Урок истории в 5 классе
Тема урока:
«Вторая война Рима с Карфагеном»
Тип урока: освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения
Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном
Задачи:
предметные: сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море
личностные: способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена.
метапредметные: формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Оборудование: Карта «Завоевания Римской республики», интерактивная карта «Битва при Каннах», презентация по теме
Структура урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся (фронтальная работа с классом)
- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответь на вопросы.
- Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? ( -Карфаген и Рим)
-Какие территории принадлежали данным державам? (Север Африки и Пиренейский полуостров – Карфагену, Аппенинский полуостров и крупные острова – Риму)
- Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов?
(Дети из изученного ранее о финикийских колониях и завоевании Римом Италии строят свои ответы)
-Какой военный потенциал имели эти страны? (Карфаген – флот, Рим – опыт ведения войны)
-Какой вывод можно сделать, учитывая выше сказанное? ( Рим и Карфаген – соперники)
- Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы.(Дети предлагают и записывают тему в тетрадь).
-Исходя из названия темы, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке? (- О войне)
3. Постановка цели задачи урока.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 216, глава 12 и беседа по прочитанному.
-Какую территорию сумел захватить Рим? (- Сицилию)
-Могло ли это завоевание устроить Карфаген? (-Нет)
- Давай те попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.
( Дети предлагают варианты задач на урок, учитель акцентирует внимание на более точных из них)
! Проблема для учащихся (проблемный вопрос) (на слайде)
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
4. Изучение новой темы.
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
(Дети высказывают предположения)
- Попытайтесь предположить причины второй войны.
(Дети называют причины, после учитель показывает слайд, при сопоставлении ребята сверяют правильность своих ответов)
- В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию и после первого мирного договора претендовал на о-ва Корсику и Сардинию, покоренные позже. Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.
(Ученик из класса читает информацию о Ганнибале и «ганнибаловой клятве», приложение 1.)
- Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера)
- Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)
- Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? (+ - профессиональная подготовка, опыт; - - отсутствие патриотических качеств воина)
- Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? (Египта, Ассирии и др.)
Работа с картой на с. 217.
- Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).
- Какое преимущество давал этот маневр? (Римляне не могли предположить это направление, поэтому не ожидали)
- И 218 году до н.э. войско двинулось к Альпам, 5 месяцев преодолевая этот путь. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По. Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с.218, верхние 2 абзаца.
(Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя)
- Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой.
Работа с интерактивной картой.
-Постарайтесь определить исход сражения при Каннах в 216 г. До н.э. и выявить причины такого итога? (Ганнибал выиграл)
- Что сыграло на пользу Ганнибалу? (Широкая равнина, давшая возможность коннице застигнуть римлян врасплох).
- Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? (Воодушевление первыми победами)
Работа с текстом на с. 220.
- Была еще одна битва при г. Заме в 202 г.до н.э. В тексте на с.220 найдите сведения об итогах сражения и докажите своими аргументами, почему именно так, а не иначе оно закончилось. (вопрос и ответ на слайдах)
(Дети приводят свои аргументы, выслушивают мнения других, соглашаются или нет, а также сравнивают с ответами на слайде)
5. Первичная проверка понимания.
Работа с текстом на с. 220.
На втором этапе дети должны найти в тексте 4-5 причин победы Рима над Карфагеном. После фронтальная проверка, а свой ответ дети начинают словами «Я считаю, что …» (показать на слайде для сравнения после опроса)
-Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? (Мы узнали, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген)
- Какое значение имело эта война для обеих сторон? (Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, Рим увеличил территорию своего господства)
- Аргументируйте, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?
(Дети записывают аргументы в тетрадь) (слайд с правильными ответами показать на этапе рефлексии)
6.Закрепление. ( текст у детей на партах)
- Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты
В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой … .
(Дети по цепочке читают предложения со «вставкам»,и после показать слайд с правильными ответами для сравнения. Исправляют, обменявшись с соседом)
7. Информация о домашнем задании.
- Составьте кроссворд по теме «Сражения второй пунической войны». Повторить параграф 47 и записи в тетради.
Можно предложить подготовить проект о снаряжении римских воинов в период Риской республики.
8. Рефлексия.
- С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный – «доволен», зеленый – «затрудняюсь»)
(Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально)
- Предлагаю вам оценить свою работу по заданию с поиском аргументов и в соответствии с алгоритмом в тетради (см. приложение 2.) поставить отметку за его выполнение. Обратите внимание на правильные ответы на слайдах и сравните со своими ответами.
(Дети анализируют свою работу и, в заключении, ставят себе отметку за задание. После обсуждения отметка заносится в журнал.)
Приложение 1.
Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену.
Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске . С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь.
В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.
Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.
Приложение 2. (вклейка в тетрадь)
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Отметка = ?