Знакомит с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова. -А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом-сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя Н.А. Римский-Корсаков. Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер! В опере «Сказка о царе Салтане…». Н.А. Римский-Корсаков весь сюжет сохранил таким, как его придумал А.С. Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, что происходит. Н.А. Римский–Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться. Организует работу в паре, восприятие вступления ко 2 действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». -Перед вами 3 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь» в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает этот музыкальный фрагмент. Предлагает прочитать строки к услышанному музыкальному фрагменту. -Какую музыкальную картину написал Н.А. Римский-Корсаков? Организует работу в группах по определению музыкальных инструментов, которые помогают передать изобразительность музыкальных образов. -Работая в группах, подумайте, какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов? 1 группа-рокот волн, плывущая по волнам бочка-струнные, ударные, медно-духовые; 2 группа-мерцание и блеск волн-труба, тарелки; 3 группа-мрачная туча-скрипка; 4 группа-стон и плач царицы-струнные, флейта. Организует показ, выбранных инструментов на карточках. Организует восприятие фрагмента «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Организует анализ прозвучавшего музыкального фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в сказке -В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане…» их три. Вспомните, какие чудеса дарит волшебная «Царевна -Лебедь»? Игра «Я композитор». - Если бы вы были композитором, то какая была бы у вас тема «Белочки»? -Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»? -А тему «Царевны-Лебедь»? -Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А. Римского-Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают. -Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии, какие инструменты звучат? 1 группа- «Белочка»-танцевальность, звучала флейта; 2 группа- «Богатыри»-маршевость,духовые инструменты; 3 группа- «Царевна-Лебедь»- песенность, скрипка, арфа -А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»? Организует слушание, разучивание и исполнение русской народной хоровой песни «Во саду ли в огороде». -Каким должно быть правильное и красивое исполнение? Что для этого надо сделать? - Исполните выученные 1-4 куплеты хором. Все ли удалось при исполнении песни? Что не получилось? - Работая в группе, исполните выученные куплеты, используя музыкальные инструменты, наиболее соответствующие содержанию и характеру песни. Организует исполнение всем классом: девочки-поют, мальчики –играют на выбранных музыкальных инструментах. |