СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему : СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В РАССТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему : "СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.               СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ               СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ               ПРЕДЛОЖЕНИИ И В РАССТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему : СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В РАССТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.»

Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ

ПРЕДЛОЖЕНИИ И В РАССТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.


Цель: упражнять в определении смысловых отношений в сложносочиненном предложении (одновременность, причина и следствие); выработать навык постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.


ХОД УРОКА



I. Повторение изученного материала.

I группа пишет словарный диктант ( 1 ученик работает у доски.)

Печь пироги, он приготовился к прыжку, киньте мячик, составь уравнение, назначьте свидание, признаться в слабости, хочу купаться в море, ты шуршишь бумагами, занимается зря, любопытная вещь, грамотная речь, двухлетний малыш, черный грач.


II группа производит синтаксический разбор предложения.

Трудно было поверить, что так весело, легко и споро работают люди, которые только что уныло жаловались на жизнь, на дождь и на холод.


  1. Повествовательное, безличное, неполное, неосложненное.

  2. Придаточное изъяснительное, двусоставное, полное, осложненное однородным обстоятельством.

  3. Придаточное определительное, двусоставное, полное, осложненное однородным дополнением.

[ = ], что ( = -), ( которые =).

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа.

  • Какие предложения называются сложными? ( Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно).

В отдаленье темнеют леса, сверкают пруды, желтеют деревни.

* Какие типы сложных предложений вы знаете? Простые предложения могут соединяться в сложные интонацией(бессоюзное) или союзами (союзные).

*Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны по смыслу и сочинительными союзами).

Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

  • Какие отношения могут быть между частями сложносочиненного предложения?

Соединительные ( со значением одновременности, последовательности, причины и следствия: союзы и, ни…ни, да, ( в значении и).

Разделительные ( со значением несовместимости, чередования: союзы или, либо, ли…ли, то…то, то ли… то ли, не то… не то)

Противительные средства связи: союзы а, но, да (в значении но, однако, зато)

Присоединительные средства – союзы: да и, так же, а также, тоже.

  • Какие предложения называются сложноподчиненными? Сложные предложения, в которых одно предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом.

Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила.

  • Из каких частей состоит ССП? ( Из главной и придаточной).

Учащиеся записывают предложения, комментируют постановку знаков препинания, определяют вид сложных предложений.


И надежда в груди

Затаилась в моей;

Что-то жду впереди БСП

От грядущих я дней.



Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром ССП

Плывет задумчиво луна.


Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть,

Я пришел на эту землю, СПП

Чтоб скорей её покинуть.


Ш. Графический (схематический) диктант.

1. Полная вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

[ - = ] , и [ - = ].

2. Лес тянулся несколько километров, и можно было заблудиться в нем .

[ - = ] , и [ = ].

3. Дверь поспешно распахнулась, и в комнату проник Паниковский.

[ - = ], и [ = -].

4. То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шёпот.

То [ = - ],то [ = - ].

Индивидуальная работа


Карточка 1.

Из простого распространенного предложения образуйте ССП.

  1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.

  2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы

Карточка 2

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу предложений.

  1. В воздухе душно и пахнет травами.

  2. Погода отличная и к сожалению нет дождей.

  3. За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть ( чуть) переломился и темнота становилась молочной.


Самостоятельная работа.

  1. Из упражнения 410 выписать ССП.

  2. По данным схемам составить предложения:

[ - = ],и [ - ];

[ - = и - ];

[ - = ], и [ = - ] ;

[ - ] , [ - = ].

IУ.Практические задания

  1. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания.



Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья, весело – сухие

И теплый ветер нежен и упруг.


И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь.

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.


* Какие виды связи вы заметили в стихотворении А.А.Аматовой? В первом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом и, связь сочинительная. Во втором сложном предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом и, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом а, а четвертое простое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом что.

Выполнить упражнение 408 (устно)

У. Объяснительный диктант

Определить значения предложений, вид союзов.

  1. Было уже часов десять, и над садом светила полная луна (Соединительный союз и).

  2. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла (Разделительный союз то-то).

Подведение итогов урока.

  • Какое предложение называется ССП?

  • Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?

  • Каким союзом, близким по значению, можно заменить союза тоже, также?

  • Каким союзом можно заменить союз зато? Союзами так (же) как; за (то) дерево.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру, используя ССП на тему «Зимняя прогулка».