РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ. АВТОР: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МБОУ СОШ №2 Г.УСМАНИ ВЛАДИМИРОВА А.В. Тема урока: "Поволжье. Географическое положение и природа"
Цели урока:
Сформировать представление о географическом положении и природе региона.
Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации.
Формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
Подготовительный этап. Класс делится на группы:
Группа№1- Климат
Группа№2- Рельеф
Группа№3- Водные объекты
Группа№4- Природные зоны
Группа №5- Природные ресурсы.
Дидактический материал к уроку: географические атласы, информационный материал по Поволжью, касающийся природно-ресурсного потенциала и экологических проблем.
Ход урока
Организационный момент.
Тест-/ Готовимся к ОГЭ/. Перед изучением новой темы предлагаю вам пройти тест по подготовке к основному государственному экзамену.
1.Основным направлением сельского хозяйства ЦЧР является:
1 | Льноводство |
2 | Виноградорство и плодоводство |
3 | Овцеводство |
4 | Свекловодство |
2.Россия имеет сухопутную границу с:
1 | Киргизией |
2 | Румынией |
3 | Арменией |
4 | Финляндией |
3.В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?
1 | Калининградская область |
2 | Якутия |
3 | Татарстан |
4 | Астраханская область |
4.Укажите количество зарубежных государств, с которыми граничит Северо- Западный район:
1 | один |
2 | два |
3 | три |
4 | четыре |
5.Определите, к традиционным занятиям какого из перечисленных
народов России относятся резьба по кости морского зверя и
рыболовство.
1 | калмыки |
2 | чукчи |
3 | буряты |
4 | карачаевцы |
6.Какой из перечисленных городов имеет наибольшую численность населения?
1 | Санкт- Петербург |
2 | Самара |
3 | Новосибирск |
4 | Казань |
7.В каком заливе расположена крайняя западная точка России:
1 | Гданьском |
2 | Финском |
3 | Рижском |
4 | Ботническом |
8.На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?
1 | Дон |
2 | Волга |
3 | Амур |
4 | Кама |
9.В каком из перечисленных регионов почвы наиболее плодородные
1 | Республика Калмыкия |
2 | Магаданская область |
3 | Липецкая область |
4 | Республика Коми |
10.Какие горы в России являются линией климатического раздела между областями умеренно-континентального и континентального типов климата умеренного пояса?
1 | Уральские |
2 | Кавказские |
3 | Алтай |
4 | Саяны |
Актуализация знаний. Сегодня мы познакомимся с экономическим районом, который является-
Одним из наиболее заселенных и многонациональных районов России.
Осью этого экономического района является великая русская река- самая большая в европейской части России.
В пределах этого района располагается зона орошаемого земледелия, т.к. к югу климат становится засушливым
Здесь находится город-герой, который назывался до 1961 года -Царицын (1589), затем Сталинград (1925)
О каком экономическом районе сегодня пойдёт речь? Формулирование темы.
Изучение новой темы. Показ на карте Поволжского района. Изучать Поволжье мы будем, основываясь на имеющихся у вас умениях и знаниях, поэтому урок будет проходить с большей долей самостоятельной работы с картами, таблицами, учебником и дополнительной информацией.
Итак, рассмотрим состав района.
Задание №1. Определите состав Европейского Севера (в учебнике - пар. 34,фрагмент карты; в атласе – стр. 36, 37-карта Поволжья).
Астраханская область
Волгоградская область
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область
республика Татарстан (г. Казань)
республика Калмыкия (г.Элиста)
Задание №2. Установите, какова S территории и численность населения района по табл. №1 на стр.274
Задание №3. Определите ЭГП Поволжья (карта атласа на стр. 38)
1.Главной осью Поволжья является Волга 2. Район вытянут с севера на юг, а это значит, что климатические условия севера и юга различны. 3. Поволжье находится между индустриальными ядрами России- Центральной Россией и Уралом. 4. Поволжье – приграничный район. Имеет границу с Казахстаном. 5.На юге граничит с Северным Кавказом. 6. Транспортное положение района благоприятно: 1) судоходная река-Волга. 2) транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток(в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг. По Волге выход в моря Азовское, Чёрное и Каспийское. Вывод: Поволжье имеет выгодное экономико- географическое положение.
Работа в группах. Чтобы представить более целостно картину особенностей ЭГП района, давайте познакомимся с условиями природы Поволжья. Для этого разделимся на 5 групп. Каждая группа выполняет задание по предложенной теме, используя дополнительную информацию, данные таблицы № 7 на стр. 282, учебник пар. 34 и атлас, и затем кратко сообщает о климате, рельефе, водных объектах, природных зонах и природных ресурсах Поволжья. Затем мы обобщим выступления групп и сделаем выводы.
Задание №4.Определив, какими природными ресурсами богато Поволжье, сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов.
Природные ресурсы | Отрасли специализации |
Водные ресурсы р. Волги | Орошаемое земледелие, ГЭС |
Агроклиматические и земельные ресурсы | АПК |
Рекреационные | Туризм |
рыбные ресурсы | рыбная (пищевая ) |
нефть, газ | топливная |
5.Закрепление материала. Вопросы по изученной теме.
1. Какие субъекты РФ входят в состав Поволжья?
2. В каких природных зонах находится Поволжье?
3. Какими природными ресурсами богат Поволжский район?
6.Д/З: § 34, составить пять вопросов по параграфу, отметить месторождения полезных ископаемых на контурную карту
7. Выставление оценок.
5