ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
ТЕМА: КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОР ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА.
РУССКАЯ ПРЯЛКА.
Цели деятельности учителя | Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка). Формировать первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в ее украшении. Познакомить с разновидностью типов прялок, художественными материалами и их выразительными возможностями. Развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества. |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе Метапредметные: Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
Методы и формы обучения | Объяснительно – иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Тонированная бумага, пастельные или восковые мелки, ножницы. |
Наглядно – демонстративный материал | Самопрялка, презентация «Предметы народного быта», таблица с элементами традиционного народного орнамента. Иллюстрации прялок. В/ф «Народные промыслы». Музыкальный ряд: русская народная песня «Пряха» |
Основные понятия и термины | Прялка |
Организационная структура урока.
Организационный момент.
Проверяю готовность учащихся к уроку.
- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Сейчас вы выполните небольшую проверочную работу в виде тестирования. Из четырех ответов вы выбираете один и отмечаете его. Затем, обмениваетесь своими листочками и друг у друга проверяете работы. Правильный ответ отмечаете «+», неправильный «-».
Поднимите руки те, кто не допустил ошибок; кто допустил 1-2 ошибки.
2. Изучение нового материала.
- Изучив убранство русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны?
-О чём пойдёт речь на уроке? Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта?
+
- Какова тема урока?
- Правильно, молодцы! Тема нашего урока «КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОР ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА»
Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, были участниками праздников. Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелание блага, добра и счастья.
Презентация.
Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение.
Слайд 1. Детская люлька.
На детской люльке принято было изображать сценки из жизни человека, цветы как пожелание вырасти сильным, добрым, счастливым. Солнечные знаки служили оберегами, в такой колыбели дитя не сглазят.
Слайд 2. Ковш – скопкарь, ковш – конюх.
В нем подавали такие напитки как квас, медовуху. Ковшам часто придавали облик птицы – утицы, ладьи, коней.
Ковши с головой коня называли ковш – конюх.
- Как вы думаете, что олицетворял собой ковш – конюх?
- А что олицетворял ковш – утица?
В народных представлениях ковш – конюх олицетворял собой хозяина дома, а ковш – утица – гостеприимную и домовитую хозяюшку.
Слайд 3. Ковш – черпак.
- Название говорит само за себя. Для чего он предназначен?
+ что – нибудь черпать.
Слайд 4. Ендова. Хлебница.
- Ендова - огромная чаша с носиком для разлива вина.
- Как празднично украшена хлебница. Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.
Слайд 5. Резные солоницы.
- Перед вами игрушечные креслица, уточки. Как вы думаете, что это?
+ это солоницы.
Слайд 6. Рубель.
- С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты, намотанные на скалку.
Слайд 7. Вальки.
- С помощью этого предмета женщины выколачивали при стирке белье на реке.
- Есть еще один незаменимый предмет в хозяйстве у женщин. При помощи этого предмета они пряли пряжу.
Что это за предмет?
+ Прялка.
Слайд 8. Прялки.
- Кто - нибудь из вас видел настоящую прялку у своих бабушек или прабабушек? И как на ней работают?
- Давайте рассмотрим разновидности прялок. (Показ в презентации).
- Что особенного заметили при рассматривании прялок?
+ что они очень нарядные.
- Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украшать особенно нарядно. Прялки были и резные и расписные. При росписи прялки мастера использовали всего четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий – и добавляли черный и белый цвет для контуров.
Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
- Какими элементами украшали прялки?
+ символами солнца, земли, растительный орнамент и животные – кони и причудливые птицы.
- Давайте рассмотрим основные элементы прялки?
Слайд 9. Основные элементы прялки.
Городки – разные выступы в верхней части, обозначающие путь солнца по небосводу.
Лопасть – к ней прикреплялась кудель.
Серьги - выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца.
Ножка.
Донце - горизонтальное сиденье для пряхи.
Слайд 10. За прялкой.
- Обратите внимание, как происходил процесс прядения. Женщина (ее называли пряха) садилась на донце прялки, которое ставилось на скамью. К лопасти привязывалась кудель (пучок вычесанной шерсти, приготовленной для пряжи). Так прялась пряжа при помощи веретена.
Это были самые первые ручные прялки.
Со временем появились и другие прялки - это самопрялки. (Показ разновидности прялки)
Показ выполнения работы.
- Вы наверняка уже догадались, что вы сегодня будете рисовать.
+ прялку.
- Я предлагаю побыть в роли народных мастеров и нарисовать свою прялку. А при украшении использовать различные символы, растительный орнамент, коней и причудливых птиц о которых мы говорили ранее.
Сейчас я покажу, как это можно сделать.
Поэтапный показ.
1. Нарисовать лопасть и ножку.
2. Оформить верх лопасти городками, а низ «серьгами».
3. Составить композицию из узоров, орнаментов, символов.
4. Выполнить эскиз в цвете, используя 3-4 цвета, а также черный и белый для контура. (Показ образца в цвете).
5. Вырезать прялку.
Физминутка.
Творческая практическая деятельность.
- А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
(В ходе работы при затруднении оказываю помощь).
Выставка работ учащихся .
К доске выходят 5-6 человек со своими работами и показывают их классу.
- Ребята, как вы думаете, почему я их вызвала показать вам свои работы?
+ …
- Да, действительно, работы выполнены очень аккуратно, правильно изображена форма прялки, удачно выбрана символика росписи, верно выполнена компоновка декора. Ребята творчески подошли к выполнению работы. Молодцы!
- У кого-то есть еще работы, которые выполнены с соблюдением этих правил?
+ …
- Все те, кто сейчас выходили, получают за свою работу оценку 5. Остальные ребята оставляют свои работы здесь – я их проверю и выставлю оценки.
Давайте еще раз посмотрим на наши работы! Вот и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Рефлексия (подведение итога).
- Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой.
- Как и с какой целью украшали предметы быта и труда наши предки?
- О чем нам рассказывают украшения предметов?
- Можно ли считать его только украшением?
Домашнее задание.
- Д/з: подобрать пословицы и поговорки о прядении.
Критерии оценки работ учащихся:
Аккуратность.
Правильное изображение формы лопасти прялки.
Уместный выбор символики росписи, декора.
Правильная компоновка декора.