СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Золотой век русской культуры"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок музыки в  5 классе с технологической картой и аспектным анализом

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Золотой век русской культуры"»

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Золотой век русской культуры"

Тема урока: «Золотой век русской культуры».

Цель урока:

познакомить  учащихся 5 класса с  российской культурой 19 века,  пробудить  интерес  к отечественной культуре  своего народа.

Задачи:

образовательные: познакомить с творчеством композиторов, писателей и художников XIX века; формировать целостное представление о развитии культуры России 19 века; познакомиться с музыкальными произведениями данного периода;

развивающие: развивать умение анализировать музыкальные и художественные произведения, формировать эстетический вкус повышать уровень познавательных способностей,  развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;

воспитательные: воспитывать чувство гордости за культурное наследие России.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:

  • Музыкальные записи (произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского).

  • Репродукции картин художников XIX века (И. Шишкин, И.Левитан).

  • Портреты композиторов, писателей и художников.

  • Мультимедийная презентация.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде презентации.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Умение работать в группах и парах.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к теме урока, выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Проблемный вопрос:

Почему 19 век называют «Золотой век русской культуры»

  1. Организационный момент.

(слайд №1)

На экране слайды балов эпохи  19 века. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Учитель  - Сегодня мы совершим путешествие. Как вы думаете, в какой век?

Учащиеся – В 19 век.

  1. Актуализация знаний и постановка цели, задач, проблемной ситуации.

Учитель  – Да сегодня это будет 19 век. Россия.

Учитель  – А вы бы хотели там побывать?

Учитель   - Но перед нашим путешествием давайте посмотрим на слайд.

 ( слайд №2)

Учитель  - Что вы видите?

Учащиеся - произведения искусства…

Учитель  - А как вы думаете какому народу они прнадлежат? (ответ учащихся – русского народа)

Значит, мы сегодня будем говорить русской культуре 19 века ( слайд №3)

Учитель - А зачем мы должны изучать культуру, искусство нашей Родины?

Учащиеся – чтобы лучше знать прошлое, нашу историю.

Учитель  - Кто создаёт культуру?

Учащиеся -  писатели, поэты, музыканты, художники

Учитель  - А теперь ребята, давайте сформулируем цель нашего урока – путешествия?

Учащиеся - познакомиться с культурой 19 века.

Учитель  - Тема урока: «Золотой век русской культуры» ( слайд №4)

Учитель  – Подумайте, почему 19 век называют «золотым»?

Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Учащиеся – наверное, нет.

Учитель  – Цель нашего урока –  выяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры.

  1. Основной этап.

Учитель  - Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а может и почувствовать атмосферу того времени…


В мировой истории и культуре прочно закрепилось понятие "Золотого века русской культуры". Этим выражением принято обозначать культуру России XIX в. Так как, именно в этот период во всех областях культуры был достигнут наивысший расцвет. К этому периоду относится жизнь и деятельность великих композиторов, писателей, поэтов, архитекторов, художников и т.д. Например, в это время были построены: Московский Большой и Александрийский театры, Казанский собор. Написаны величайшие музыкальные произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др. Особое место занимает русская литература этого времени. В это время творили свои великие произведения А.С. Пушкин, М.Ф. Достоевский, М.Ю. Лермонтов и многие другие. 


Учитель  – Давайте разделимся на группы: «АРХИТЕКТОРЫ», «ХУДОЖНИКИ», «ЛИТЕРАТОРЫ», «МУЗЫКАНТЫ».

Учитель -  Группа «АРХИТЕКТОРЫ» подготовила презентацию и список архитектурных шедевров 19 века и сейчас познакомит нас с ними.

 ( слайд №5 )

Группа «Архитекторы».

  - Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге.

 Смольный собор.

 - дом московского купца Петра Третьякова.   Третьяков собрал одну из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства русских художников.

Учитель  – Ребята, а кто-нибудь из Вас был в Третьяковской галерее? Сейчас мы совершим экскурсию по Третьяковской галерее, которую подготовили для нас группа

«ХУДОЖНИКИ.

Группа «Художники» (слайд №6)

1-Шишкин Иван («Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу») 

2 – Левитан И.  («Берёзовая роща», «Осень», «Март») 

Учитель  - Что вдохновляло художников создавать такие шедевры?

Учащиеся - красота природы, любовь к родине

Учитель А кого еще вдохновляла природа для создания удивительных произведений искусства?

Учащиеся  - поэтов, писателей, композиторов.

Учитель  – Каких поэтов 19 века вы знаете?

Учащиеся - Тютчев Ф.И., Лермонтов М.А., Пушкин А.С., Некрасов Н.

Учитель  – а сейчас мы услышим стихи авторов 19 века

Группа «Литераторы» ( слайд №7)

1.- Афанасий Афанасьевич Фет  «Серенада»

2.  Михаил Юрьевич Лермонтов. «Тучки небесные»

2 – Тютчев Федор Иванович  « Еще земли печален вид…»
Учитель – Ребята, назовите  композитора,  который очень любил русскую природу.

Учащиеся - П.И. Чайковский.

Учитель  - А теперь группа «МУЗЫКАНТЫ» расскажет нам о величайших  композиторах 19 века.

Группа «Музыканты».

1 - Чайковский Пётр Ильич,   цикл «Времена года».

 Сейчас прозвучит т пьеса из этого цикла  «Апрель. Подснежник».

( слайд №8) Звучит: «Апрель. Подснежник».

Учитель  - Скажите, какое настроение передает музыка?

Учитель  - М.И. Глинка «Вальс – фантазия»

Звучит  Вальс-фантазия  ( слайд №9)

Учитель  

  - Какие чувства вызывает у вас музыка?

  - Какая она по характеру?

(Нежная, легкая, завораживающая, грациозная)

Опера  «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.

Учитель  Ребята,  а кто написал поэму «Руслан и Людмила»?

Ученики – А.С. Пушкин.

Учитель С А.С.Пушкиным связано творчество многих людей искусства
Группа «Литераторы» ( слайд № 10)

1 - Пушкин одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки А. С. Пушкин. Он создает пять стихотворных сказок.

Учитель -  Назовите их.

Учащиеся - «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Учитель – основой оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» стала поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Послушаем Увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила»

  1. Закрепление.

Учитель  - Вот и подошел к концу наш урок.

Учитель  давайте сделаем выводы: почему 19 век называют золотым веком русской культуры?

Учащиеся - Потому что в этот период были созданы великие произведения искусства..

Учитель  - Россия в 19 веке   заняла одно из самых главных мест в мировой культуре.. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства. Каждый человек должен знать историю своей Родины, любить ее.  Я предлагаю вам в заключение  нашего урока исполнить песню о Родине.

Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)

 «Моя Россия»
Рефлексия  ( слайд №11-12 )

Учитель -  Продолжите  фразу   19 век  -     … русской культуры .

Назовите представителей

  • Проводится викторина:

    • Учитель зачитывает описание произведения или автора, учащиеся угадывают.

    • Пример: "Этот композитор написал оперу "Евгений Онегин"" (П.И. Чайковский).

6. Рефлексия

  • Учитель задает вопросы:

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Какое произведение или картина вам запомнились больше всего?

7. Домашнее задание

  • Подготовить сообщение о любимом произведении искусства XIX века (музыка, литература, живопись).

- За урок получили оценки….. Спасибо за работу, до свидания.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку.

2 мин

2. Актуализация знаний

Беседа: "Что вы знаете о культуре XIX века?"

Отвечают на вопросы.

5 мин

3. Постановка цели и задач

Объяснение темы и целей урока.

Слушают, формулируют вопросы.

3 мин

4. Изучение нового материала

Рассказ о композиторах, писателях, художниках. Прослушивание музыки, просмотр репродукций.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

20 мин

5. Закрепление материала

Викторина: "Угадай произведение или автора".

Участвуют в викторине.

7 мин

6. Рефлексия

Вопросы: "Что нового узнали? Что понравилось?"

Делятся впечатлениями.

5 мин

7. Домашнее задание

Подготовить сообщение о любимом произведении искусства XIX века.

Записывают задание.

3 мин


Аспектный анализ урока

1. Содержательный аспект:

  • Урок соответствует программе и возрастным особенностям учащихся.

  • Материал подобран с учетом межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство).

  • Содержание урока способствует формированию эстетического вкуса и культурного кругозора.

2. Методический аспект:

  • Использованы разнообразные методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (репродукции, презентация, слушание музыки), практические (викторина).

  • Этапы урока логически связаны, время распределено рационально.

  • Урок способствует развитию аналитического мышления и творческих способностей учащихся.

3. Организационный аспект:

  • Урок организован четко

  • Использование мультимедийных материалов повысило интерес учащихся.

  • Учитель поддерживал доброжелательную атмосферу, что способствовало активному участию школьников.

4. Деятельностный аспект:

  • Учащиеся активно участвовали в беседе, викторине и рефлексии.

  • Задания были посильными и интересными, что способствовало вовлеченности всех учащихся.

5. Результативный аспект:

  • Цели и задачи урока достигнуты.

  • Учащиеся проявили интерес к теме, продемонстрировали умение анализировать произведения искусства.

  • Рефлексия показала, что материал урока был усвоен.