УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «Д» КЛАССЕ
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Задачи:
совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных;
формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания;
составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
воспитывать умение общаться и помогать друг другу.
Планируемые результаты по формированию УУД:
Личностные:формирование положительных мотивов учения.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Познавательные:ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
Регулятивные:выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, парах, индивидуальная.
Методы: проектный,частично-поисковый, фронтальная беседа.
Оборудование: ПК, проектор, экран,карточки для опроса, рефлексии, учебник
ХОД УРОКА
І. Орг.момент.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
ІІ. Актуализация знаний
Откройте тетради, запишите число, классная работа
Проведем минутку чистописания (Слайд 1)
Бб ые ие Бб ые ие
- Какое дерево является символом России? (Слайд 2)
Что вы знаете о правописании этого слова? (Это словарное слово) Слайд 3
- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)
- С помощью каких слов мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)
- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)
ІІ. Сообщение темы и цели урока
Слайд 5
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
Слайд 6 (с выделенными окончаниями)
– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
В минутке чистописания сочентания ые ие о чём вам говорят? (такие окончания имеют прилагательные множественного числа)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (склонение имен прилагательных во множественном числе, правописание окончаний)
Слайд 7 (тема урока)
И работать мы будем с вами по следующему плану Слайд 8.
ІІІ. Работа по теме урока
1. Работа с учебником. Упр.81 стр. 38
- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте
- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )
- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)
Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
2. Проверка по таблице окончаний
Слайд 9
Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.
Задание для закрепления
- Каждая группа получит карточки с вопросами и окончаниями им.прил. во мн.ч. Необходимо распределить их в таблице соответственно падежам.
Таблица для групп(дети группой вклеивают вопросы и окончания)
И. п.…? Высок... ,стройн... деревья
Р. п.…? Высок..., стройн... деревьев
Д. п.…? Высок..., стройн... деревьям
В. п. …? Высок..., стройн.... деревья
Т. п.…?Высок...., стройн... деревьями
П. п. на …? На высок..., стройн... деревьях
Слайд для проверки 10
ІV. Физминутка
«Четыре стихии»
Земля – приседаем, вода – руки в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)
V. Продолжение работы по теме урока
Работа с учебником
Стр. 39, упр.82.
- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? (по падежу имени существительного)
- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?
- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)
- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания? ( в И.п. и В.п., в Р.п., В.п., и П.п., а вот в Д.п. и Т. П. разные: -ым, -им; -ыми, -ими.
Взаимопроверка по эталону. Слайд 11
-Кто выполнил упражнение без ошибок? (5)С 1 ошибкой?(4), 2 ошибки (3) Оцените работу товарищей.
VІ. Закрепление
Упражнение-игра «Определи падеж» раздать им листочки
-Я читаю словосочетания, а вы определяете падеж прилагательных во множественном числе и записываете результат только первой буквой названия падежа.
Вдоль белых улиц, на печальные поляны, частыми снегами, к снежным берегам, о сильных морозах, на оледенелых стенах.
Самопроверка с доски. Слайд 12
Р, В, Т, Д, П, П.
Самопроверка по эталону. Самооценка.
VІІ. Рефлексия
- Ребята, выберите высказывание и продолжите его:
(Слайд 13.)
Я сегодня на уроке узнал, что…
Теперь я могу использовать правило, что прилагательные множественного числа …
Раньше я не умел, а сегодня научился …
Мне было трудно …
У меня получилось …
Я выполнял задания …
Теперь я умею …
- Вспомните тему нашего урока. (Склонение имён прилагательных множественного числа.)
- Какую цель вы ставили? (Научиться склонять имена прилагательные множественного числа, правильно писать падежные окончания)
- Удалось достичь цели? (Да.)
- Вы хорошо поработали. А теперь оцените свою работу на уроке.
(Слайд 14.)
У вас на парте лежат три маленьких сердечка:
розовое – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, у вас всё получилось, вы всё поняли, можете объяснить другим;
жёлтое – знак того, что вы старались, но были небольшие недочеты в работе;
голубое сердце – знак того, что вам было трудно, вы не всё поняли, остались вопросы.
- Поднимите ваши сердечки, и мы увидим, как вы работали.
- Ребята, и у меня есть для вас подарок. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я довольна. Спасибо.
VІІІ. Домашнее задание: стр.39, упр. 83
Задания в парах.
Впишите вопросы и окончания у имен прилагательных.
И. п.……………? Высок....... ,стройн…... деревья
Р. п.…………….? Высок…..., стройн….... деревьев
Д. п…………..…? Высок…...., стройн….... деревьям
В. п. ……………? Высок…….., стройн…... деревья
Т. п.…………….?Высок……..., стройн….... деревьями
П. п. на ………..? На высок…..., стройн…... деревьях
Задания в парах.
Впишите вопросы и окончания у имен прилагательных.
И. п.……………? Высок....... ,стройн…... деревья
Р. п.…………….? Высок…..., стройн….... деревьев
Д. п…………..…? Высок…...., стройн….... деревьям
В. п. ……………? Высок…….., стройн…... деревья
Т. п.…………….?Высок……..., стройн….... деревьями
П. п. на ………..? На высок…..., стройн…... деревьях
Задания в парах.
Впишите вопросы и окончания у имен прилагательных.
И. п.……………? Высок....... ,стройн…... деревья
Р. п.…………….? Высок…..., стройн….... деревьев
Д. п…………..…? Высок…...., стройн….... деревьям
В. п. ……………? Высок…….., стройн…... деревья
Т. п.…………….?Высок……..., стройн….... деревьями
П. п. на ………..? На высок…..., стройн…... деревьях
2. Задание «Определи падеж»
2. Задание «Определи падеж»
2. Задание «Определи падеж»
2. Задание «Определи падеж»
2. Задание «Определи падеж»
2. Задание «Определи падеж»