СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "«Амфотерные соединения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

обучающая – сформировать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов и о генетической связи между классами веществ.

развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые.

Методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; самостоятельная работа по составлению уравнений химических реакций; работа с доской, технологической картой, «Рабочим листом»; выполнение химического эксперимента; «химические» игры; тестирование.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие,

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "«Амфотерные соединения»»

Урок 9 класс «Амфотерные соединения»

Учитель Красавина Е.Ф.



Цели урока:

обучающая – сформировать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов и о генетической связи между классами веществ.

развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые.

Методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; самостоятельная работа по составлению уравнений химических реакций; работа с доской, технологической картой, «Рабочим листом»; выполнение химического эксперимента; «химические» игры; тестирование.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Оборудование и реактивы:

презентация урока (Microsoft PowerPoint),

на каждой парте у учащихся: 3 чистых пробирки, водные растворы ZnCl,HCl, NaOH,


Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.

  1. Мотивация учебной деятельности.

В начале урока учитель ставит проблемные вопросы:

Перед вами алюминиевая кастрюля. Когда-то в моем детстве бабушка говорила мне, что нельзя варить кислые щи и хранить квашеную капусту в алюминиевой посуде. В наше время в телевизионных передачах нам советуют не мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Кому верить: бабушке или современным советам? Или, может, и то, и другое правда?

Тема урока «Амфотерные соединения» целеполагание

  1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос. Учитель задает вопросы учащимся:

. Какова классификация веществ по составу?

(простые и сложные)

Какие вещества называются сложными?

(состоящие из 2-х и более химических элементов)

Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?

(оксиды, кислоты, основания, соли)

Что такое оксиды?

(это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2)

Что такое основания? Приведите примеры.

Что такое кислоты?

Что такое соли?

Слайд 1Распределите вещества по классам неорганических соединений:

H2S, SO3, CuSO4, FeCl3, KOH, Na2O, Al(OH)3, K3PO4, FeS, Al2(SO4)3, Al2O3, H2CO3, Cl2O7, Ca(OH)2, H3PO4, Mg(NO3)2, HCl, CaO, BaSO4

(На слайде каждой колонке соответствует свой цвет. Перед учащимися на парте лежат 4 сигнальных квадрата, цвета которых совпадают с цветом колонок. Распределяем с ними вещества по классам неорганических соединений следующим образом: учитель показывает на формулу и дает команду, по которой дети одновременно поднимают сигнальный квадрат, цвет которого совпадает с цветом колонки соответствующего класса соединений). 

Слайд 2 Далее вспоминаем генетическую связь между важнейшими классами неорганических соединений:

Сделайте вывод, какие оксиды и гидроксиды (по характеру свойств) соответствуют металлам, а какие неметаллам. С чем они взаимодействуют?


Первичное усвоение новых знаний

УчительПродолжим изучать свойства химических соединений.

Слайд 3-5 Исследуем свойства гидроксида цинка, сделаем выводы о характере данного соединения


Слайд 6 Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды».

Слова оксиды и гидроксиды часто звучали на предыдущих уроках, а вот слово «амфотерные» слышим не на каждом уроке. Что означает это слово? Если заглянуть в толковый словарь в поисках слов, имеющих общий корень со словом «амфотерный», то можно обнаружить следующее:

Слайд

амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, cдвумя вертикальными ручками и узким горлом.

амфибии – по-русски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.

Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» - (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, и другие. Значит, амфотерные вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания.

Слайд 7 Обращаясь к периодической системе химических элементов, предлагаем учащимся следующее:

Найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксидов, гидроксидов)

Слайд 8-9 Примеры записи амфотерных гидроксидов в кислотной и основной формах. Примеры уравнений реакций.

Первичное закрепление знаний

Составить уравнения реакций взаимодействия гидроксида цинка с кислотой и щелочью. Работа в тетрадях.



Дополнение учителя: если химический элемент - металл проявляет различные степени окисления, то он образует несколько оксидов и соответствующих им гидроксидов. Причем, с увеличением степени окисления этого элемента усиливается кислотный характер его соединений. Демонстрация слайда:


Первичная проверка понимания изученного

Слайд:

«Третий лишний»

  1. Al2O3, ZnO, Na2O

  2. CaO, K2O, Cr2O3

  3. NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2

«Третий лишний»

1. Ca(ОН)2, Cu(ОН)2, NaОН, Fe(OН)2


2. Fe2O3, Al2O3, Fe(OН)3 , ZnO, Be(OН)2


3. SO3, Cl2O7, WO3, Н2SO4, Н2CrO4


б) тестирование

Тесты (два варианта) готовятся учителем заранее на каждого ученика. Содержат 3-4 задания. Проводим выборочную проверку тестов.

а) К2О; б) ZnО; в) P2О3; г) Ag2О.

2. Какой из гидроксидов будет взаимодействовать и с серной кислотой, и с гидроксидом калия:

а)Fe(ОН)2; б)Mg(OH)2; в) Ca(OH)2; г)Be(OH)2.

3. С водным раствором гидроксида натрия будет взаимодействовать:

а) Fe; б) Al; в) Ni; г) Сu

4. При взаимодействии оксида бериллия с расплавом гидроксидом калия образуется:

а) К2ВеО2 б) Be(OH)2

в) BeO г) K2 Be(OH)4


1. Амфотерным гидроксидом является:

а)Al(OH)3; б) Ba(OH)2; в)Ni(OH)2; г)NaОН.

2. При взаимодействии оксида алюминия с гидроксидом натрия при сплавлении образуется:

а) K Al(OH); б)Al(OH)3; в)Al; г) Na3AlO3

3. 3.Какой из металлов будет взаимодействовать и с гидроксидом бария, и с соляной кислотой

а) алюминий б) свинец

в) магний г) железо

4. С водным раствором гидроксида натрия не взаимодействует:

а) Zn(OH)2; б) BeO; в) Cu; г)Al.


Рефлексия.

Сегодня на уроке вы познакомились с амфотерными оксидами и гидроксидами. Это вещества, которые имеют амфотерные (двойственные) свойства. Химические реакции, протекающие с ними, имеют особенности.

Решение проблемы, поставленной в начале урока:

как вы считаете, можно ли варить кислые щи в алюминиевой посуде и хранить квашеную капусту? и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Надеюсь, что в ходе работы на уроке вы не только узнали много нового, но и многому научились.


Выборочно предлагаю учащимся озвучить свое мнение.