то, что вы испытали на уроке: радость, страх, волнение, восторг, грусть – и напишите под ним свой «+»