г.Набережные Челны, 2014.
1) фортепиано,2)ноутбук ,3) проектор, 4)нотный материал ("Музыка, здравствуй", "Давайте сохраним", польская нар. песня "Кукушка", "Полонез A- Dur", Ф. Шопен , его прелюдии № 7 и № 20,5) аудио, видеоматериал, 6)акустическая система.
1) Организационный момент, муз. приветствие " Музыка, здравствуй";
2)Повторение пройденного материала на прошлом уроке (В.Гаврилин, "Перезвоны").
3) Распевание.
4) Разучивание новой польской народной песни "Кукушка", жанр "мазурка".
5) Знакомство с жизнью и творчеством Ф.Шопена и жанрами его инструментальной музыки.
7) Повтор песни "Давайте сохраним".
8) Продолжение знакомства с Ф. Шопеном и его произведениями.
9)Итог.
План | Задачи | Ход урока | Методы |
1.Орг. момент, муз.приветствие " Музыка, здравствуй" | Настроить детей на урок музыки, поприветствовать друг друга. | У.- Здравствуйте. Дружно поприветствуем друга друга и пожелаем хорошего настроения. ("Музыка, здравствуй"). | Практический наглядно- слуховой. |
2.Повторение пройденного материала на прошлом уроке (В.Гаврилин, "Перезвоны"). | Вспомнить пройденный материл, понятие "колокольность" в музыке, активизировать мыслительную деятельность. | У.- Ребята, на прошлом уроке мы разговаривали о значение колокольного звона. А кто помнит, что значит колокольный звон для православной церкви и когда он звучал?(СЛАЙД 2) Д.(ответы) У.- Верно. На прошлом уроке мы познакомились с композитором, в чьем творчестве так же присутствует колокольность. Послушайте и вспомните композитора, название произведения и название конкретного номера. (У. ставит фрагмент В. Гаврилин). Д.- (ответы)(СЛАЙД 3,4,5). У.- Все верно. | Словесный, наглядно- слуховой, беседа, наглядно- зрительный, вопрос- ответ. метод сопоставления. |
2. Распевание | Развитие вокально- хоровых навыков, настроиться на правильное пение. Развивать навыки исполнения на legato, чувство синкопированного ритма и метра, подготовить детей к новой песне. Развитие четкой дикции, подготовить детей к новой песне. | У.- Ребята, пришло нам время распеться. Нам необходимо распеться и разогреть наш голосовой аппарат. Итак, сначала я показываю, затем вы повторяете за мной по моей руке, будьте внимательны. 1 распевание: Ку- ку, ку- ку(долгие поступенные два звука) 2 распевка: О- ди- ри- ни дина, о-ди-ри- ди- дина, у- ха.( фрагмент из песни) | Вокально -практический, словесный. |
4.Разучивание новой польской народной песни "Кукушка", знакомство с жанром "мазурка". | Разучить первый куплет песни "Кукушка", познакомить с танцем мазурка. | У.- Фраза из последней распевки это- вокализ на польском языке...Сегодня мы перенесемся в Польшу, познакомимся с великим польским композитором Фредериком Шопеном.(СЛАЙД 6) Шопен- это тот, который композитор болел родиной и всей душой ей был предан, любил народные мотивы и песни. Вот, например возьмем мазурки Шопена. Мазурка- это польский народный танец, произошел от названия местности в Польше Мазовия(СЛАЙД 7). Изначально танец был популярен среди простых людей, но потом его стали танцевать на балах в домах аристократии. Давайте сравним мазурку Глинки из оперы "Иван Сусанин" и мазурку № 3 Фредерика Шопена и найдем отличия .(СЛАЙД 8,9).( У. ставит фрагменты). У.- Чем же отличается эта музыка? Д.(ответы) У.- Действительно, мазурки разные бывают. У Шопена мазурки песенные, напевные очень лиричные, он превратил сделал ее концертным отдельным произведением, верно. Чтобы нам лучше прочувствовать дух польской народной музыки, мы с вами разучим польскую народную песню "Кукушка"в этой песне мы можем услышать характерный для мазурки ритм с синкопой. Синкопа- это перемещение акцента с сильной доли на слабую(СЛАЙД 10). ( разучивание первого куплета по фразам, вместе простучать ритм каждой фразы).(СЛАЙД 11) | Вокальный, словесный, беседа, практический, вопрос- ответ, метод повторения прошлого материала. |
5.Знакомство с жизнью и творчеством Ф.Шопена и жанрами его инструментальной музыки. | Познакомить с великим польским композитором, выявить особенности музыки Шопена. | У.- Вернемся к великому польскому композитору Фредерику Шопену. Родился в 1810 году в деревне Желязова Воля, в Польше (СЛАЙД 12). Фредерик Шопен занимался на фортепиано, он был прекрасным, виртуозным пианистом. Выступал в различных аристократических домах. Восстания в Польше, навсегда заставили покинуть его любимую Родину, всей душою он любил Польшу, но жил в Париже (СЛАЙД 13).Он блестяще играл на фортепиано, поэтому и вся его музыка в основном инструментальная и написана для его любимого инструмента фортепиано. Не смотрю на то, что он был очень худой, щупленький с маленькими руками, его произведения очень сложные, для них характерны, как мощные насыщенные звучания, так и виртуозно быстрая техника игры. | Словесный, Слуховой, наглядный, беседа. |
6.Слушание "Полонез A- Dur", движения под него. | Выявить особенности Полонеза №1, развить пластику движений, чувство ритма и метра, познакомить детей с характерным шагом полонеза. | У.- Сейчас мы с вами послушаем один из многочисленных полонезов Шопена "Полонез № 1". (СЛАЙД 14). Полонез- это польский торжественный танец- шествие, который танцевали на балах в домах аристократии. (СЛАЙД 15).Послушайте внимательно и определите характер музыки, обратите внимание на особенности музыкальной фактуры . (У. играет фрагмент на ф-но). Д(ответы). У.-Сейчас мы с вами подвигаемся и пошагаем под Полонез. Но для начала посмотрим видео этого танца, чтобы наглядно посмотреть шаг полонеза.( ставит видео- фрагмент СЛАЙД 16). Ваша задача будет: выставить ногу, а руки держим за спиной. (У. показывает характерный шаг полонеза, дети повторяют). | Словесный, наглядный, практический, слуховой. |
7.Повтор песни "Давайте сохраним". | Развитие вокально- хоровых навыков, чувства коллективизма и товарищества. | У.- О Шопене можно говорить очень долго, но урок у нас идет 45 минут, поэтому нам надо заработать оценки. Встанем и исполним песню "Давайте сохраним", с которой мы уже хорошо знакомы.( исполняют) | Словесный, практический. |
8.Продолжение знакомства с Ф. Шопеном и его произведениями. | Вспомнить ранее пройденный муз. материал., познакомить с вальсом №7, продолжить выявлять особенности музыкального языка Ф. Шопена. | У.- Вернемся в Польшу. Шопен писал очень много мазурок, полонезов, прелюдий, вальсов. Послушайте отрывки из двух абсолютно разных прелюдий № 7 и № 20, и посмотрите, насколько разнохарактерная музыка в одном и том же жанре и Шопена и подберите соответствующие рисунки. (СЛАЙД 17)(У. ставит фрагмент, либо играет сама). Д.( отвечают). У.- Все верно. И так давайте повторим, с каким композитором мы сегодня познакомились и какие его произведения слушали. Д.(ответы). У.- Шопена помнят, уважают, его музыка признана во всем мире. Каждый год в память о Шопене устраиваются концерты, где выступают пианисты и вокалисты, исполняются произведения Шопена. Такие концерты называются Шопенианы.(СЛАЙД 18) | Словесный, беседа, метод повторения прошлого материала. |
9. Итог | Подвести урок к логическому завершению. | У.- Наш урок подходит к концу, за урок все получат оценки, а вашим домашним заданием будет: написать программу музыкального вечера, посвященного Ф.Шопену. | |
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012