СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к двум урокам  русского языка в третьем классе на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипяших".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"»

Мягкий знак на конце у существительных после шипящих.  3 класс

Мягкий знак на конце у существительных после шипящих. 3 класс

Цель: Познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; Формировать умение писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Цель:

Познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных;

Формировать умение писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Д ва д ц а т ь с е д ь мое  я нв а ря.  Кла сс ная  р а бота.   Сижу правильно, пишу красиво!

Д ва д ц а т ь с е д ь мое я нв а ря. Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Актуализация знаний. Расскажите, что вы знаете о существительном.

Актуализация знаний.

Расскажите, что вы знаете о существительном.

 Проверка.

Проверка.

Фронтальная работа. На какие две группы можно разбить слова? В…юга, пал…то, крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел..

Фронтальная работа.

На какие две группы можно разбить слова?

В…юга, пал…то, крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел..

Самопроверка.  «ь» знак какую роль выполняет?  в ь юга  крыл ь я  комп ь ютер обез ь яна  пал ь то кон ь ки мебел ь  «ь знак» может выполнять в словах 2 работы: 1. указывать на мягкость предыдущего согласного; 2. разделять согласный и гласный

Самопроверка. «ь» знак какую роль выполняет?

в ь юга

крыл ь я

комп ь ютер

обез ь яна

пал ь то

кон ь ки

мебел ь

«ь знак» может выполнять в словах 2 работы:

1. указывать на мягкость предыдущего согласного;

2. разделять согласный и гласный

В какую группу вы отнесёте слово  речь  указывает на мягкость предыдущего согласного ь

В какую группу вы отнесёте слово  речь

указывает на мягкость предыдущего согласного

ь

«Функции мягкого знака» ВЫВОД: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

«Функции мягкого знака»

ВЫВОД:

ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

ПРОБЛЕМА ЛУЧ ? РЕЧЬ ?

ПРОБЛЕМА

ЛУЧ ?

РЕЧЬ ?

Задание для девочек: 1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.  Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. Задание для мальчиков: 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных  женского рода. 1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.  Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

Задание для мальчиков:

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

женского рода.

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь,

малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Вывод :    Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

Вывод :

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

 Определить часть речи Если это существительное с шипящим на конце– определить род  Мужской род Женский род Ь Ь

Определить часть речи

Если это существительное с шипящим на конце– определить род

Мужской род

Женский род

Ь

Ь

Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

 Работа по учебнику.  стр. 31

Работа по учебнику.

стр. 31

Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах. Страу с , стри ж , тетере в , аис т , лебе дь , альбатро с , дроз д , мы шь , гра ч , ястре б , голу бь . Какие слова на изученную орфограмму?  стр. 32

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка в парах.

Страу с , стри ж , тетере в , аис т , лебе дь , альбатро с , дроз д , мы шь , гра ч , ястре б , голу бь .

Какие слова на изученную орфограмму?

стр. 32

Домашняя работа.

Домашняя работа.

Рефлексия  Узнали…   Научились…      Закрепили…

Рефлексия

  • Узнали…
  • Научились…

  • Закрепили…

2 урок

2 урок

Д ва д ц а т ь в о с ь мое  я нв а ря.  Кла сс ная  р а бота.   Сижу правильно, пишу красиво!

Д ва д ц а т ь в о с ь мое я нв а ря. Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Самоопределение к деятельности.  Вставьте пропущенные буквы в слова с шипящим на конце. Разделите слова на две группы.  Лунная ноч…, солнечный лу…, речной камыш…, родная доч… . ь ь М.р.  солнечный луч речной камыш. Ж.р.  лунная ночь  родная дочь. Сформулируйте тему урока.

Самоопределение к деятельности.

Вставьте пропущенные буквы в слова с шипящим на конце. Разделите слова на две группы.

Лунная ноч…, солнечный лу…, речной камыш…, родная доч… .

ь

ь

М.р.

солнечный луч

речной камыш.

Ж.р.

лунная ночь

родная дочь.

Сформулируйте тему урока.

Фронтальная работа Часть суток с вечера до утра. Приспособление, с помощью которого открывают замок. Друг Карлсона Сооружение из кирпича, с помощью которого открывают замок. Растение на болоте. Друг всегда готов прийти на …. Бывает устная и письменная … Суп со свёклой и другими овощами. Под соснами под ёлками лежит мешок с иголками. Небольшой грызун с острой мордочкой.

Фронтальная работа

  • Часть суток с вечера до утра.
  • Приспособление, с помощью которого открывают замок.
  • Друг Карлсона
  • Сооружение из кирпича, с помощью которого открывают замок.
  • Растение на болоте.
  • Друг всегда готов прийти на ….
  • Бывает устная и письменная …
  • Суп со свёклой и другими овощами.
  • Под соснами под ёлками лежит мешок с иголками.
  • Небольшой грызун с острой мордочкой.
Самопроверка. Ж.р. ноч ь печ ь помощ ь реч ь мыш ь М.р. ключ малыш камыш борщ ёж

Самопроверка.

Ж.р.

ноч ь

печ ь

помощ ь

реч ь

мыш ь

М.р.

ключ

малыш

камыш

борщ

ёж

Работа по учебнику.  стр. 32

Работа по учебнику.

стр. 32

 стр. 33

стр. 33

 стр. 33

стр. 33

 стр. 34

стр. 34

 стр. 34

стр. 34

 стр. 34

стр. 34

Домашняя работа.

Домашняя работа.

Чтобы знать, как писать, Надо ….определять. Если …….род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род ……у слова - Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач!

Чтобы знать, как писать,

Надо ….определять.

Если …….род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род ……у слова -

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!