Урок 9 класс «Амфотерные соединения»
Учитель Красавина Е.Ф.
Цели урока:
обучающая – сформировать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов и о генетической связи между классами веществ.
развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;
воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые.
Методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; самостоятельная работа по составлению уравнений химических реакций; работа с доской, технологической картой, «Рабочим листом»; выполнение химического эксперимента; «химические» игры; тестирование.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Оборудование и реактивы:
презентация урока (Microsoft PowerPoint),
на каждой парте у учащихся: 3 чистых пробирки, водные растворы ZnCl2 ,HCl, NaOH,
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
Мотивация учебной деятельности.
В начале урока учитель ставит проблемные вопросы:
Перед вами алюминиевая кастрюля. Когда-то в моем детстве бабушка говорила мне, что нельзя варить кислые щи и хранить квашеную капусту в алюминиевой посуде. В наше время в телевизионных передачах нам советуют не мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Кому верить: бабушке или современным советам? Или, может, и то, и другое правда?
Тема урока «Амфотерные соединения» целеполагание
Актуализация знаний
Фронтальный опрос. Учитель задает вопросы учащимся:
. Какова классификация веществ по составу?
(простые и сложные)
Какие вещества называются сложными?
(состоящие из 2-х и более химических элементов)
Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?
(оксиды, кислоты, основания, соли)
Что такое оксиды?
(это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2)
Что такое основания? Приведите примеры.
Что такое кислоты?
Что такое соли?
Слайд 1Распределите вещества по классам неорганических соединений:
H2S, SO3, CuSO4, FeCl3, KOH, Na2O, Al(OH)3, K3PO4, FeS, Al2(SO4)3, Al2O3, H2CO3, Cl2O7, Ca(OH)2, H3PO4, Mg(NO3)2, HCl, CaO, BaSO4
(На слайде каждой колонке соответствует свой цвет. Перед учащимися на парте лежат 4 сигнальных квадрата, цвета которых совпадают с цветом колонок. Распределяем с ними вещества по классам неорганических соединений следующим образом: учитель показывает на формулу и дает команду, по которой дети одновременно поднимают сигнальный квадрат, цвет которого совпадает с цветом колонки соответствующего класса соединений).
Слайд 2 Далее вспоминаем генетическую связь между важнейшими классами неорганических соединений:
Сделайте вывод, какие оксиды и гидроксиды (по характеру свойств) соответствуют металлам, а какие неметаллам. С чем они взаимодействуют?
Первичное усвоение новых знаний
Учитель. Продолжим изучать свойства химических соединений.
Слайд 3-5 Исследуем свойства гидроксида цинка, сделаем выводы о характере данного соединения
Слайд 6 Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды».
Слова оксиды и гидроксиды часто звучали на предыдущих уроках, а вот слово «амфотерные» слышим не на каждом уроке. Что означает это слово? Если заглянуть в толковый словарь в поисках слов, имеющих общий корень со словом «амфотерный», то можно обнаружить следующее:

Слайд
амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, cдвумя вертикальными ручками и узким горлом.
амфибии – по-русски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.
Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» - (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, и другие. Значит, амфотерные вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания.
Слайд 7 Обращаясь к периодической системе химических элементов, предлагаем учащимся следующее:
Найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксидов, гидроксидов)
Слайд 8-9 Примеры записи амфотерных гидроксидов в кислотной и основной формах. Примеры уравнений реакций.
Первичное закрепление знаний
Составить уравнения реакций взаимодействия гидроксида цинка с кислотой и щелочью. Работа в тетрадях.
Дополнение учителя: если химический элемент - металл проявляет различные степени окисления, то он образует несколько оксидов и соответствующих им гидроксидов. Причем, с увеличением степени окисления этого элемента усиливается кислотный характер его соединений. Демонстрация слайда:
Первичная проверка понимания изученного
Слайд:
«Третий лишний»
Al2O3, ZnO, Na2O
CaO, K2O, Cr2O3
NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2
«Третий лишний»
1. Ca(ОН)2, Cu(ОН)2, NaОН, Fe(OН)2
2. Fe2O3, Al2O3, Fe(OН)3 , ZnO, Be(OН)2
3. SO3, Cl2O7, WO3, Н2SO4, Н2CrO4
б) тестирование
Тесты (два варианта) готовятся учителем заранее на каждого ученика. Содержат 3-4 задания. Проводим выборочную проверку тестов.
а) К2О; б) ZnО; в) P2О3; г) Ag2О.
2. Какой из гидроксидов будет взаимодействовать и с серной кислотой, и с гидроксидом калия:
а)Fe(ОН)2; б)Mg(OH)2; в) Ca(OH)2; г)Be(OH)2.
3. С водным раствором гидроксида натрия будет взаимодействовать:
а) Fe; б) Al; в) Ni; г) Сu
4. При взаимодействии оксида бериллия с расплавом гидроксидом калия образуется:
а)
К2ВеО2 б) Be(OH)2
в) BeO г) K2 Be(OH)4
1. Амфотерным гидроксидом является:
а)Al(OH)3; б) Ba(OH)2; в)Ni(OH)2; г)NaОН.
2. При взаимодействии оксида алюминия с гидроксидом натрия при сплавлении образуется:
а)
K Al(OH)4 ; б)Al(OH)3; в)Al; г) Na3AlO3
3. 3.Какой из металлов будет взаимодействовать и с гидроксидом бария, и с соляной кислотой
а) алюминий б) свинец
в) магний г) железо
4. С водным раствором гидроксида натрия не взаимодействует:
а) Zn(OH)2; б) BeO; в) Cu; г)Al.
Рефлексия.
Сегодня на уроке вы познакомились с амфотерными оксидами и гидроксидами. Это вещества, которые имеют амфотерные (двойственные) свойства. Химические реакции, протекающие с ними, имеют особенности.
Решение проблемы, поставленной в начале урока:
как вы считаете, можно ли варить кислые щи в алюминиевой посуде и хранить квашеную капусту? и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Надеюсь, что в ходе работы на уроке вы не только узнали много нового, но и многому научились.
Выборочно предлагаю учащимся озвучить свое мнение.