«Однородные члены предложения и знаки препинания при них»
Цель урока: уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов; усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.
Оборудование: интерактивная доска (презентация)
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Задание: Перепиши, вставь пропущенные буквы, выполни синтаксический разбор предложения.
Каштанка л…знула х…зяину руку и жалос…но заскулила.
3. Работа по теме.
Сегодня мы с вами поговорим об однородных членах.
Что называется однородными членами? Приведите примеры.
Итак, тема нашего урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
Итак, нам нужно с вами знать признаки однородных членов.
- Кто назовёт все эти признаки?
Давайте обратим внимание на следующий слайд (2) (ученик читает признаки)
Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в тексте. слайд 3
- С какой орфограммой вы работали?
- Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемой ударением.
Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (Ответ: однородные члены могут быть любые члены предложения и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство)
3.Физкультминутка.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
4.Закрепление.
Цифровой диктант.
(Отметить номера тех предложений, где однородные члены выделяются запятой )
Утром прилетали синицы и клевали пшено.
В наших лесах живут медведи, лисы, волки.
Мы очень спешили к поезду, но опоздали.
По склонам гор видны сосны и ели.
5.Шумит, бурлит непогода
(Слайд 8)
1. Назовите признаки однородных членов. (отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относится к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи)
2. Расскажите правило постановки знаков препинания. (Запятая ставится: если однородные члены связаны бессоюзной связью, если соединены союзами А,НО,ДА,ЗАТО, если однородные члены соединены повторяющимися союзами –И-. Запятая не ставится: если однородные члены соединены одиночным союзом –И-)
11. Подведение итогов.
Оценки за урок. (проверю тетради и выставлю всем оценки)
Домашнее задание
Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания.
Потянулись по берегам луга огороды поля рощи. Огни далекой деревни ярко и весело светились в ночи. Водоросли растут на дне рек озер и прудов. Николай умеет водить машину управлять яхтой чинить паруса. На поляне росли колокольчики ромашки и гвоздики.
Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания.
Тонкий туман разливается в воздухе и застилает лес. Зеленели деревья и цветы кусты и травы. Зеленели деревья и кусты и травы. Путь был короткий но трудный. Растворились в темноте рощи сады поля виноградники. Быстро но осторожно ребята перебегали дорожки.
Задание . Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания.
Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес поле и спутников греющим светом. Тускло белел снег который запорошил и старую листву и остатки костра и пни и деревья. Я побывал в музеях и театрах на выставке и в галерее. Песня слышалась то слева то справа то сверху.
Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания.
Потянулись по берегам луга огороды поля рощи. Огни далекой деревни ярко и весело светились в ночи. Водоросли растут на дне рек озер и прудов. Николай умеет водить машину управлять яхтой чинить паруса. На поляне росли колокольчики ромашки и гвоздики.
Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания.
Потянулись по берегам луга огороды поля рощи. Огни далекой деревни ярко и весело светились в ночи. Водоросли растут на дне рек озер и прудов. Николай умеет водить машину управлять яхтой чинить паруса. На поляне росли колокольчики ромашки и гвоздики.